Оперу «Воццек» Альбан Берг посвятил Альме Малер-Верфель («Alban-Alma»), она нашла финансирование для издания партитуры. Мировая премьера состоялась 14 декабря 1925 года в Берлине, но в своей автобиографии Альма Малер-Верфель более подробно описывает пражскую премьеру в 1926 году: «Франц Верфель вошёл в комнату, размахивая газетным листом. Он зачитал, смеясь: бургомистра Праги на генеральной репетиции «Воццека» хватил удар от возмущения, вызванного музыкой Альбана Берга. … Бестактно день премьеры совпал с днём похорон бургомистра. Отмщение не заставило себя ждать».
Альма Малер и Франц Верфель сидели на виду, Альбан и Хелена Берги — в глубине ложи, они быстро ушли. Ярость публики обрушилась на Франца Верфеля и Альму, их приняли за композитора с женой. Им кричали: «Проклятые евреи! Позор!» «Но Альбан Берг не был евреем», – возмущается Альма Малер-Верфель.
Подобные страсти в зале Гамбургской оперы, конечно, не бушевали и в помине, хотя, задумывая в 1998 году свою постановку как провокационную, Петер Конвичный, может быть, и был бы не против. Исходный пункт рассуждений режиссёра таков: на оперной сцене невозможно аутентично показать бедность, поэтому лучше вообще оказаться от декораций и сделать исполнение концертным.
Солдат Воццек настолько беден, что не может жениться на своей возлюбленной Мари и вынужден предоставлять своё тело для сомнительных экспериментов Доктору. Любые декорации, которые всё равно будут дорогостоящими – ложь по отношению к этой бедности и сопровождающему её отчаянию. Поэтому честнее петь «Воццека» во фраках в белом пустом квадрате (подчёркивающем одиночество персонажей).
Георгу Бюхнеру, автору пьесы «Войцек», было всего лишь 23 года, когда он умер от тифа. «Думаю, что Берг как композитор пытался передать вопль, издаваемый текстом Бюхнера. Наша задача в том, чтобы зрители услышали этот крик сегодня», – говорит Петер Конвичный.
Из реквизита в спектакле только деньги, густо сыплющиеся с потолка как осенние листья. Не обошлось и без стульев: их опрокидывают, показывая, что нарушен социальный и внутренний порядок. Стулья, так замучившие своим присутствием в каждом втором спектакле, простительны, может быть, только Конвичному как стоявшему у истоков этого мебельного движения. На спектакле сразу же становится ясно, откуда набрался своих «революционных» идей Вилли Декер.
Убийство Мари поставлено хореографически, это – часть серии или типовое явление, когда униженные отыгрываются на ещё более слабых. Одна из ключевых идей Конвичного состоит в том, что богатые не более свободны, чем бедные, и точно также вынуждены унижаться за деньги: нарядный Воццек постоянно стоит в позе просителя.
19 ноября в спектакле под управлением Кента Нагано участвовали: Георг Нигль (Воццек), Гун-Брит Баркмин (Мари), Юрген Захер (Капитан), Тигран Мартиросян (Доктор), Симон О'Нейль (Тамбурмажор).
Фото: © Brinkhoff/Mögenburg