Список сочинений Глюка и основные даты

Биография Глюка

Оперы

• Артаксеркс (либр. П. Метастазио, 1741, т-р «Реджо дукале», Милан)
• Деметрий, или Клеониче (либр. П. Метастазио, 1742, т-р «Сан-Самуэле», Венеция)
• Демофонт (либр. П. Метастазио, 1742, т-р «Реджо дукале» Милан)
• Тигран (либр. К. Гольдони по пьесе Ф. Сильвани, «Добродетель торжествует над любовью и ненавистью», 1743, Кремона)
• Арзаче (пастиччо, 1743, т-р «Реджо дукале», Милан; возможно, 1743, т-р Гримани, Венеция)
• Софонисба, или Сифаче (либр. Ф. Сильвани, с ариями на тексты П. Метастазио, 1744, т-р «Реджо дукале», Милан)
• Мнимая рабыня (La finta schiava, пастиччо, совместно с Дж. Маккари, Дж. В. Лампуньяни, Л. Винчи, либр. Ф. Сильвани, 1744, т-р «Сант-Анджело», Венеция)
• Гиперместра (либр. П. Метастазио, 1744, т-р «Сан-Джованни Кризостомо», Венеция)
• Поро (по пьесе П. Метастазио «Александр в Индии», 1744, т-р «Реджо», Турин)
• Ипполит, или Федра (либр. Дж. Г. Корио, пост. 1745, т-р «Реджо дукале», Милан)
• Падение гигантов (La caduta dei giganti, пастиччо, либр. Ф. Ваннески, 1746, т-р «Хеймаркет», Лондон)
• Артамена (пастиччо, либр. Б. Виттури в обр. Ф. Ваннески, 1746, там же)
• Свадьба Геракла и Эбы (La Nozze d’Ercole е d’Ebe, 1747, Пильниц, ок. Дрездена)
• Узнанная Семирамида (La Semiramide riconosciuta, либр. П. Метастазио, 1748, «Бург-театр», Вена)
• Распря богов (La contesa dei Numi — театр. празднество, либр. его же, 1749, Дворец Шарлоттенборг, Копенгаген)
• Эцио (либр. его же, 1750, на карнавале, Прага)
• Иссипиле (либр. его же, 1752, на карнавале, там же)
• Милосердие Тита (La clemenza di Tito, либр. его же, 1752, т-р «Сан-Карло», Неаполь)
• Китаянки (Le Cinesi, театр. представление, либр. его же, 1754, Шлосхоф, ок. Вены)
• Танец (La Danza, пасторальное представление, либр. его же, 1755, Лаксенбург, ок. Вены)
• Оправданная невинность, или Весталка (L’innocenza giustificata — La vestale, театр. празднество, арии на тексты П. Метастазио, 1755, «Бургтеатр», Вена; под назв. Весталка, 1768, там же)
• Сельская любовь (Les amours champatres, 1755, Шёнбрунн, ок. Вены)
• Антигона (либр. П. Метастазио, 1756, т-р «Ди Toppe Арджентина», Рим)
• Король-пастух (Il re pastore, либр. его же, 1756, «Бургтеатр», Вена)
• Мнимая рабыня (первонач. назв. — Обманчивая искательница приключений — La fausse esclave — La fausse aventuriиre, комич. опера, либр. Л. Ансома и Маркувиля, 1758, Вена)
• Остров Мерлина, или Светопреставление (L’Isle de Merlin ou le Monde renverse, комич. опера, либр. Л. Ансома по сюжету А. Р. Лесажа и д’Орневаля, 1758, Шёнбрунн)
• Кавардак, или Дьявольская свадьба (Le diable, а quatre, ou le Mariage du Diable, комич. опера, либр. Ж. M. Седена, 1759, Лаксенбург, близ Вены)
• Осаждённая Дитера (La Cythere assiegee, комич. опера, либр. Ш. С. Фавара, по сюжету повести Лонга «Дафнис и Хлоя», 1759, Вена и Шветцинген, близ Мангейма; 2-я ред., опера-балет, 1775, т-р «Гранд-Опера», Париж)
• Очарованное дерево, или Обманутый опекун (L’arbre enchantee, ou le Tuteur dupe, комич. опера, либр. П. Л. Молин, 1759, Шёнбрунн; 2-я ред. 1775, Версаль)
• Исправленный пьяница, или Двойная метаморфоза (L’ivrogne corrige ou la Double metamorphose, комич. опера, либр. Л. Ансома, 1760, «Бургтеатр», Вена)
• Тетид (серенада, либр. Д.Мильявакка, 1760, Императорский дворец, Вена)
• Одураченный Кади (Le Cadi dupe, комич. опера, либр. П. Р. Лемонье, 1761, «Бургтеатр», Вена)
• Орфей и Эвридика (трагич. опера, либр. Р. Кальцабиджи, 1762, «Бургтеатр», Вена; 2-я ред. либр. П. Л. Молина по тексту Р. Кальцабиджи, 1774, т-р «Гранд-Опера», Париж)
• Триумф Клелии (Le Trionfo di Clelia, либр. П. Метастазио, 1763, т-р «Комунале», Болонья)
• Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки (La Rencontre imprevue, ou Les pelerins de la Mecque, муз. комедия, либр. Л. Данкура по сюжету А. Р. Лесажа и д’Орневаля, 1764, «Бургтеатр», Вена)
• Смятенье на Парнасе (Il Parnasso confuso, театр. представление, либр. П. Метастазио, 1765, Шёнбрунн)
• Телемак, или Остров Цирцеи (Il Telemaco, ossia L’isolo di Circe, либр. К. С. Капече в обр. М. Кольтеллини, 1765, «Бургтеатр», Вена)
• Венок (La corona, театр. представление, либр. П. Метастазио, 1765)
• Пролог (Il Prologo, либр. Л. О. дель Россо, 1767, т-р «Делла Пергола», Флоренция)
• Альцеста (трагич. опера, либр. Р. Кальцабиджи, 1767, «Бургтеатр», Вена; 2-я ред., в обр. Ф. дю Рулле, 1776, т-р «Гранд-Опера», Париж)
• Празднества Аполлона (La Feste d’Apollo, либр. К. И. Фругони и Р. Кальцабиджи, 1769, Придворный т-р, Парма)
• Парис и Елена (либр. Р. Кальцабиджи, 1770, «Бургтеатр», Вена)
• Ифигения в Авлиде (Iphigenie en Aulide, трагич. опера, либр. Ф. дю Рулле, по трагедии Ж. Расина и по Еврипиду, 1774, т-р «Гранд-Опера», Париж)
• Армида (героич. опера, либр. Ф. Кино по поэме Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим», 1777, там же)
• Ифигения в Тавриде (Iphigenie en Tauride, либр. H. Ф. Гийара и Л. дю Рулле по драме Г. де ла Туш, 1779, там же)
• Эхо и Нарцисс (Echo et Narcisse, лирич. опера, либр. Л. Т. Чуди, 1779, там же; 2-я ред. 1780)

Балеты

• Дон Жуан (сценарий и хореография Г. Анджолини по пьесе Мольера, 1761, «Бургтеатр», Вена)
• Семирамида (сценарий Р. Кальцабиджи по трагедии Вольтера, хореография Г. Анджолини, 1765, там же)
• Александр (хореография Г. Анджолини, 1765, Лаксенбург)
• Китайский сирота (L’orfano della China, по трагедии Вольтера, хореография Г. Анджолини, 1774, Вена)

Для хора и оркестра

De profundis для 4-голосного хора и оркестра (ок. 1782)

Для оркестра

17 симфоний или увертюр (7 D-dur, 3 F-dur, 3 G-dur, C-dur, A-dur, E-dur и Es-dur; из них 3 — D-dur, G-dur, Es-dur, возможно, не принадлежат Глюку)

Для одного инструмента с оркестром

концерт для флейты (G-dur)

Для нескольких инструментов

6 трио-сонат для 2 скрипок и генерал-баса (опубл. 1746)

Для голоса и фортепиано

7 од и песен на сл. Ф. Г. Клопштока (Klopstocks Oden und Lieder beim Clavier zu singen in Musik gesetzt, 1773–1785)
ода К смерти (An den Tod, сл. Ф. Г. Клопштока, записана по слуху И. Ф. Рейхардтом, 1783, опубликована в сб.: Musikalischer Blumenstrauss, В., 1792)

Литературные сочинения: Посвящение «Альцесты», 1768, в кн.: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934, с. 346–48; Посвящение «Париса и Елены», 30 X 1770, там же, с. 349–51; Письмо редактору журн. «Mercure de France», 1773, февраль, там же, с. 357–59; Письмо к Ш. Ф. Лагарпу, «Journal de Paris», 1777, 12 X, с. 381–83; Письмо к Сюару, там же, 1777, 21 X, с. 384–85.

Письма: Gluck Ch. W. Briefe, в кн.: Musikerbriefe, hrsg. von L. Nohl, Lpz., 1867, 1873; Glucks Briefe an Klopstock, hrsg. von J. M. Lappenberg, Braunschweig, 1867; Glucks Briefe an Franz Kruthoffer, hrsg. von G. Kinsky, W.- Prag — Lpz., 1927; Muller von Asow H. and E. H., The collected correspondence and papers of Christof Willibald Gluck, В., 1961, L., 1962.

Основные даты жизни и деятельности

• 1714 — 2 VII. В семье лесничего Александра Иоханнеса Г. и его жены Марии Вальбурги в Эрасбахе (Бавария) родился сын Кристоф Виллибальд.
• 1717 — Г. с семьёй переселился в Рейхштадт (Сев. Богемия), где его отец занимал должность ст. лесничего у герц. Тосканской.
• 1720 — Начинает посещать школу.
• 1722 — Вместе с семьей переезжает в Крейбиц. — Начало муз. образования.
• 1727 — Вместе с семьёй переезжает в Эйзенберг, близ Комотау. — Стремясь вопреки воле отца стать музыкантом, Г. покидает семью, странствует, зарабатывая на жизнь игрой на скрипке и как певец.
• 1731–34 — Годы учёбы в Пражском ун-те (философское отделение); Г. слушает лекции по логике и математике. — Возможно, берёт уроки музыки у чеш. композитора Б. М. Черногорского. — Выступает как органист в Теинскирхе. — Концертирует как скрипач и виолончелист.
• 1735 — Г. приезжает в Вену. — Служба в домашнем оркестре князя Лобковица.
• 1736 — По приглашению итал. князя А. М. Мельци Г. занимает в Милане должность камер-музыканта его капеллы. — Занятия композицией с Дж. Б. Саммартини (до 1741?).
• 1741 — 26 XII. Исполнение первой оперы Г. «Артаксеркс» в Милане.
• 1745 — Г. получает заказ на создание двух опер от англ. т-ра «Хеймаркет» (Лондон). — Поездка в Лондон. — Знакомство с Г. Ф. Генделем.
• 1746 — 18 I и 4 III. Исполнение пастиччо «Падение гигантов» и «Артамена» в т-ре «Хеймаркет» (Лондон). — 25 III. Совместный концерт Генделя и Г. в этом же т-ре. — 25 и 30 IV. Два концерта-бенефиса в честь Г., в к-рых Г. солирует на стеклянной гармонике собств. изобретения. — V. Отъезд из Лондона. — XI–XII. Г. в Гамбурге; поступает в итальянскую труппу братьев Минготти в качестве 2-го дирижёра и хормейстера.
• 1747 — Г. вместе с труппой Минготти прибывает в Дрезден.
• 1748 — 14 V. Исполнение оперы «Узнанная Семирамида» в «Бургтеатре» (Вена). — IX. Отъезд из Вены в Гамбург. — Г. занимает должность капельмейстера в труппе Минготти. — XI. Поездка вместе с труппой в Копенгаген.
• 1750 — Пост. оперы «Эцио» в Праге (во время карнавала). — Поездка в Вену. — 15 IX. Свадьба Г. и Марианны Пергин в Вене.
• 1751 — Г. становится капельмейстером в труппе Локателли в Праге.
• 1752 — XII. Поездка в Вену, где Г. устраивается на постоянное жительство.
• 1753 — Г. становится капельмейстером оркестра князя Иозефа Саксен-Хильдбургхаузенского, руководит его еженед. концертами — «академиями», создаёт для них муз. произв.
• 1754 — По предложению управляющего венскими т-рами графа Дж. Дураццо назначается дирижёром и композитором придв. оперы.
• 1756 — Поездка в Рим, где ставится опера Г. «Антигона». — Присвоение Г. звания «кавалера»; награждение Г. папским орденом «Золотой шпоры». — Возвращение в Вену. — Начало работы над созданием комич. опер в стиле франц. оперы-буффа.
• 1761 — Знакомство с приехавшим в Вену итал. поэтом и либреттистом Р. Кальцабиджи. — XII. Пост. с огромным успехом комич. оперы Г. «Одураченный Кади» и балета-пантомимы «Дон Жуан» в «Бургтеатре» (Вена).
• 1762 — 5 X. Пост. оперы «Орфей и Эвридика» в «Бургтеатре».
• 1763 — Поездка в Болонью (Италия) вместе с К. Диттерсдорфом. — 14 V. Пост. оперы «Триумф Клелии».
• 1764 — 7 I. Пост. оперы «Непредвиденная встреча» в Вене. — II. Поездка в Париж вместе с Дж. Дураццо и либреттистом М. Кольтеллини. — III. Поездка во Франкфурт-на-Майне; исполнение там оперы «Орфей и Эвридика».
• 1767 — 26 XII. Пост. оперы «Альцеста» в Вене.
• 1770 — 3 XI. Пост. оперы «Парис и Елена» в Вене.
• 1772 — 1 VIII. Парижский журн. «Mercure de France» опубликовал письмо дю Рулле по поводу опер Г. и желательности их постановок в Париже.
• 1774 — 19 IV. Пост. в Париже оперы «Ифигения в Авлиде». — 2 VIII. Пост. оперы «Орфей и Эвридика» в нов. франц. ред. — Середина октября. — Начало «войны глюкистов и пиччиннистов». — Отъезд Г. в Вену. — 18 X. Г. присваивается звание «действительного императорского и корол. придв. композитора» с ежегодным жалованием в 2000 гульденов. — XII. Прибытие в Париж.
• 1775 — 27 II. Пост. оперы «Очарованное дерево» в нов. ред. в Версале.
• 1776 — III. Поездка Г. в Париж. — 23 IV. Пост. оперы «Альцеста» в нов. ред.в т-ре «Гранд-Опера». — VI. Возвращение в Вену.
• 1777 — 29 V. Прибытие Г. в Париж. — 23 IX. Пост. с огромным успехом оперы Г. «Армида» в т-ре «Гранд-Опера». — X. В «Journal de Paris» опубликованы письма Г. к «пиччиннисту» Ж. Ф. Лагарпу и «глюкисту» Ж. Б. Сюару.
• 1778 — II. Отъезд Г. из Парижа в Вену. — XI. Новая поездка в Париж.
• 1779 — 18 V. Пост. оперы «Ифигения в Тавриде» в т-ре «Гранд-Опера». — VII. Тяжёлая болезнь Г. (паралич). — 24 IX. Пост. последней оперы Г. «Эхо и Нарцисс». — Возвращение Г. в Вену. — Успех оперы «Ифигения в Тавриде» нанёс решительное поражение «пиччиннистам» (сам Н. Пиччинни признал «музыкальную революцию» Г.).
• 1781 — VI. Второй паралич у Г.
• 1787 — 15 XI. Смерть композитора. — 17 XI. Во время похорон Г. впервые исполнялось под упр. комп. А. Сальери последнее произв. Г. «De profundis» (для 4-голосного хора и оркестра).

Литература:

Курдюмов Ю., Глюк и его оперная реформа, «РМГ», 1914, No 24–31; Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 1–2, М., 1934; Роллан Р., Глюк (По поводу «Альцесты»), в его кн.: Музыканты прошлых дней, пер. с франц., Собр. соч., т. 16, Л., 1935; Соллертинский И., Кристоф Виллибальд Глюк, Л., 1937, то же, Музыкально-исторические этюды, т. 1, Л., 1963; Кузнецов К., Эскизы о Глюке, «СМ», 1937, No 12; Ливанова Т., Глюк. Борьба глюкистов и пиччиннистов. Итоги борьбы, в её кн.: Музыкальная классика XVIII века, М., 1939, с. 69–109; её же, Реформа Глюка и французский оперный театр, в сб.: Классическое искусство Запада, М., 1966; Берлиоз Г., Орфей Глюка в Лирическом театре, в его кн.: Избранные статьи, пер. с франц., М., 1956; его же, По поводу «Альцесты» Глюка, там же; его же, «Ифигения в Тавриде», там же; Маркус Ст., История музыкальной эстетики, т. 1, М., 1959, гл. 4–5; Конен В., Музыка будущего. К 250-летию со дня рождения Глюка, «СМ», 1964, No 7, с. 71–81; Leblond G. M., Memoires pour servir, а l’histoire de la revolution operee dans la musique par le Chevalier Gluck, Bailly — Naples — P., 1781; Siegmeyer J. G., Uber den Bitter Gluck und seine Werke. Briefe von ihm und anderen beruhmten Mannern seiner Zeit, В., 1823, 1837; Sсhmid А., Christoph Willibald Ritter von Gluck, dessen Leben und tonkunstlerisches Wirken. Ein biographischasthetischer Versuch, Lpz., 1854; Marx А. В., Gluck und die Oper, Bd 1–2, В., 1863, 1866; Desnoiresterres G., La musique francaise au XVIII-e siecle. Gluck et Piccini. 1774–1800, P., 1872, 1875; Barbedette H., Gluck, sa vie, son systeme et ses oeuvres, P., 1882; Reissmann А., Ch. W. Gluck, sein Leben und seine Werke, В.- Lpz., 1882; Bitter С. Н., Die Reform der Oper durch Gluck und Richard Wagners, Braunschweig, 1884; Welti H., Biographie Glucks, Lpz., 1888; Newman E., Gluck and the Opera. A study in musical history, L., 1895; Udine J. d', Gluck, P., 1906, 1913; Tiersot J., Gluck, P., 1910, 1919; La Маrа, Christoph Willibald Gluck, Lpz., 1912; Gluck-Jahrbuch. Hrsg. von H. Abert, Jg 1–4…, Lpz., 1913–18; Arend M., Zur Kunst Glucks. Gesammelte Aufsatze, Regensburg, 1914; eго же, Gluck, eine Biographie, В., 1921; Kretschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. — История оперы, Л., 1925); Cooper M., Gluck, L., 1935; Einstein А., Gluck, L., 1936; Tenschert R., Christoph Willibald Gluck, sein Leben in Bildern, Lpz., 1938; его же, Christoph Willibald Gluck. Der grosse Reformator der Oper, Olten, 1951; Moser H. J., Christoph Willibald Gluck. Die Leistung, der Mann, das Vermachtnis, Stuttg., 1940; Landormy P., Gluck, P., 1941; Gerber R., Christoph Willibald Ritter von Gluck, Potsdam, 1941, 1950; Prod’homme J. G., Gluck, P., 1948; Muller-Blatau J. M., Cluck und Racine, «Annales Universitatis Saraviensis», III, 1954; Abert А. А., Christoph Willibald Gluck, Munch., 1960; Howard P., Gluck and the birth of modern Opera, L., 1963; Vetter W., Christoph Willibald Gluck. Ein essay, Lpz., 1964; Felix W., Christoph Willibald Gluck, Lpz., 1965.

С. А. Маркус
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама