Для режиссёра Александра Шулина работа над гамбургской постановкой оперы Верди «Бал-маскарад» в своё время была, похоже, проходной: в спектакль он особенно не вкладывался, но ничего особенно и не испортил. Персонажи в ярких костюмах двигаются на фоне блёкло-серой деревянной декорации — гимн шведскому экологическому дизайну.
Режиссёр сделал основную ставку на нагнетание театральной условности. Так, подслушивая разговор Ульрики и Амелии, король Густаво стоит прямо рядом с ними, ничуть не прячась, в полуметре. Амелия, собираясь ночью на кладбище, набросила на плечи только полупрозрачный белый платок. Вместо портрета перед графом Анкарстрёмом вышел постоять сам король. Смертельно раненый Густаво как ни в чём ни бывало встал, спел, потом быстро лёг на пол и сразу умер. В то же время Амелию, например, вполне можно было бы одеть и так, чтобы её нельзя было узнать: существовали в те времена и подходящие для этой цели плащи, и подходящие вуали. Что зачем-то и показали на балу, где всех действительно почти неузнаваемо нарядили как на венецианский маскарад тех времён — в бауты, чёрные плащи и т.д. Шли бы уже в условностях до конца.
Объявили, что Рамон Варгас (Густаво III) выступает больным, но крепло подозрение, что принципиальной разницы между простуженным и полноценным выступлением не было бы — его король, так или иначе, скучен.
Настоящий Густав III был, как полагают историки, гомосексуалистом. В спектакле намёки на этот факт можно усмотреть в лёгких заигрываниях короля с Оскаром. Так или иначе, любовь к Амелии и связанные с ней страдания — только одно из многих романтических мечтаний и развлечений оперного Густаво. Вспомним, что сцена его последнего прощания с Амелией обрамлена звуками бальных танцев. Несчастный влюблённый — не более чем одна из масок благородного, но легкомысленного короля. Напомню, что Густав III в 1771 основал первую консерваторию за пределами Италии (Шведскую королевскую музыкальную академию), а в 1782 году — первый шведский оперный театр, где и был убит.
Кармен Джаннаттазио (Амелия) — очень сильная женщина. Она, фактически, проорала всю партию, при этом, голос ничуть не просел, как начала, так и закончила. На мой вкус, она слишком много суетилась на сцене, но, объективно, её ария в третьем акте была драматически проработана, и зарыдала она в конце этой арии весьма эффектно.
Картал Карагедик по своему типажу и темпераменту отлично подошёл на роль Анкарстрёма — ярость и ревность, затянутые в корсет. У графов-заговорщиков (Денис Велев и Бруно Варгас) понравились причёски.
Ульрику решили сделать cедеющей блондинкой с красным розаном в волосах в небрежном рокайльном стиле. Юдит Кутаси озвучила этот образ богатым обертонами мощным голосом, с несколько «бабьим» отливом.
В партии Оскара блеснула тонким сопрано Катарина Конради — очень красивая и пластичная, она отлично двигалась по сцене.
Оркестр под управлением Стефано Ранцани был умело подстроен и никому не мешал кричать. Хотя «Бал-маскарад» 24 марта и не имел серьёзных недостатков, на душе было спокойно, что я на этот спектакль никого с собой не привела.
Премьера спектакля состоялась 8 апреля 2001 года.
Foto: © Hans Jörg Michel
Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в Гамбургскую государственную оперу, Филармонию на Эльбе, а также ряд немецких и европейских театров, концертных залов и музыкальных фестивалей.