Waltzes, Op. posth. 69
Вальс Op. posth. 69 No. 1, ля-бемоль мажор (1835)
Вальс Op. posth. 69 No. 2, си минор (1829)
Вальс ор. 69 № 1, As-dur, был написан Шопеном осенью 1835 года в Дрездене, перед прощанием с Марией Водзиньской (Некоторые исследователи даже усматривают в этом вальсе звукопись боя часов (см. Rocznik Chopinowski, том I, стр. 137).). Это один из интимных вальсов Шопена, приближающихся по стилю к ряду его мазурок. Отсюда большой удельный вес польских — мелодических и ритмических — интонаций. Танцевальное превращено в мечтательно-скользящие образы поэтического воображения. Быть может, это сознательная или бессознательная попытка музыкального портрета Марии с ее чертами вкрадчивой нежности и кокетливой игривости. Вальс (опубликованный посмертно, в 1855 году) был искажен Фонтаной и позднейшими издателями. Обращают внимание: ласковые вздохи и мастерское (романтически-томящее) окружение тоники вначале (устойчивое трезвучие первой ступени As-dur появляется лишь в шестнадцатом такте); свободное скачкообразное колористическое ведение терций в средней части.
В вальсе h-moll (ор. 69 № 2) легко уловить развитие элегических настроений, нарастающих в творчестве Шопена этих, лет. Узорчатые орнаменты окрашены здесь нежной, меланхолической печалью. Восхитительны некоторые детали, например, полуторатоновый ход c-dis на неаполитанском секстаккорде в такте 14 (рукопись, оксфордское издание) или стонущий диссонанс ля-бекар на доминантовой гармонии си минора незадолго до конца первой части. Образное претворение си минора здесь не без близости к традициям Шуберта (Вспомним вальс h-moll Шуберта No. 5 из серии ор. 18а.) и, быть может, уже свидетельствует о восприятии венских музыкальных образов, которые, однако, изложены совершенно самостоятельно. Вальс не предназначался Шопеном для печати. Это — миниатюрная интимная поэма, которую он, видимо, хотел скрыть от публики.
Ю. Кремлев