Hamburgische Staatsoper
Гамбургская государственная опера — старейший общедоступный музыкальный театр в Германии. Создание театра началось в 1677 году по инициативе городского самоуправления. Гамбург был городом, не затронутым Тридцатилетней войной, и местные бюргеры обладали достаточными средствами для организации собственной оперной сцены. Театр был открыт 2 января 1678 года оперой «Адам и Ева, или Сотворенный, павший и спасенный человек», написанной Иоганном Тайле.
В отличие от существующих оперных театров в других немецких городах Гамбургская государственная опера не была придворным, первое время труппа состояла из певцов-любителей; кроме того театр зависел не от пристрастий двора, а от вкусов протестантского среднего класса и духовенства, что нашло отражение в его репертуаре. В первые годы существования театра ставились произведения на религиозные сюжеты. В дальнейшем круг постановок расширился до мифологических, и легендарно-исторических, бытовых, а также опер «на злобу дня».
С 1695 года музыкальным руководителем театра стал композитор и дирижёр И. З. Куссер, ранее поставивший ряд собственных опер в Брауншвейге. Куссер был лично знаком с Люлли и находился под воздействием творчества французского композитора. В Гамбурге он ввёл увертюру по образцу произведений Люлли, танцевальные фрагменты в опере и вообще постарался привить французский стиль. В этот период в театре, среди прочих, ставятся комические оперы Георга Филиппа Телемана, произведения Генделя, Иоганна Маттезона, Райнхарда Кайзера, который впоследствии сменил Куссера на посту музыкального руководителя, а затем стал и директором театра.
С 1738 года Гамбургский оперный театр прекращает своё существование. На его сцене выступают преимущественно гастролирующие итальянские труппы. В 1763 году деревянное здание театра оказывается окончательно разрушенным. В новом здании Городского театра, построенном в 1765—1766 годах, идут как музыкальные, так и драматические спектакли.
В 1827 году строится новое здание театра, которое открыто 3 мая 1827 года «Эгмонтом» Гёте.
С 1891 по 1897 год руководителем оперного театра был Густав Малер. С 1931 по 1933 год театр возглавлял Карл Бём, которого сменил Эуген Йохум.
2 марта 1943 года в здание театра попала бомба, полностью разрушившая зрительный зал. В 1953 году начинается демонтаж развалин и новое строительство, завершённое в 1955 году.
С 1973 года балетную труппу театра возглавляет Джон Ноймайер. В 2003 пост главного дирижёра Гамбургской государственной оперы заняла Симона Янг.
История балета
Первые сведения о балетных представлениях в Гамбурге относятся к 1700 году. В Гамбургском оперном театре (основан в 1678) балетмейстеры Леман, Бенджамен, Батист ставили спектакли на музыку Ж. Б. Люлли, Р. Кайзера и Г. Ф. Телемана; балеты давались в основном приезжими итальянскими труппами. История профессионального балетного театра в Гамбурге начинается с 1769, когда силами артистов «Дома комедии Аккермана» был показан балет «Дон Жуан» (балетмейстер Ф. Л. Шрёдер). Позднее здесь работали итальянские балетмейстеры Николини и А. Сакко. При них балеты составляли уже более трети репертуара театра. В 1830-40-х гг. ставились большие балеты, приглашались знаменитые гастролёры: М. Тальони, Л. Гран, Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито, А. Сен-Леон, супруги Прайс. Во 2-й половине 19 века балетмейстеры часто менялись. Короткий период расцвета приходится на 60-е гг., когда здесь поставила свои первые балеты К. Ланнер.
После 1-й мировой войны О. Брандт-Кнак создала несколько спектаклей в духе «нового художественного танца», подготовив почву для постановок Р. фон Лабана. За короткий срок (1923-25) Лабан оживил репертуар труппы, открыл «Театр камерного танца» и школу, которую затем возглавил его ученик А. Кнуст. Для становления театра много сделала Х. Сведлунд, работавшая в 1932-55 (с перерывом) и поставившая современные балеты. П. ван Дийк, главный балетмейстер Гамбургской государственной оперы в 1962-70, повысил исполнительский уровень труппы и ввёл в репертуар балеты классического наследия и постановки современных балетмейстеров (главным образом Дж. Баланчина). В начале 70-х гг. здесь работали А. Тюдор, Г. Тетли, М. Бежар, Дж. Кранко.
С 1973 коллективом руководит американский балетмейстер Дж. Ноймайер. Возглавляемая им труппа стала одним из лучших коллективов ФРГ с обширным и разнообразным репертуаром. В репертуаре постановки Ноймайера — «Тишина» Крама, «Trauma» Генцмера, «Дон Жуан» на музыку Глюка и де Викториа, «Третья симфония Малера», «Песни Рюккерта» на музыку одноимённого вокального цикла Малера, «Эпилог» на музыку Малера, «Ромео и Джульетта», «Дафнис и Хлоя»; «Детские сцены» на музыку одноимённого фортепианного цикла Шумана, «Сумерки» на музыку Скрябина, «Иллюзии — как Лебединое озеро» на музыку балета Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Весна священная», «Вариации на темы «Петрушки»; Дж. Баланчина — «Агон»; «Дивертисмент No 15» на музыку Моцарта; Дж. Роббинса — «Свадебка».
Среди постановок последних лет (в скобках фамилии балетмейстеров): «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона и Лигети, «Ариэль» на музыку Моцарта, «Гамлет: подразумеваемое» на музыку Копленда, «Танец для начала» на музыку Бриттена, «Танец для конца» на музыку Воан-Уильямса, «Струнный квартет До мажор» на музыку произведений Шуберта, «Четвертая симфония Малера» — все в 1977, балетмейстер Ноймайер; «Подобно стрекозам над водой» на японскую традиционную музыку и музыку Моцарта (В. Хьюгс), «Воспоминания детства» на музыку Нам Джюн Пайк (Б. Кордуа), «И она плакала потому, что...» на музыку Арпа (В. Букович), «Спящая красавица» и «Элегия» на музыку Чайковского (оба — Ноймайер) — все в 1978.
Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981