«Катя Кабанова» в Гамбургской опере
Опера «Катя Кабанова» по пьесе Островского «Гроза» писалась Леошем Яначеком в 1919-21 гг., во время безответной влюблённости в Камилу Стосслову. Камила была на сорок лет моложе и замужем за провинциальным торговцем антиквариатом. Она неизменно присутствовала в мыслях Яначека, когда он работал над образом главной героини. «Я должен был узнать, что такое великая безграничная любовь, чтобы сочинить эту оперу», — признавался композитор в одном из семисот писем к Стоссловой.
Исследователи отмечают и другие биографические параллели, сближающие жизнь Яначека с сюжетом Островского. Мать его жены Жденки, аристократка, презирала зятя, моравского мещанина. В свою очередь, Яначек тиранил жену, запрещая ей видеться с матерью, а смертельно больную дочь Ольгу отправил в Петербург, чтобы разлучить с возлюбленным.
В аскетичной постановке Вилли Деккера нет указания на время и место действия, здесь разыгрываются универсальные человеческие конфликты,
люди сталкиваются друг с другом и с самими собой. Сценическое пространство выстроено так, чтобы давить на исполнителей. Это серая деревянная клетка для погребённой заживо Катерины. Через весь спектакль проходит символ птицы. Когда Катя топится, обретая свободу в смерти, белая птица «оживает» и медленно улетает.
В заглавной партии выступила Сун Янг Сео, южнокорейская певица, в 2011 году ставшая лауреатом первой премии XIV Международного конкурса им. Чайковского. Несмотря на эту и другие её заслуги, роль сложно признать удачно исполненной. Композитор писал Стоссловой о своей героине как о «женщине с настолько нежной душой, что даже лёгкий бриз может её унести».
Но эта Катерина не взлетела бы не то, что от лёгкого дуновения, но и от ураганного ветра силой двенадцать баллов.
Подчёркнутая Яначеком внутренняя хрупкость героини, её ранимость и беспомощность ни в пластике, ни в пении Сун Янг Сео не отражались, она казалась истеричной неуклюжей бабой.
Не менее нервно метался по сцене, форсируя голос, чех Ладислав Элгр (Борис), больше симпатии вызывал мягкий тенор Бернхарда Берхольда (Тихон).
В прозрачной музыке Яначека (дирижёр Кристоф Гедшольд) ощущался звенящий холод, но не чувствовалось, что Катерина и Борис смогли подарить друг другу немного тепла в том грубом мире, куда забросила их судьба. Гораздо более проникновенно прозвучала песня Кудряша (Довлет Нургельдиев) «Choď si dívka do času» с неуловимым фольклорным мотивом и ответ Варвары (Дороття Ланг).
Тигран Мартиросян создал пугающий в тупой агрессивности образ Дикого.
Сжатое отрывистое пение Ренаты Спинглер (Кабанихи) отвечало композиторскому замыслу. Кабаниха, высохшая хищная птица, в режиссёрской версии Деккера, – любовница Дикого.
Несмотря на высокий музыкальный и постановочный уровень спектакля, он стал примером того, как один элемент, в данном случае, неудачное пластическое решение образа главной героини, может полностью разрушить положительное впечатление от всей тщательно выстроенной художественной системы.
Первый из серии спектаклей с 18 марта по 3 апреля 2016 г.
Фото: Карл Форстер