Гамбургская премьера «Дон Кихота» в редакции Нуреева

В Гамбургском балете Джона Ноймайера идут, за редким исключением, только балеты Джона Ноймайера. В этом театральном сезоне таким исключением стал «Дон Кихот» в хореографической версии Рудольфа Нуреева. Премьеру приурочили к двухсотлетию Мариуса Петипа. Для работы над постановкой пригласили директора Венского государственного балета Манюэля Легри, некогда танцевавшего партию Базиля под руководством Нуреева.

Джон Ноймайер так объясняет своё решение включить в репертуар это классическое произведение: ««Дон Кихот» не был моим любимым балетом, слава его противоречива. Когда балетоманы слышат это название, сразу вспоминают о Grand Pas de deux, как виртуозно оно должно исполняться. В прошлом я стремился избегать того, чтобы мои балеты смотрели под подобным углом. В 1979 году я создал своего собственного «Дон Кихота» на музыку Рихарда Штрауса. Но в процессе развития моей балетной труппы моё мнение по отношению к традиционному варианту изменилось. Нужно исходить из потребностей танцовщиков. Я чувствую, что для ряда моих танцовщиков «Дон Кихот» — необходимый в балетной карьере».

О том, почему для постановки была выбрана именно версия Нуреева по Мариусу Петипа, Ноймайер говорит так: «У Рудольфа я нахожу убедительное развитие отдельных характеров, а не только фигуры, исполняющие сложные пируэты и прыжки».

Ноймайеру вторит Мануэль Легри: «В хореографии Рудольфа обнаруживается развитие персонажей, оно прослеживается по деталям – это необычно для поклонников «Дон Кихота». Сюда можно прибавить особенное настроение: редакция Нуреева пронизана чистой радостью танца и движения!… Его версия – аутентичная и, в то же время, несёт несомненный личностный отпечаток. По факту, в «Дон Кихоте» мы наблюдаем всех персонажей в развитии. Каждый персонаж является весомым, даже Гамаш. Все сюжетные нити подспудно связаны друг с другом и взаимно обогащают друг друга. Рудольф здесь тонко поставил техническую виртуозность на службу действию».

В трейлере балета говорится о том, что в «Дон Кихоте» Нуреева по Петипа встречаются Восток и Запад. Характерную для русского балета танцевальную виртуозность считают восточной, на Западе же особенно ценят логично выстроенное действие.

Балет нравится стройностью кордебалетных сцен, роскошными костюмами Николаса Георгиадиса, тёмным южным колоритом. Солистам же несколько недоставало покоряющего размаха, захватывающего полёта. Оркестр под управлением американского дирижёра Гаррета Кеаста также несколько заземлял действие.

В партии Китри выступает миниатюрная двадцатитрёхлетняя японка Мадока Сугаи. Она восхищала скорее точностью, филигранной техникой исполнения мельчайших деталей, но не энергией прыжков и вдохновением. Александр Труш сопровождал её в партии Базиля.

На протяжении спектакля ревнивая и своенравная Китри становится мягче. Совсем не ужасным оказывается Гамаш (Константин Целиков), в конце переодевшийся в женщину и тем самым вынудивший своего обидчика Дон Кихота (Карстен Юнг) поцеловать ему руку. Крадущий кур и рыб Санчо Панса (Николас Глэсман) здесь с монашеской тонзурой, хотя Сервантес с печально известной испанской католической церковью предпочёл не связываться.

Гамбургская публика, всё-таки, иногда скучающая по классическим балетам, приняла спектакль с восторгом, но без овации.

Foto: © Kiran West

Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в Гамбургскую государственную оперу, Филармонию на Эльбе, а также ряд немецких и европейских театров, концертных залов и музыкальных фестивалей.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама