Для фортепиано с оркестром
Концерты:
• No. 1 e-moll op. 11 (1830)
• No. 2 f-moll op. 21 (1829)
• Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан» op. 2 («Дай руку мне, красотка» — «La ci darem la mano», 1827)
• Рондо-краковяк F-dur op. 14
• Фантазия на польские темы A-dur op. 13 (1829)
• Andante spianato и полонез Es-dur op. 22 (1830-32)
Камерно-инструментальные ансамбли
• Соната для фортепиано и виолончели g-moll op. 65 (1846)
• Вариации для флейты и фортепиано на тему из оперы Россини «Золушка» (1830?)
• Интродукция и полонез для фортепиано и виолончели C-dur op. 3 (1829)
• Большой концертный дуэт для фортепиано и виолончели на тему из оперы Мейербера «Роберт-Дьявол», совместно с О. Франшоммом (1832?)
• Фортепианное трио g-moll op. 8 (1828)
Для фортепиано
Сонаты:
• c-moll op. 4 (1828)
• b-moll op. 35 (1839)
• h-moll op. 58 (1844)
4 баллады:
• g-moll op. 23 (1831-35)
• F-dur op. 38 (1839)
• As-dur op. 47 (1841)
• f-moll op. 52 (1842)
4 скерцо:
• h-moll op. 20 (1832)
• b-moll op. 31 (1837)
• cis-moll op. 39 (1839)
• E-dur op. 54 (1842)
4 экспромта:
• As-dur op. 29 (1837)
• Fis-dur op. 36 (1839)
• Ges-dur op. 51 (1842)
• Фантазия-экспромт cis-moll op. 66 (1834)
21 ноктюрн: (1827-46)
• 3 op. 9 (h-moll, Es-dur, H-dur)
• 3 op. 15 (F-dur, Fis-dur, g-moll)
• 2 op. 27 (cis-moll, Des-dur)
• 2 op. 32 (H-dur, As-dur)
• 2 op. 37 (g-moll, G-dur)
• 2 op. 48 (c-moll, fis-moll)
• 2 op. 55 (f-moll, Es-dur)
• 2 op.62 (H-dur, E-dur)
• op. 72 e-moll (1827)
• c-moll без op. (1827)
• cis-moll (1837)
4 рондо:
• c-moll op. 1 (1825)
• F-dur (в стиле мазурки) ор. 5 (1826)
• Es-dur op. 16 (1832)
• C-dur op. posth. 73 (1840)
27 этюдов:
• 12 op. 10 (1828-33)
• 12 op. 25 (1834-37)
• 3 «новых» (f-moll, As-dur, Des-dur, 1839)
Прелюдии:
• 24 op. 28 (1839)
• cis-moll op. 45 (1841)
Вальсы: (1827-47)
• As-dur, Es-dur (1827)
• Es-dur op. 18
• 3 op. 34 (As-dur, a-moll, F-dur)
• As-dur op. 42
• 3 op. 64 (Des-dur, cis-moll, As-dur)
• 2 op. 69 (As-dur, h-moll)
• 3 op. 70 (Ges-dur, f-moll, Des-dur)
• E-dur (ок. 1829)
• a-moll (кон. 1820-х гг.)
• e-moll (1830)
Мазурки:
• 4 op. 6 (fis-moll, cis-moll, E-dur, es-moll)
• 5 op. 7 (B-dur, a-moll, f-moll, As-dur, C-dur)
• 4 op. 17 (B-dur, e-moll, As-dur, a-moll)
• 4 op. 24 (g-moll, C-dur, As-dur, b-moll)
• 4 op. 30 (c-moll, h-moll, Des-dur, cis-moll)
• 4 op. 33 (gis-moll, D-dur, C-dur, h-moll)
• 4 op. 41 (cis-moll, e-moll, H-dur, As-dur)
• 3 op. 50 (G-dur, As-dur, cis-moll)
• 3 op. 56 (H-dur, C-dur, c-moll)
• 3 op. 59 (a-moll, As-dur, fis-moll)
• 3 op. 63 (H-dur, f-moll, cis-moll)
• 4 op. 67 (G-dur и C-dur, 1835; g-moll, 1845; a-moll, 1846)
• 4 op. 68 (C-dur, a-moll, F-dur, f-moll)
Полонезы: (1817-1846)
• g-moll, B-dur, As-dur, gis-moll, Ges-dur, b-moll
• 2 op. 26 (cis-moll, es-moll)
• 2 op. 40 (A-dur, c-moll)
• fis-moll op. 44
• As-dur op. 53
• As-dur (полонез-фантазия) op. 61
• 3 op. 71 (d-moll, B-dur, f-moll)
• Болеро C-dur op. 19 (1833)
• Тарантелла As-dur op. 43 (1841)
• Концертное Allegro A-dur op. 46 (1840-41)
• Фантазия f-moll op. 49 (1841)
• Колыбельная Des-dur op. 57 (1843)
• Баркарола Fis-dur op. 60 (1846)
Вариации: (1822-37)
• На тему немецкой песни E-dur (1827)
• Воспоминание о Паганини (на тему неаполитанской песенки «Карнавал в Венеции», A-dur, 1829)
• На тему из оперы Герольда «Людовик» (B-dur op. 12, 1833)
• На тему марша пуритан из оперы Беллини «Пуритане», Es-dur (1837)
• 2 контрданса (B-dur, Ges-dur, 1827)
• 3 экосеза (D-dur, G-dur и Des-dur, 1830)
• Cantabile B-dur (1834)
• Листок из альбома (E-dur, 1843)
• Largo Es-dur (1832?)
• Траурный марш (c-moll op. 72, 1829)
Для фортепиано в 4 руки:
• Вариации D-dur (на тему Мура, не сохранились), F-dur (оба цикла 1826)
Для двух фортепиано:
• Рондо C-dur op. 73 (1828)
19 песен для голоса с фортепиано — ор. 74 (1827-47, на стихи С. Витвицкого, А. Мицкевича, Ю. Б. Залеского, З. Красиньского и др.)
Основные даты жизни и деятельности
• 1810 — 1 III (в записи от 23 IV 1810 в книге актов о крещении Гроховского прихода др. дата — 22 II, поныне отмечаемая официально) в семье Николб Ш. род. сын Фридерик Францишек. — IX. Переезд семьи Ш. в Варшаву, где отец Ш. получил должность преподавателя франц. яз. в лицее.
• 1815 — Первые проявления гениальной муз. одарённости Ш., запоминавшего мелодии польск. нар. песен, к-рые пела мать, и танцев, к-рые она играла на фп. для воспитанников лицея, где преподавал отец.
• 1816 — Обучение нотной грамоте сестрой Ш. — Людвикой (р. 1807), присутствие Ш. на уроках сестры, учившейся игре-на фп. у В. Живного; начало занятий под его руководством. Первые импровизации на фп.
• 1817 — Знакомство с произв. К. Курпиньского, Ф. Лесселя, а также М. Шимановской (изданы в сб.: «5 исторических песен», на сл. Ю. У. Немцевича, 1816) — Издание полонезов g-moll и B-dur (оба в записи отца) и воен. марша.
• 1818 — I. Первый печатный отзыв (возможно, Ф. Скарбека) о творчестве и исполнит. иск-ве Ш. — 24 II. Первое публич. выступление Ш. (концерт для фп. с оркестром В. Гировеца).
• 1819-21 — Сочинение фп. пьес (не сохранились). Импровизации на фп. в присутствии Ю. Эльснера (в т. ч. программные — сцены из истории Польши). Посещение симф. и камерных концертов «Об-ва любителей музыки». Сочинение полонеза As-dur, посв. Живному.
• 1822 — Расширение круга знакомств с варшавской интеллигенцией. Начало занятий с Эльснером (частные уроки).
• 1823 — II — III. Исп. концертов Ф. Риса и Дж. Филда (No 5) на муз. вечере, организованном Комитетом администрации муз. вечеров. — IX. Поступление в 4-й класс лицея. Изучение лат. яз. и римской лит-ры под рук. С. Б. Линде, итал. поэзии (творчество Данте) — под рук. С. Чьямпи.
• 1824 — Лето. Подготовка в Шафарне (имение отца соученика Ш. по лицею, где Ш. проводил каникулы) рукописного журн. «Курьер шафарнский» (составил 6 номеров), в работе над к-рым Ш. обнаружил лит. дарование и склонность к сатире, проявившуюся и в его рисунках.
• 1825 — Сочинение неск. мазурок и рондо. — Лето. Отдых в Шафарне после окончания (с отличием) 5-го класса лицея, путешествие по Польше (Плоцк, Торунь, Гданьск). Знакомство с чеш. пианистом Вюрфелем. Участие в демонстрации новых клавишных муз. инструментов (эоломелодикона и эолопанталеона); игра на органе в лицейском костёле.
• 1826 — Сочинение полонеза «Прощай» (на отъезд В. Кольберга), рондо, 4-ручных вариаций, вальса и экосеза для фп. — 27 VII. Окончание лицея (с отличием). — 28 VII. Отъезд с матерью и сёстрами в Душники (Райнерц). — 3 VIII — 11 IX. Лечение на курорте. — IX. Поступление в Гл. школу музыки.
• 1827 — Занятия в Гл. школе музыки под рук. Эльснера. Посещение лекций К. Бродзиньского по стилистике, эстетике, истории польск. лит-ры. Увлечение поэзией А. Мицкевича, расширение круга творч. интересов Ш. Сочинение фп. пьес — ноктюрнов, контрдансов, вальсов, а также первых произв. крупных форм — «Вариаций на тему Моцарта» для фп. с орк. (1-я ред.). Начало работы над 1-й сонатой (окончена в 1828). Посещение организованных в Варшаве вечеров, посв. памяти Л. Бетховена.
• 1828 — Сочинение краковяка («Большого концертного рондо») для фп. с орк. и неск. пьес для фп. Начало работы над фп. трио (оба соч. завершены в 1829) и фп. этюдами. — IX. Поездка в Берлин (частые посещения оперного т-ра). Выступления во дворце князя А. Радзивилла в Познани на обратном пути из Берлина. — X. Возвращение в Варшаву.
• 1829 — Сочинение вальсов, мазурок и др. фп. пьес, а также песен (изданы посмертно). — 20 VII. Окончание Гл. школы музыки. Отъезд в Вену через Краков — 31 VII. Приезд в Вену, осмотр музеев и древних храмов. — VIII. 2 конц. выступления в Вене, вызвавшие восторженные отзывы о Ш. как пианисте и композиторе в местной прессе. Встречи с Вюрфелем, К. Черни и др. — Отъезд в Прагу. Встречи с виолончелистом Ю. Кленгелем и поэтом В. Ганкой.- Поездка в Дрезден, посещение картинных галерей. — IX. Возвращение в Варшаву. Создание концерта для фп. с орк.f-moll (изд. под No 2). — X-XI. Поездка в Стшижево и Антонин — имения князя Радзивилла, где его дочь Элиза нарисовала портреты Ш.
• 1830 — Создание концерта для фп. с орк. e-moll (издан под No 1). Репетиции и исп. обоих концертов. — Лето. Поездка в Желязову-Волю. Сочинение неск. песен. Издание «Вариаций на тему Моцарта» в Вене. — 2 XI. Отъезд из Варшавы; поездка в Вену через Вроцлав, Дрезден (с посещением картинной галереи) и Прагу. — 24 XI. Прибытие в Вену. — XII (начало). Получение известия о ноябрьском восстании в Варшаве.
• 1831 — Трагич. переживания, связанные с противоречивыми сведениями о судьбе варшавского восстания. — Зима. Концерты в Вене. — 4 IV. Последнее публич. выступление в Вене. — 20 VII. Отъезд из Вены в Париж. Посещение Зальцбурга по пути. — 28 VIII. Концерт в Мюнхене. — IX. Получение в Штутгарте известия о падении Варшавы. — Приезд в Париж.
• 1832 — Работа над балладой No 1 и скерцо No 1 (возможно, начаты в 1831), подготовка к печати произв., начатых в Варшаве, продолжение работы над этюдами ор. 10, начало сочинения цикла 12 этюдов ор. 25. — Издание в Лейпциге и Лондоне 4 мазурок ор. 5 и 5 мазурок op. 6. — 26 II. Первое конц. выступление в Париже. — Частые посещения Лувра и др. музеев. — Знакомство с поэтами А. Мицкевичем и Ю. Словацким, а также Ф. Листом и др. музыкантами, историком И. Лелевелем (идеологом польск. нац.-освободит. движения) и др. видными польск. политич. деятелями, находившимися в эмиграции. Завоевание известности в качестве педагога.
• 1833 — Издание фп. трио (без намеченной Ш. замены скрипки альтом), 3 ноктюрнов ор. 9, 12 этюдов ор. 10, 1-го концерта ор. И, «Блестящих вариаций» ор. 12. Сочинение болеро, ноктюрна ор. 15 No 3, продолжение работы над мазурками. — Расширение круга парижских знакомств. — Участие в концертах совм. с Ф. Листом и др. пианистами.
• 1834 — Выступления в Париже, вызвавшие отрицат. отзывы нек-рых критиков, писавших о недостаточной силе игры Ш. — Издание фантазии ор. 13, краковяка ор. 14, ноктюрнов ор. 15, рондо ор. 16 и др. пьес. Работа над новыми полонезами, мазурками, ноктюрнами. — V. Поездка на муз. фестиваль в Ахен, где Ш. слушал симфонию В. А. Моцарта «Юпитер» и др. произв.
• 1835 — Работа над 2-м циклом этюдов ор. 25. — III. Выход в свет 1-го скерцо и 4 мазурок ор. 24.- Сочинение неск. мазурок и вальсов. — VIII. Приезд в Карлови-Вари для встречи с родителями. — X. Встречи с Мендельсоном, Р. Шуманом и К. Вик в Лейпциге.
• 1836 — 9 IV. Участие в концерте, к-рый давал Ф. Лист в зале Эpapa. — VII. Поездка в Марианске-Лазне к Водзиньским. Встреча с Марией Водзиньской. — 21 VIII. Переезд с Водзиньскими в Дрезден. — 9 IX. Сватовство к Марии и получение её согласия на брак. — Сочинение первых этюдов ор. 25 No 1, 2. — 10 IX. Отъезд в Лейпциг. Вторая встреча с Р. Шуманом. — Свидания с Л. Шпором в Касселе, К. Липиньским во Франкфурте-на-Майне. — Начало работы над прелюдиями ор. 28 (окончены в 1839). Возвращение в Париж. — XI. Знакомство с Жорж Санд. — Публикация концерта ор. 21, полонеза ор. 22, баллады ор. 23, полонезов ор. 26, ноктюрнов ор. 27.
• 1837 — Лето. Разрыв с М. Водзиньской. — 11-12 VII. Пребывание в Лондоне. Игра на фп. у Дж. Бродвуда в присутствии неск. лондонских музыкантов. — Работа над балладой No 2 F-dur op. 38, «Похоронным маршем», позднее включённым в сонату ор. 35, скерцо No 2 b-moll op. 31, мазуркой op. 33. Выход в свет 12 этюдов ор. 25, экспромта ор. 29, мазурок ор. 30, ноктюрнов ор. 32.
• 1838 — Весна. Знакомство с Э. Делакруа. — 25 II. Первое выступление в Тюильри в присутствии короля и придворных. — 5 III. Участие в концерте вместе с пианистами Ш. Альканом, П. Циммерманом и А. Гутманом (игра в 8 рук). — 12 III. Исп. концерта No 1 для фп. с орк. e-moll в Руане (на бенефисе дирижёра А. Орловского, друга Ш.). — Лето. Пребывание в Ноане — имении Ж. Санд. — X. Отъезд на о. Мальорка. — Остановка в Барселоне (до 7 XI). Начало дружбы с Делакруа. Жизнь на Мальорке в «Доме ветров» («Сон-Ван»). — XI (2-я половина). Болезнь Ш. — 15 XII. Переезд в картезианский монастырь «Вальдемоза». — Сочинение вальсов ор. 34. Публикация ноктюрна ор. 37 No 1, полонезов ор. 40 No 1 и 2; работа над скерцо ор. 39 и мазурками ор. 41.
• 1839 — II (начало). Отъезд с Мальорки. Обострение болезни в пути. — III-V. Жизнь в Марселе, поездка с Ж. Санд в Геную. — VI-X. Пребывание в Ноане. Завершение сонаты b-moll ор. 35. — 11 X. Возвращение в Париж. Знакомство с И. Мошелесом. — 29 X. Выступление вместе с ним в Сен-Клу перед королём Луи Филиппом. — Сочинение экспромта ор. 36, ноктюрна ор. 37 No 2, этюдов ор. 10 (f-moll Des-dur, As-dur; все изданы в 1840).
• 1840 — Частые встречи с А. Мицкевичем в Париже. Сочинение вальса As-dur op. 42, мазурки a-moll op. 43, полонеза fis-moll op. 44.
• 1841 — 26 IV. Выступление в «Зале Плейель» (исполнил балладу F-dur op. 38, скерцо No 3 cis-moll op. 39, мазурку a-moll op. 41, полонез c-moll op. 40, среди публики — Г. Гейне, Делакруа, Мицкевич, а также 11-летний А. Г. Рубинштейн, вскоре посетивший Ш.). — Лето в Ноане. — Сочинение тарантеллы ор. 43, прелюдии ор. 45, ноктюрнов ор. 48, мазурок ор. 50, а также вальса ор. 70 No 2 (издан в 1855).
• 1842 — 21 II. Участие в концерте с певицей П. Виардо-Гарсиа и виолончелистом О. Франшоммом в «Зале Плейель» (исполнил балладу ор. 47 As-dur и др. фп. соч.). — 20 IV. Тяжёлые переживания Ш. в связи со смертью (от чахотки) его друга Я. Матушиньского. — Лето. Пребывание в Ноане, беседы с Делакруа, гостившим в доме Ж. Санд, игра для него. — Сочинение экспромта Ges-dur op. 51, баллады No 4 f-moll op. 52, полонеза As-dur op. 53, скерцо No 4 E-dur op. 54 (все пьесы изданы в 1843).
• 1843 — 5 IV. Посещение Ф. Листом в Варшаве отца Ш. — Лето. Пребывание в Ноане. — IX — 6 X. Поездка по берегам р. Крёз. — Создание фп. пьес «Листок из альбома» (посв. А. Шереметевой, издан в 1912), ноктюрнов ор. 55 и мазурок ор. 56 (изданы в 1844), колыбельной ор. 57 (издана в 1845).
• 1844 — V (начало). Получение известия о смерти отца (3 V). — Лето, осень. Жизнь в Ноане (с 3 поездками в Париж). Приезд к Ш. его сестры Людвики Енджеевич с мужем. — Работа над фп. сонатой h-moll op. 58 (издана в 1845).
• 1845 — Ухудшение здоровья. Лето — осень (XI). Жизнь в Ноане. Создание мазурок ор. 59 (изданы в том же году) и ор. 67 No 2 (возможно, 1849, издана в 1855). Работа над сонатой для фп. и влч. g-moll op. 65 (завершена в 1846, издана в 1847) — последним соч. Ш., изданным при его жизни.
• 1846 — IV. Поездка в Тур, затем (в последний раз) в Ноан (до XI). Обострение отношений с Ж. Санд. Сочинение вальсов ор. 64 (закончены и изданы в 1847).
• 1847 — VII. Разрыв с Ж. Санд. — Лето в Париже. Посещения Ш. художниками Ф. Винтерхальтером, А. Шеффером, Ш. Леманом и скульптором А. Бове, создавшими портреты Ш.
• 1848 — I. Написание А. Кольбером последнего портрета Ш. — 16 II. Выступление в «Зале Плейель» (исполнение со скрипачом Ж. Д. Аларом и виолончелистом О. Франшоммом фп. трио В. А. Моцарта и с Франшоммом 3 последних частей влч. сонаты, авторское исп. фп. пьес). — 20 VI-23 XI. Гастрольная поездка по Англии и Шотландии. — VI. Выступления на неск. вечерах в домах лондонской знати. — 23 VI и 7 VII. Концерты в Лондоне (2-е выступление при участии П. Виардо). Знакомство с Ч. Диккенсом, историком Т. Карлейлем, литератором Дж. Хогартом, певицей Е. Линд. — VIII. Посещение замков шотл. аристократов. — 28 VIII. Выступление в Манчестере. — 27 IX. Выступление в Глазго. — 4 X. Выступление в Эдинбурге. — 31 X. Возвращение в Лондон. — XI. Обострение болезни сердца и лёгких. — 24 XI. Возвращение в Париж.
• 1849 — Лето в Пасси (предместье Парижа). Приезд сестры Людвики с семьёй для ухода за больным Ш. — X. Возвращение в Париж. — 16 X. Прощание с друзьями. Ночь с 16 на 17 X. Смерть Ш. — 30 X. Похороны на кладбище Пер-Лашез в Париже. — XII. Захоронение в подземелье костёла Св. креста в Варшаве сердца Ш., привезённого его сестрой.
Переписка:
Письма, рус. пер. А. А. Гольденвейзер, под ред. А. Б. Гольденвейзера, М., 1929; Письма, рус. пер. С. Семеновского и Г. Кухарского, сост. и комментарии Г. Кухарского, ред. А. Соловцов, М., 1964, т. 1-2, 1976-80; Korespondencja, t. 1-2, Warsz., 1955; Korespondencja Fryderyka Chopina z rodzina. Opracowala Krystyna Kobylanska, W., 1972.
Издания:
Fr. Chopin. Oeuvres completes, t. 1-6, M., 1873-76; Шопен Фридерик. Полное собр. соч. для фп. под общей ред. Г. Г. Нейгауза и Л. Н. Оборина, М.-Л., тт. 1, 3-7, 11, 1950-62; Fryderyk Chopin, Dziela fortepianowe, red. J. Kleczynskiego, t. 1-12, Warsz., 1882; The Oxford original edition of Frederic Chopin, ed. by E. Ganche, v. 1-3, L.-N. Y., (1928); Dziela wszystkie..., red. I.J. Paderewski, wspoludz. L. Bronarski i J. Turczynski, t. 1-21, Warsz.-Kr., 1949-61; Wydanie narodowe, red. J. Ekier, t. 1, Ballady, a) Nuty, b) Komentarze z rodlowe., Kr., 1970.
Указатель сочинений:
Brown M. J. E., Chopin: an Index of his works in chronological order, L., 1960, 1972.
Литература:
Христианович Н., Шопен. Письма из провинции, «Русский вестник», 1857, No 9, с. 73-92; No 11, с. 345-65; No 12, с. 539-74, перепечатка в его же кн.: Письма о Шопене, Шуберте и Шумане, М., 1876; Чечотт В., Ф. Шопен, «Искусство», 1883, No 40-46; Давыдова Л., Шопен, СПБ, 1892; Тимофеев Г., Фридерик Шопен. Очерк его жизни и музыкальной деятельности, СПБ, 1899; Шольц В., Шуман о Шопене, «РМГ», 3 X 1899, No 40; 10 X 1899, No 41; 17 X 1899, No 42; 24 X 1899, No 43; 7 XI 1899, No 45; Стасов В., Непозволительная статья, «Новости и биржевая газета», 2 XI 1899, No 302; его же, Удивительный урод, там же, 28 XI 1902; то же, в его кн. : Статьи о музыке, т. 5-А, М., 1980; Эртель A., Психологические мотивы творчества Шопена, Иллюстрированный сборник киевского литературно-артистического общества, Киев, 1900; Иванов М., Памяти Фридерика Шопена, СПБ, 1909; И. Гофман и А. Скрябин, о Шопене, «РМГ», 28 III 1910, No 13; Ландовска В., О творениях и игре Шопена, «РМГ», 28 II — 7 III 1910, No 9-10, столб. 245-50; Пасхалов В., Шопен и польская народная музыка, «Муз. современник», 1916, No 4, с. 14-34, 1917, No 7-8, с. 23-55, то же, Л.-М., 1949 (в польск. пер.: Chopin a polska muzyka ludowa, Kr., 1951, вчеш. пер.: Chopin a polskб lidovб hudba; c доп. Я. Прохазки, Praha, 1955); его же, Русские музыканты и критики о Шопене, «СМ», 1949, No 5; Асафьев Б. (И. Глебов), Шопен. Опыт характеристики, М., 1922; его же, Шопен в воспроизведении русских композиторов, «СМ», 1946, No 1, то же, в его кн.: Избр. труды, т. 4, М., 1955, с. 310-19; его же, Мазурки Шопена, Избр. труды, т. 4, М., 1955, с. 320-35; Луначарский A., В мире музыки, М.- Петроград, 1923, с. 16-24, то же, в его сб.: В мире музыки..., М., 1971, с. 31-39; Чемоданов С., Фредерик Шопен, «Искусство трудящимся», 1925, No 7, с. 2-3; Жид A., Шопен, как я его слышу, «Советское искусство», 1933, No 12; Xoхловкина А., Шопен, «Музыкальная самодеятельность», 1933, No 11, с. 14-20; Богданов-Березовский В., Шопен, Л., 1935; Михайлова-Штерн С., Шопен (картины из жизни), М., 1935; Mазель Л., Фантазия f-moll Шопена..., М., 1937; его же, Шопен, М.-Л., 1947, (доп.) 1960; его же, О мелодике Шопена, в его кн.: О мелодии, М., 1952, с. 226-38; его же, Некоторые черты композиции в свободных формах Шопена, в сб.: Ф. Шопен, М., 1960; его же, Исследования о Шопене, М., 1971; Кремлев Ю., Фредерик Шопен, Опыт характеристики, «СМ», 1938, No 7; его же, Шопен. Очерк жизни и творчества, Л.-М., 1949, M., 1971; его же, Эстетика Шопена, «СМ», 1949, No 7; его же, Национальное и народное в творчестве Фридерика Шопена, «СМ», 1949, No 10; его жe, На родине Шопена, «СМ», 1958, No 7; его же, О значении Шопена для нашей современности, в его кн.: Избранные статьи и выступления, М., 1959; Френкель Я., Шопен, М., 1938; Pолюта Л., Шопен в исполнении советских пианистов, «Искусство и жизнь», 1940, No 2; Дроздов A., Шопен и советские исполнители, «СМ», 1946, No 8-9; Долгополов М., «Шопеновский год» в Польше, «СМ», 1949, No 5; Hейгауз Г., Поэт фортепьяно, «СМ», 1949, No 10; Соловцов A., Шопен. Жизнь и творчество, М., 1949, (расшир. и перераб.) 1956; его же, Фортепианные концерты Шопена, М.-Л., 1950; его же, Фредерик Шопен, М.-Л., 1950, (перераб.) 1953; его же, Фредерик Шопен. Жизнь и творчество (с библ.), М., 1960; Игумнов К., Выдержки из высказываний о Шопене, «СМ», 1949, No 10; Васина В., Гений славянской музыки, там же; Николаев A., Шопен в исполнении советских пианистов, там же; Балакирев М., Письма о Шопене (1891-94 и 1897), подготовлено к печати А. Ляпуновой, там же; Вайнкоп Ю., Фридерик Шопен, Л.-М., 1950; Синявер Л., Шопен, М.-Л., 1951; его же, Жизнь Шопена, М., 1959; Бэлза И., Проблема изучения шопеновского наследия, в сб. : Краткие сообщения Ин-та славяноведения АН СССР, вып. 9, М., 1952; его же, История польской музыкальной культуры, т. 1-3, М., 1954-1972; его же, Фридерик Францишек Шопен, M., 1960, 1968 (в польск. пер., Warsz.. 1969, 1980); его же, Шопен (лекция), М., 1960; Семеновский С., Русские знакомства Шопена, «СМ», 1953, No 10; Оржеховская Ф., Шопен, М., 1959; Коган Г., Заметки об интерпретации Шопена, «СМ», 1959, No 6; Фридерик Шопен. Статьи и исследования советских музыковедов, М., 1960; Протопопов В., Вариационный метод развития тематизма в музыке Шопена, там же, с. 232-95; Мильштейн Я., К истории издания сочинений Шопена, там же, с. 323-60; его же, Советы Шопена пианистам, М., 1967; Бернандт Г., Шопен в России, «СМ», 1960, No 2; Tюлин Ю., О программности в произведениях Шопена, Л., 1963; Русско-польские музыкальные связи, М., 1963; Xентова С., Шопен, каким мы его слышим, М., 1970; Шуман Р., О музыке и музыкантах, собр. статей, ред., вступ. статьи и коммент. Д. Житомирского, т. 1-2, 1975-79; Николаев В., Шопен-педагог, М., 1980; Кnault L., An essay on the works of Frederic Chopin, L., (circa 1850); Liszt F., Fr. Chopin, P., 1852 (рус. пер. С. Семёновского: Лист P., P. Шопен, M., 1936, перераб. 1956); Lenz W., Die grossen Pianoforte-Virtuosen unserer Zeit, В., 1872 (рус. пер. фрагментов: Ленц В., Воспоминания о Шопене, «РМГ», 1910, No 9-10, 18-19, 20-21, 24-25); Kleczynski J., О wykonywaniu dziel Szopena, Warsz., 1879 (рус. пер. — Клечиньский Я., Как исполнять Шопена?, СПБ, 1897); Chopin w kraju. Dokumenty i pamiatki, Kr., 1955 (рус. пер.: Шопен на родине. Документы и мемории, Краков, 1957); Tomaszewski M., Verbindungen zwischen den Chopinschen Liederwerken und dem polnischen populuren Volksund Kunstlied, там же (рус. пер.: Томашевский M., Связи песенного творчества Шопена с польской народной бытовой и профессиональной песней, в сб.: Из истории межславянских культурных связей, М., 1963) и др.
И. Ф. Бэлза
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.