«Альмира» была написана девятнадцатилетним Генделем для Гамбургской оперы на Гусином рынке, старейшего общедоступного оперного театра Германии, и представлена публике 8 января 1705 года. Эта первая юношеская опера оказалась единственной оперой Генделя, исполнявшейся в XIX веке. Также «Альмира» – единственная из сохранившихся опер Генделя, где нет партии для кастрата – их просто не было в распоряжении Гамбургского театра.
В этом раннем сочинении проскальзывает в сарабанде известная мелодия, позднее включенная композитором в оперу «Ринальдо» как ария «Lascia ch’io pianga». В актуальной гамбургской постановке она тоже звучит как ария.
Сюжет оперы выстроен по схеме, хорошо знакомой, например, по комедии Лопе де Веги «Собака на сене».
Юная кастильская королева Альмира, согласно завещанию покойного отца, должна выйти замуж за сына своего опекуна и советника Консалво. Его сын Осман, ради этой женитьбы мгновенно расторгающий помолвку с Эдилией, не слишком нравится королеве, тайно влюблённой в своего секретаря Фернандо. Также руки Альмиры добивается мавританский король Раймондо. Традиционный классицистский конфликт между чувством и долгом разрешается «волшебным» образом: Фернандо оказывается потерянным в детстве старшим сыном Консалво. Советник узнаёт его по перстню с рубином.
В постановке голландского режиссёра Жетске Мижнссен персонажи блуждают не только в лабиринте чувств, но и в лабиринте времени. Действие начинается во времена последней французской королевы Марии-Антуанетты, потом переносится в 1910 год, затем приходит черед английской королевы Елизаветы I, современницы Шекспира, и заканчивается всё в настоящем времени.
В основу положена идея, согласно которой выполняющие репрезентативные функции монархи всегда были лишены личной свободы, а их жизнь остаётся регламентированной. Постановочное время заполняется сменой аляповатых костюмов и пением перед закрытым занавесом.
Но праздник, который ещё до начала спектакля обещали выглядывающие из ямы длинные барочные грифы, всё же состоялся.
Лёгкий голос Кристины Ганш, исполнившей партию Альмиры, позволил ощутить красоту первой светлой любви её героини, трогательность её первой печали. Виктор Рудь в роли Фернандо выступал под «фонограмму»: на сцене заболевший артист только открывал рот. В яме его дублировал тенор Михаэль Смоллвуд.
В спектакле также участвовали Клара Эк (Эдилия), Дороття Ланг (Белланте), Туомас Катаяла (Осман), Павел Кудинов (Консалво) и Алин Анка (Раймондо).
Мелкие несовершенства терялись в общей прелести музыкального целого, и я уже давно не помню такого счастливого оперного вечера. Дирижёр Себастьян Руланд наполнил воздух французским шармом и непринуждённым обаянием молодости. Безмерно захотелось послушать под его изящным управлением оперы Люлли и Рамо.
Премьера состоялась 25 мая 2014 года; рецензируемый спектакль — 14 мая 2017 года.
Фото: Ben van Duin