Nocturnes, Op. 27
Op. 27 No. 1, до-диез минор
Op. 27 No. 2, ре-бемоль мажор
В 1834—1835 годах сочинялись ноктюрны ор. 27 (опубликованы в 1836 году), отмеченные уже полной зрелостью жанра.
Ноктюрн cis-moll содержит чрезвычайно развитую фактуру с широкими расположениями в левой руке. В нем крайне рельефен контраст тоскливой мечтательности и драматизма. В такте 3 ми-бекар звучит диссонансом, благодаря созвучию обертона eis от нижнего cis. На обычные черты мышления Шопена — подголоски, столкновения, фольклорные попевки и т. п. — указывать не будем. Любопытно выделение триумфальных интонаций (Е-dur и As-dur) в средней части. Речитативно декламационные октавы перед репризой первой темы несколько напоминают патетический стиль Листа. Конец ноктюрна — типичное романтическое просветление.
Ноктюрн Des-dur (быть может, созданный под впечатлением встреч с Марией Водзиньской) — один из трех-четырех совершеннейших шопеновских ноктюрнов. В чем его несравненное очарование? Отчасти в форме и фактуре. Тут нет даже контрастного противопоставления. Схема рондообразного типа весьма проста (А — В — А — В — А — В — кода) и дает разнообразные вариации (орнаментальные, динамические, гармонические) единой, восторженно-сладостной, упоенной эмоции. Тональный план тонично плагален (центры: Des — b — es — А — cis — Des). Фактура с ее необыкновенно колоритно (лучше, чем в предыдущем ноктюрне) звучащими ломаными широкими арпеджиями левой руки и „воздушной" мелодией правой создает впечатление как бы парящего в прозрачной звуковой атмосфере журчаний и шелестов мелоса. А мелос этот так выразителен, так нежен, так очаровательно переменчив — то наполняясь теплом лирической речи, то переходя в узорчатые переливы орнамента!
С такта 10 развитая мелодика терций — одна из лучших подобного рода у Шопена (ранняя аналогия — Larghetto концерта e-moll, поздняя — баркарола; см. также коду предыдущего ноктюрна). В тактах 15, 17, 35, 38, 39 и дальше, в тактах 8-5 от конца — примечательные образцы подголосочной полифонии. В тактах 22-24 — своеобразная и яркая гармоническая последовательность, уже предвещающая будущий ля мажор. Такты 40-45 — выразительная подготовка репризы: сужение масштаба, драматизм, хроматические гармонии (cis, es, fis, Des). Мелодика такта 45 с его мнимой полифонией и мелодическими обыгрываниями характерна для Шопена (см. также такт 52 и, например, прелюдии ор. 28 №№ 5, 16, 18). Свойственные второй теме ноктюрна задержания (пример 45) тоже весьма присущи Шопену (сравни, например, побочную тему фантазии f-moll, побочную тему баллады g-moll, мелос вальса As-dur ор. 69, этюда cis-moll ор. 25 и т. д. и т. п.); можно даже назвать их типичнейшими.
Отметим еще следующие детали: такты 49-52 — устойчивый доминантсептаккорд (вспомним ноктюрн ор. 9 № 1); такт 60 — квартовая мелодика; такты 16-14 от конца — весьма выразительные опадающие уменьшенные септаккорды на тоническом басу (вздохи тритонов в правой руке); такты 9, 7, 5 от конца — „фольклорное" наслоение доминанты и тоники.
Чередования сольности и дуэтности — характерная черта ноктюрна Des-dur, явственно связывающая его, несмотря на все инструментальные особенности мелоса, с образами баркарольного пения.
Ю. Кремлев