Опера-сериа Телемана «Мирвайс» была впервые представлена публике двести девяносто лет назад в Гамбургском оперном театре на Гусином рынке и теперь снова идёт на малой сцене Гамбургской государственной оперы (Opera stabile). Либретто на немецком языке по мотивам газетных статей, рассказывающих о событиях в иранском городе Исфахане в 1722 году, сочинил Йоханн Самуэль Мюллер.
В постановке немецкого режиссёра Хольгера Либига классицистский конфликт между чувством и долгом разыгрывается в 1950-е годы в афганском ресторане с ажурным потолком. Зрители размещаются за столиками в этом ресторане и могут, сопереживая по мере сил, наблюдать за событиями в жизни его владельцев, официантов и других посетителей (артистов Международной оперной студии). Так постановщики напоминают и о том, что Телеман — один из самых знаменитых сочинителей застольной музыки (Tafelmusik).
Итак, афганский правитель Мирвайс (Мир Вайс), партию которого исполнил исландский баритон Йохан Кристинссон, одержав военную победу, оставил править в завоёванном городе Софи (Cергей Абабкин), сына побеждённого шаха, при условии, что он женится на его дочери. Софи отказывается жениться из политических соображений: он слишком любит Бемиру (Соомин Ли). В итоге оказывается, что скромная Бемира и есть дочь Мирвайса и его тайной возлюбленной Самиши, потерянная и вновь обретенная. Рузанна Григорян в роли Самиши внесла в постановку больше восточного колорита, чем декорация Николауса Веберна.
Параллельно разыгрывается ещё одна любовная история: Мурзах (Саша Эмануэль Крамер), брат Самиши, любит Низибис (Нареа Сон), молодую вдову, принявшую на воспитание Бемиру. Мурзах не решается открыто признаться в своих чувствах, а тем временем Земир (Шин Йео), также влюблённый в Низибис, пытается обманом вытеснить соперника, присваивая себе его заслуги, но терпит неудачу.
В буклете постановщики цитируют Руссо и Эриха Фромма на тему того, что человек должен быть мерой всех вещей, а не деньги, но осталось неясным, как именно они провели эти идеи в драматургически скучноватом спектакле. Низибис в пышном синем платье между своими колоратурами время от времени засыпала, лежа на столе, как будто бы у неё в сигаретах — не табак. Весело было только, когда из телефонной трубки вдруг раздалась ария.
Оркестр под управлением Фолькера Краффта звучал филигранно, с большим уважением к музыке Телемана; звук не старился искусственно, но был выдержан в барочной стилистике. Но что-то есть в этой опере Телемана слишком уж успокаивающее: один из слушателей, как раз за первым столиком, накрепко уснул уже в первом акте. Может быть, не только публике иногда хорошо не видеть артистов слишком близко, чтобы не рассеивалась аура их образов, но и артистам часто лучше не видеть отчётливо своих зрителей.
«Мирвайс» 7 июля стал последним оперным спектаклем в этом сезоне, традиционно завершившимся на день позже гала-концертом «Нижинский-гала». Новый сезон откроется 8 сентября премьерой оперы Моцарта «Так поступают все».
Foto: © Matthias Baus
Премьера спектакля состоялась 29 июня 2018 года
Партнер Belcanto.ru — Театральное бюро путешествий «Бинокль» — предлагает поклонникам театра организацию поездки и услуги по заказу билетов в Гамбургскую государственную оперу, Филармонию на Эльбе, а также ряд немецких и европейских театров, концертных залов и музыкальных фестивалей.