Гамбургская государственная опера

Hamburgische Staatsoper

Город
Гамбург
Год основания
1678
Тип
Гамбургская государственная опера (Hamburgische Staatsoper)

Гамбургская государственная опера — старейший общедоступный музыкальный театр в Германии. Создание театра началось в 1677 году по инициативе городского самоуправления. Гамбург был городом, не затронутым Тридцатилетней войной, и местные бюргеры обладали достаточными средствами для организации собственной оперной сцены. Театр был открыт 2 января 1678 года оперой «Адам и Ева, или Сотворенный, павший и спасенный человек», написанной Иоганном Тайле.

В отличие от существующих оперных театров в других немецких городах Гамбургская государственная опера не была придворным, первое время труппа состояла из певцов-любителей; кроме того театр зависел не от пристрастий двора, а от вкусов протестантского среднего класса и духовенства, что нашло отражение в его репертуаре. В первые годы существования театра ставились произведения на религиозные сюжеты. В дальнейшем круг постановок расширился до мифологических, и легендарно-исторических, бытовых, а также опер «на злобу дня».

С 1695 года музыкальным руководителем театра стал композитор и дирижёр И. З. Куссер, ранее поставивший ряд собственных опер в Брауншвейге. Куссер был лично знаком с Люлли и находился под воздействием творчества французского композитора. В Гамбурге он ввёл увертюру по образцу произведений Люлли, танцевальные фрагменты в опере и вообще постарался привить французский стиль. В этот период в театре, среди прочих, ставятся комические оперы Георга Филиппа Телемана, произведения Генделя, Иоганна Маттезона, Райнхарда Кайзера, который впоследствии сменил Куссера на посту музыкального руководителя, а затем стал и директором театра.

С 1738 года Гамбургский оперный театр прекращает своё существование. На его сцене выступают преимущественно гастролирующие итальянские труппы. В 1763 году деревянное здание театра оказывается окончательно разрушенным. В новом здании Городского театра, построенном в 1765—1766 годах, идут как музыкальные, так и драматические спектакли.

В 1827 году строится новое здание театра, которое открыто 3 мая 1827 года «Эгмонтом» Гёте.

С 1891 по 1897 год руководителем оперного театра был Густав Малер. С 1931 по 1933 год театр возглавлял Карл Бём, которого сменил Эуген Йохум.

2 марта 1943 года в здание театра попала бомба, полностью разрушившая зрительный зал. В 1953 году начинается демонтаж развалин и новое строительство, завершённое в 1955 году.

С 1973 года балетную труппу театра возглавляет Джон Ноймайер. В 2003 пост главного дирижёра Гамбургской государственной оперы заняла Симона Янг.

Википедия


История балета

Первые сведения о балетных представлениях в Гамбурге относятся к 1700 году. В Гамбургском оперном театре (основан в 1678) балетмейстеры Леман, Бенджамен, Батист ставили спектакли на музыку Ж. Б. Люлли, Р. Кайзера и Г. Ф. Телемана; балеты давались в основном приезжими итальянскими труппами. История профессионального балетного театра в Гамбурге начинается с 1769, когда силами артистов «Дома комедии Аккермана» был показан балет «Дон Жуан» (балетмейстер Ф. Л. Шрёдер). Позднее здесь работали итальянские балетмейстеры Николини и А. Сакко. При них балеты составляли уже более трети репертуара театра. В 1830-40-х гг. ставились большие балеты, приглашались знаменитые гастролёры: М. Тальони, Л. Гран, Ф. Эльслер, К. Гризи, Ф. Черрито, А. Сен-Леон, супруги Прайс. Во 2-й половине 19 века балетмейстеры часто менялись. Короткий период расцвета приходится на 60-е гг., когда здесь поставила свои первые балеты К. Ланнер.

После 1-й мировой войны О. Брандт-Кнак создала несколько спектаклей в духе «нового художественного танца», подготовив почву для постановок Р. фон Лабана. За короткий срок (1923-25) Лабан оживил репертуар труппы, открыл «Театр камерного танца» и школу, которую затем возглавил его ученик А. Кнуст. Для становления театра много сделала Х. Сведлунд, работавшая в 1932-55 (с перерывом) и поставившая современные балеты. П. ван Дийк, главный балетмейстер Гамбургской государственной оперы в 1962-70, повысил исполнительский уровень труппы и ввёл в репертуар балеты классического наследия и постановки современных балетмейстеров (главным образом Дж. Баланчина). В начале 70-х гг. здесь работали А. Тюдор, Г. Тетли, М. Бежар, Дж. Кранко.

С 1973 коллективом руководит американский балетмейстер Дж. Ноймайер. Возглавляемая им труппа стала одним из лучших коллективов ФРГ с обширным и разнообразным репертуаром. В репертуаре постановки Ноймайера — «Тишина» Крама, «Trauma» Генцмера, «Дон Жуан» на музыку Глюка и де Викториа, «Третья симфония Малера», «Песни Рюккерта» на музыку одноимённого вокального цикла Малера, «Эпилог» на музыку Малера, «Ромео и Джульетта», «Дафнис и Хлоя»; «Детские сцены» на музыку одноимённого фортепианного цикла Шумана, «Сумерки» на музыку Скрябина, «Иллюзии — как Лебединое озеро» на музыку балета Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Весна священная», «Вариации на темы «Петрушки»; Дж. Баланчина — «Агон»; «Дивертисмент No 15» на музыку Моцарта; Дж. Роббинса — «Свадебка».

Среди постановок последних лет (в скобках фамилии балетмейстеров): «Сон в летнюю ночь» на музыку Мендельсона и Лигети, «Ариэль» на музыку Моцарта, «Гамлет: подразумеваемое» на музыку Копленда, «Танец для начала» на музыку Бриттена, «Танец для конца» на музыку Воан-Уильямса, «Струнный квартет До мажор» на музыку произведений Шуберта, «Четвертая симфония Малера» — все в 1977, балетмейстер Ноймайер; «Подобно стрекозам над водой» на японскую традиционную музыку и музыку Моцарта (В. Хьюгс), «Воспоминания детства» на музыку Нам Джюн Пайк (Б. Кордуа), «И она плакала потому, что...» на музыку Арпа (В. Букович), «Спящая красавица» и «Элегия» на музыку Чайковского (оба — Ноймайер) — все в 1978.

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981

реклама

вам может быть интересно

Фестиваль симфонических оркестров мира Фестивали, конкурсы, премии

Публикации

Нижинский-гала XLV 26.07.2019 в 17:15
Северная свадьба 23.11.2015 в 10:20
Окно в Ноймайера 27.11.2012 в 19:42

Ссылки по теме

рекомендуем

смотрите также

Конкурс оперных певцов Елены Образцовой Фестивали, конкурсы, премии
Мюнхенский оперный фестиваль Фестивали, конкурсы, премии
Брегенцский фестиваль Фестивали, конкурсы, премии
Зальцбургский Пасхальный фестиваль Фестивали, конкурсы, премии
Театр «Ла Монне» Театры и залы
Конкурс имени Чайковского Фестивали, конкурсы, премии
Большая Римская премия Фестивали, конкурсы, премии
Конкурс артистов балета «Арабеск» Фестивали, конкурсы, премии

Реклама