Творческий портрет Р. Штрауса →
Оперы:
• Гунтрам (1893, пост. 1894; нов. ред. 1940)
• Без огня (соч. и пост. 1901)
• Саломея (соч. и пост. 1905)
• Электра (1908, пост. 1909)
• Кавалер розы (1910, пост. 1911; экранизация, 1926)
• Ариадна на Наксосе (1912; нов. ред. 1916)
• Женщина без тени (1918, пост. 1919)
• Интермеццо (1923, пост. 1924)
• Елена Египетская (1927, пост. 1928; нов. ред. 1933)
• Арабелла (1932, пост. 1933)
• Молчаливая женщина (1935)
• День мира (1936, пост. 1938)
• Дафна (1937, пост. 1938)
• Любовь Данаи (1940, генеральная репетиция 1944, пост. 1952)
• Каприччио (1942)
Балеты:
• Легенда об Иосифе (соч. и пост. 1914)
• Сбитые сливки («Шлагобер», 1921, пост. 1924)
• Руины Афин (праздничное представление с танцами и хорами, обработка балета «Творения Прометея» Бетховена, 1924)
Для оркестра:
симфонии —
• d-moll, 1880
• f-moll, 1884
• Домашняя симфония (Sinfonia domestica, 1903)
• Альпийская симфония, для большого оркестра и органа (1915; нов. ред. без органа, 1934)
симфонические поэмы —
• Макбет (по У. Шекспиру, 1887; 2-я ред. 1890)
• Дон Жуан (по Н. Ленау, 1889; обр. для балета Ф. Аштона, пост. 1948)
• Смерть и просветление (1889)
• Весёлые забавы Тиля Уленшпигеля (1896; обр. для балета В. Ф. Нижинского, пост. 1916)
• Так говорил Заратустра (1896)
• Дон Кихот (фантастические вариации, 1897)
• Жизнь героя (1898)
• симфоническая фантазия «Из Италии» (1887)
• Торжественная музыка для большого оркестра (1892)
• Торжественная прелюдия (для большого оркестра и органа, к открытию венского Концертхауза, 1913)
• Японская торжественная музыка (1940)
• Легенда об Иосифе (симфонический фрагмент для оркестра, 1947)
сюиты —
• Мещанин во дворянстве (1918; ред. в виде одноактного балета, пост. 1944)
• Танцевальная сюита из фортепианных пьес Куперена (1923; нов. ред. 1941; то же в виде балета под назв. «Отзвучавшие празднества»)
• Сбитые сливки (1932)
• Кавалер розы (1945)
• Метаморфозы (этюд Adagio, для 23 струнных солирующих инструментов, 1945)
• Концертная увертюра (1883) и другие
Для инструментов с оркестром:
• концерт для скрипки (1882)
• Бурлеска для фортепиано (1885)
• парафраза «Домашней симфонии» для фортепиано (для левой руки, по заказу П. Витгенштейна, 1925)
• Шествие панафинеев, симфонические этюды в форме пассакалии для фортепиано (Panathenäenzug, для левой руки, по заказу П. Витгенштейна, 1927)
• концерты для валторны (1883, 1942)
• концерт для гобоя и малого оркестра (1946)
• дуэт-концертино для кларнета и фагота со струнным оркестром и арфой (1947)
Камерные инструментальные ансамбли:
сонаты —
• для скрипки и фортепиано (1888)
• для виолончели и фортепиано (1882)
• Свадебная прелюдия для 2 гармониумов (1924)
• струнный квартет (1880)
• фортепианный квартет (1884)
• 2 пьесы для фортепианного квартета (1893)
• Серенада для 13 духовых (1882)
• Сюита для 13 духовых (1884)
• Торжественная музыка для ансамбля трубачей Вены (1943)
• сонатины для 16 духовых («Из мастерской инвалида», 1943; «Весёлая мастерская», симфония для духовых, 1945)
Для хора и оркестра:
• хор из «Электры» Софокла (1880)
• Песня странника в бурю (1882)
• баллада «Тайефер» (1903)
• Песня барда (1906)
• Времена дня (цикл песен, 1928)
• Олимпийский гимн для Международной олимпиады в Берлине (1936) и другие
Для хора a cappella
• 2 песни (сл. Ф. Шиллера, Ф. Рюккерта, 1897)
• 2 мужских хора (сл. И. Г. Гердера, 1899)
• Немецкий мотет (сл. Рюккерта, 1913)
• кантата (сл. Гофмансталя, 1914)
• Богиня в туалетной комнате (сл. Рюккерта, 1935)
• Сквозь одиночество (сл. А. Вильдганса, 1939)
• Дафне, превращенной в дерево (сл. Грегора, 1943) и другие
Для голоса с оркестром:
• 2 песни для баса (сл. Л. Уланда, Г. Гейне, 1902, 1906)
• 3 гимна (сл. И. К. Г. Гёльдерлина, 1921)
• На вечерней заре (сл. Эйхендорфа, 1948) и другие
Для голоса и фортепиано:
• 3 песни старых нем. поэтов (сл. Клопштока, Бюргера, Уланда, 1899)
• 5 песен (сл. Рюккерта, 1900)
• 5 песен (сл. Уланда, 1900)
• Зеркало торгаша
• 6 песен (сл. Шекспира, Гёте, 1919)
• Изречение (сл. Гёте, 1919)
• Ганс Адам (сл. Гёте, 1922)
• Сквозь звон и звуки (сл. Гёте, 1925)
• 5 песен Востока (сл. из Хафиза и сб. «Китайская флейта», нем. пер. X. Бетгеса, 1928)
• Ручеёк (сл. Гёте, 1933)
• Размеренные ритмы (сл. Гёте, 1935) и другие
Для фортепиано:
• соната (1881)
• 5 пьес (1881)
• 5 муз. картин (Stimmungsbilder, 1882)
• 14 импровизаций и фуга на оригинальную тему (1885)
сюита для клавесина «Каприччио» (1946)
Музыка к спектаклям драматических театров:
• «Ромео и Джульетта» Шекспира (1887, Мюнхенский национальный театр)
• «Мещанин во дворянстве» Мольера (обр. Гофмансталя, 1917, пост. 1918, Немецкий театр, Берлин)
Обработки опер других композиторов:
• «Ифигения в Тавриде» Глюка (с дополнениями Штрауса, пост. 1900, Веймарский придворный театр)
• «Идоменей» Моцарта (совместно с Л. Валлерштейном, 1930, пост. 1931, Венская государственная опера)
Оперное творчество Р. Штрауса →
Симфоническое творчество Р. Штрауса →