«Песнь о Земле» — «симфония в песнях» Густава Малера. Композитор работал над этим произведением с 1907 по 1908 год, в трудный жизненный период: его старшая дочь Мария умерла от дифтерии, а у Малера обнаружилась сердечная болезнь, от которой он вскоре скончался и сам; кроме того, в Вене против него началась антисемитская компания, и Малер был вынужден оставить пост директора Королевского театра.
В основу симфонического вокального цикла легли стихи китайских поэтов VIII-IX вв. из сборника «Китайская флейта» в немецком переводе Ганса Бетге.
Здесь переплетаются такие мотивы, как стремление утопить в вине мысли о трагизме существования и восхищение красотой и ритмами природы,
очарование и мимолетность юности, боль в преддверии разлуки с другом навсегда, поиски покоя и прощание с жизнью.
Прежде Джон Ноймайер сам танцевал в балете «Песня о Земле» Кеннета Макмиллана; 24 февраля 2015 года в Париже прошла мировая премьера его собственной версии. Гамбургская редакция, по словам хореографа, «выигрывает в глубине», как всегда бывает «дома», где он работает с собственной труппой.
«Песня о Земле» — симфонический балет, то есть, не имеющий сюжета, поддающегося пересказу, на тему уязвимости и быстротечности человеческого бытия в бесконечности грандиозной Вселенной. В общем абстрактном течении приятно понимать смысл отдельных движений: вот «пьяницы весною» быстро опрокидывают в себя стаканчики, а вот юноша танцует на краю обрыва, срывается, но его подхватывают.
Джон Ноймайер сам придумал декорации, поставил свет и разработал лаконичные костюмы,
отталкиваясь как от «исторической китайской живописи», так и от современной неизменной моды на джинсы. Наиболее важным элементом в декорациях является диск — это Солнце, Луна, Земля и все планеты, Мир.
В балете есть пролог: танцовщики двигаются иногда в тишине, иногда под музыку из завершающей шестой части симфонии «Прощание». Так хореограф замыкает смысловой круг. Во время пролога в зале началась волна осеннего кашля, настолько сильная и продолжительная, что приходится здесь ее упоминать: возникла особая художественная констелляция, балет в сопровождении кашля без оркестра.
Саймон Хьюит дирижировал «Песней о земле» без размаха.
Несмотря на отдельные моменты неописуемой красоты, звук словно ютился в оркестровой яме и не заполнял зал плотно и безраздельно. Героический тенор Клауса Флориана Фогта, сильный и ровный, будто бы юношеский по звучанию, идеально соответствовал малеровской симфонии, как и баритон Михаэля Купфера-Радецкого.
Заключительный танец отражается в стеклянном потолке. Зеркало — символ границы между нашим и потусторонним миром. В самом конце меняется освещение, и мы заглядываем в другое призрачное измерение: Ноймайер показывает, что «со смертью не все кончается».
Премьера 4 декабря 2016 года; рецензируемый спектакль 9 декабря.
Фото: © Kiran West