«Сильвия», балет Джона Ноймайера

Этой осенью на гамбургской сцене возобновились показы «Сильвии» Джона Ноймайера. Мировая премьера этого балета на музыку Лео Делиба прошла 30 июня 1997 года во дворце Гарнье; в тот же год 7 декабря он был представлен в Гамбурге.

Хореография исходного балета 1876 года не сохранилась; его либретто основывается на драматической пасторали Торквато Тассо «Аминта» (1573). В оригинале это запутанная история о похищении высокомерной, но укрощённой Эросом нимфы Сильвии Чёрным охотником Орионом и о её воссоединении, после многих перипетий, с пастушком Аминтой.

Ноймайер, с одной стороны, упростил, с другой — углубил и переосмыслил сюжетную линию.

«Очевидно, что "китчевое" либретто Жюля Барбье и барона Рейнаха сегодня выглядит совершенно нелепо. Не может ли тогда сюжет быть совсем простым? Изображение в танце сильной, спортивно-воинственной женщины, которая разрывается между силой и ранимостью, только с трудом находит баланс между агрессией и нежностью, защитными реакциями и преданностью; женщины, которая сначала должна познакомиться со своей чувственностью и пережить страсть, чтобы открыть для себя простую безыскусную любовь», — так Ноймайер поясняет свой замысел. И продолжает, рассказывая о том, как вписал свои хореографические идеи в музыку Делиба: «Мне казалось естественным взять по отношению музыке определённую дистанцию и снять с произведения опереточный налёт. Вместо этого — поиск танцевальных образов, движений и эмоциональных ситуаций, осмеливающихся на почти шокирующий диалог с музыкой».

Балет имеет подзаголовок «Три хореографических стихотворения на мифологическую тему». Эти стихотворения называются «Искусство стрельбы из лука: Весенняя ночь в магическом лунном свете», «В царстве чувств: Тёплая ночь. Лето. Конец лета», «Зимнее солнце».

Сюжет умело пересказывается в сопроводительной статье Йорна Рикхоффа «Поэтический балет вне времени: "Сильвии" Джона Ноймайера исполняется 25 лет»:

«...Сильвия — это амбициозная спортсменка в таком виде большого спорта, как cтрельба из лука. Вся её жизнь ограничена пределами спортивной группы под руководством строгого тренера Дианы. Когда Аминта — робко и восторженно-мечтательно влюбённый в неё — проникает в этот замкнутый космос, в воздухе появляется особенное напряжение. Но Сильвия не может и не хочет оставить cвоё окружение и отталкивает Аминту. … Во второй части балета Эрос в образе красивого пастуха Ориона вовлекает Сильвию в жизнь за пределами тренировок, чтобы она могла открыть в себе и осознать свою чувственную сторону. В третьей части Сильвия встречается с Аминтой спустя десятилетия. Так же, как и во время первой встречи, её движение сначала осторожные и нерешительные. Однако затем происходит подлинный обмен чувствами — выражение взаимного расположения, означающего возможность полноценной совместной жизни. Но для этого уже слишком поздно: оба уже давно вступили в другие связи, делающие невозможным совместное будущее».

Поправим здесь Рикхоффа: Аминта так и не вступил в новую связь, он печально появляется с плакатом «Спасите лес!» (актуализация по сравнению с изначальной французской версией) и одиноко танцует свой угловатый танец.

По поводу Дианы, усиленно следящей за тем, чтобы её нимфы концентрировались исключительно на спорте, Рикхофф замечает:

«В то время как в своём отношении к Сильвии Диана выступает за строгое соблюдение заданных правил, в своей собственной жизни она менее последовательна. Также, как Сильвия, Диана однажды встретила красивого пастуха Эндимиона. По её желанию верховный бог погрузил Эндимиона в вечный сон, навеки сохраняющий его юное тело. Регулярно посещая Эндимиона по ночам, Диана нашла тайную возможность сближения с противоположным полом. То, что тренерская позиция Дианы, строго ориентированная на спортивный результат, основывается на её непрояснённом отношении к собственной чувственности, сообщает этому персонажу трагическое измерение...».

Для балетов Ноймайера характерены прологи в тишине. Здесь он заходит ещё дальше — представление начинается, когда зрители ещё только начинают собираться в зале. В уголке спит Эндимион (Аллессандро Фрола), изящно меняя сонные позы. Мужские и женские фигуры на голубом фоне создают атмосферу светлой весенней ночи.

Сценография предельно проста и лаконична: подсвеченные прямоугольники входов и выходов из стены; контуры деревьев, будто вырезанные из картона; обломок античной статуи, полумесяц (римская богиня Диана соответствует греческим Артемиде и Селене - богине Луны).

В музыке, сопровождающих появление нимф Дианы, угадывается вагнеровский Полёт валькирий (оркестр выступает под управлением Маркуса Летинена). Лучницы врываются на сцену с боевым кличем.

На протяжении спектакля Сильвия проходит определённый путь личного становления, перестаёт быть частью группы и обретает собственную индивидуальность. В то же время пастух Аминта, Диана и другие её нимфы не меняются. Аминта (Атте Килпинен) зациклился на своей юношеской любви и нашёл утешение в экологических протестах. Диана (Элен Буше), влюблённая в законсервированного Эндимиона — своеобразное олицетворение неподвижности внутреннего мира.

Миниатюрная японка Мадока Сугаи контрастно представила все жизненные этапы своей героини. Вначале это — асексуальный, упоённый своей физической силой и ловкостью подросток. Боясь осуждения Дианы и cвоей группы, Сильвия прилюдно унижает Аминту.

Потом это робкая, утончённая, неуверенная в себе и иногда безвольная девушка (которая, однако, проявляет свою волю, отказавшись возвращаться к Диане). Затем Сильвия становится женщиной, осознающей свою силу и привлекательность. Окончательный разрыв с миром спорта символизирует курение.

Как было обозначено выше, пространство Эроса (атлетически рельефный и многообразный Феликс Пакет) — лето. Но в действительности на сцене нет ничего летнего. Этот белый мир, заполненный элегантными чёрными фигурами, выглядит опасным и неуютным. Ноймайер показывает отношения между мужчинами и женщинами как напряжённое силовое взаимодействие, в которое вклиниваются моменты нежности, растерянности и неуверенности. Сильвия здесь — сначала одна среди многих мужчин, а потом одна среди многих женщин, хотя её и выделяет бордовое платье. В итоге она уходит из зала под руку с мужчиной, глядя на него влюблёнными глазами.

В лесу, где встречает Аминту, Сильвия появляется с чемоданом. Может быть, она ушла от мужа и тут произошла важная встреча. Но несмотря на все эмоциональные прозрения, в итоге Сильвия снова берёт под руку мужа и уходит с ним. Диана хочет выстрелить в неё, но Эрос останавливает этот порыв. Снова отвергнутый Аминта медленно уходит со сцены в дверной проём.

Представление 11 сентября 2021 года.

Foto: © Kiran West

реклама