«Луиза Миллер» в Гамбургской опере
Уже можно утверждать, что «Луиза Миллер» Верди в постановке Андреаса Хомоки — один из самых приятных спектаклей, идущих в этом сезоне на сцене Гамбургской государственной оперы.
Постановщики незначительно отступают от либретто Сальваторе Каммарано, где в центре стоит конфликт отцов и детей, чтобы приблизиться к Шиллеру, написавшему «мещанскую трагедию» «Коварство и любовь» накануне Французской революции. Персонажи действуют не на фоне тирольских деревенских ландшафтов, а перемещаются между пространством светской жизни и власти и буржуазно-мещанской приватной сферой.
Миллер — не отставной солдат, а снова придворный музыкант; Луиза — не крестьянка, а элегантная мещанка в позолоченном платье.
Хористы в белых париках помахивают козьими головами, насаженными на палки. Это напоминает о мнимом возвращении к природе, которое разыгрывала последняя французская королева Мария-Антуанетта, игравшая в Трианоне с козочками и изображавшая на сцене пастушку. Одновременно вспоминается раскрашенная и напудренная голова её подруги мадам де Ламбаль на пике.
Меч навис не только над головой Рудольфа и Луизы: в конце на сцене появляется гильотина. Рудольф поёт свою арию Oh! fede negar potessi на фоне картины, предвещающей не только смерть возлюбленной, но и гибель аристократии в пожаре революции.
Нино Мачаидзе (Луиза Миллер) с её темпераментом, драматическим напором и красотой во всём была настоящей героиней спектакля.
Она много двигалась по сцене, изображая молодую девушку. Но её голос, несмотря на чувственность и богатство оттенков, звучал неожиданно зрело, был лишён юношеской свежести. Так что, не было отчётливо выраженного вокального контраста между ней и Федерикой, герцогиней Остхеймской. Впрочем, герцогиня у румынской певицы Рамоны Захария получилась вдвойне проходным персонажем, несмотря на платье с непомерными фижмами.
К отравившему шестнадцатилетнюю девушку Фердинанду из драмы Шиллера трудно испытывать сочувствие. Он раздражает своей погоней за буржуазно-мещанским (несмотря на дворянское происхождение) идеалом женской чистоты, подозрительностью и любовным абсолютизмом, а также откровенной глупостью в романтической оболочке. (К слову, Верди переименовал героя в Рудольфа из цензурных соображений. «Луизу Миллер» композитор сочинял для неаполитанского театра Сан Карло, а правящего в то время короля Неаполя и Обеих Сицилий звали Фердинанд).
Рудольф в исполнении Ивана Магри вызывал гораздо больше симпатии, его голос звучал не всегда ровно, но легко и проникновенно. Итальянский баритон Роберто Фронтали выразил весь спектр переживаний несчастного Миллера. Рамаз Чиквиладзе (Вурм) и Александр Виноградов (граф Вальтер) создали своими басами стену, сквозь которую действительно было невозможно пробиться обречённым влюбленным. Граф Вальтер оказался внешне хрупким стариком, но наделённым голосом непререкаемой власти.
Разочаровал только дирижёр Йоханнес Фритш, не придававший действию целостности и динамизма, а, скорее, притормаживающий его. Но несмотря на это, а также на весь трагизм представленных публике событий, «Луиза Миллер» вызывает желание приходить в Гамбургскую оперу ещё и ещё.
Премьера спектакля состоялась 16 ноября 2014 года.
Фото: Моника Риттерхаус / Гамбургская государственная опера