«Прекрасная Елена» в Гамбургской опере

31 декабря в зале Гамбургской оперы гудел круизный лайнер «Jupiter Statur». С его борта кудрявый Парис похитил Елену со следами былой красоты. Речь о постановке оперетты Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена», осуществлённой франко-канадским творческим тандемом Barbe & Doucet (режиссёр и хореограф Рено Дусе, сценограф Андре Барбе).

В оперетте Жак Оффенбах и его либреттисты Анри Мельяк и Людовик Галеви смеются над условностями буржуазного брака. События, «загримированные» авторами под античные, постановщики перенесли в 1960-е годы. Посольство Венеры с острова Киферы во главе с верховным жрецом (Парисом) прибывает с цветами в волосах и косяками, призывая к расслабленности и сексуальной свободе.

Елена, по замыслу постановщиков, должна покорять скорее своими нарядами, чем юностью. Так они показывают, что женщина в любом возрасте хочет быть желанной. В долгом браке супруги устали друг от друга: муж больше внимания уделяет греческим статуям, а жена мечтает о молодом возлюбленном. Елену ударило по голове монументальным Адонисом, покачнувшимся при транспортировке, и она вообразила себя самой красивой женщиной на Земле.

Меццо-сопрано Дженнифер Лармор (Елена) демонстрировала, скорее, актёрский талант, работая в пародийном ключе. И хотя нельзя требовать от разных интерпретаций одного и того же, пародия всё-таки проигрывает очаровательно-многогранному образу, созданному Анной Моффо в немецкой телевизионной версии. (К слову, несмотря на кажущиеся сегодня нелепыми костюмы, эту версию 1975 года можно назвать удачной: для фильма написали новые диалоги и тем самым добавили юмора и событий; убрали Ореста, зато ввели Герострата, постоянно экспериментирующего с зажигательными смесями.)

Непринуждённый и мужественный тенор Алексея Пальчикова стал одним из главных украшений спектакля, и не зря его персонажа (Париса) увенчали лавровым венком. Принца-пастушка нарядили в жилетку, отделанную, под стать причёске, овечьим мехом.

Отто Кацмайер (Калхас) мог бы действительно подрабатывать авгуром при храме Юпитера: прихожане бы радовались. В капитанской фуражке он не посрамил чести гамбургских моряков. Менелай (Петер Гайард) по приказанию подкупленного оракула неизвестно зачем недовольно и уморительно отправляется на Крит на надувной лодке.

Другие греческие цари получились один другого веселее, и жаль, что им отведено мало сценического времени. Аякс I (Сергей Абабкин) и Аякс II (Юлиан Роде) – не слишком ловкие и не слишком смышлёные футболисты. Агамемнон (Виктор Рудь) в золотых «доспехах» блистательно всплывает с аквалангом из бассейна. От него не отстаёт Ахилл (Зияд Неме) – позолоченный король рок-н-ролла. Орест (Макс Эмануэль Ценчич) в окружении «гетер» призывает всю компанию веселиться и радоваться за народные деньги.

Оркестр под управлением немецкого дирижера Натана Брока звучал несколько тяжеловато для французской оперетты, зато хор, натренированный Кристианом Гюнтером, вносил в представление лёгкую праздничную ноту.

Спектакль напоминает о том, сколько на свете существует цветов и их сочетаний, помимо унылой серо-черной гаммы, доминирующей в современных постановках.

Гермес в крылатых сандалиях кое-как пролетел над сценой, доставляя послание Венеры. Развод греческих гвардейцев-эвзонов, танец матросов со швабрами, атлетов с гантелями и девушек в мини-юбках, а также две продолжительные паузы, во время которых зрители подкрепляли свои силы, не без успеха создавали новогоднее настроение.

Foto: © Klaus Lefebvre

реклама