Для оркестра
3 симфонии:
• No 1 (E-dur, ор. 26, 1899-1900)
• No 2 (c-moll, op. 29, 1901)
• No 3 «Божественная поэма» (с-moll, op. 43, 1903-04)
• Поэма экстаза (С-dur, op. 54, 1905-1907)
• Прометей («Поэма огня», ор. 60, 1909-10)
Пьесы для симфонического оркестра
Симфоническое Allegro (без op., 1896-99, не окончено, издано посмертно под названием Симфоническая поэма)
• Мечты (Riverie, op. 24, 1898)
• скерцо (для струнного оркестра, без op., 1899)
• Andante (для струнного оркестра без op., 1899)
Для фортепиано с оркестром
• концерт (fis-moll. op. 20, 1896-97)
• фантазия (без op., 1888-89, изд. посмертно)
Для фортепиано
10 сонат:
• No 1 ор. 6, 1892
• No 2 соната-фантазия ор. 19, 1892-97
• No 3 ор. 23, 1897-98
• No 4 op. 30, 1901-03
• No 5 op. 53, 1907
• No 6 op. 62, 1911-12
• No 7 op. 64, 1911-12
• No 8 op. 66, 1912-13
• No 9 op. 68, 1913
• No 10 op. 70, 1913)
Поэмы:
• 2 (op. 32, 1903)
• Трагическая (op. 34, 1903)
• Сатаническая (op. 36, 1903)
• op. 41 (1903)
• 2 (op. 44, 1904-05)
• Поэма-ноктюрн (op. 61, 1911-12)
• 2 (op. 63 — Маска, Странность, 1912)
• 2 (op. 69, 1913)
• К пламени (Vers la flamme, op. 72, 1914)
Прелюдии:
• 24 (op. 11, 1888-96)
• 6 (op. 13, 1895)
• 5 (op. 15, 1895-96)
• 5 (op. 16, 1894-95)
• 7 (op. 17, 1895-96)
• 4 (op. 22, 1897-98)
• 2 (op. 27, 1900)
• 4 (op. 31, 1903)
• 4 (op. 33, 1903)
• 3 (op. 35, 1903)
• 4 (op. 37, 1903)
• 4 (op. 39, 1903)
• 4 (op. 48, 1905)
• 2 (op. 67, 1912-13)
• 5 (op. 74, 1914)
Мазурки:
• 10 (op. 3, 1888-90)
• 9 (op. 25, 1899)
• 2 (op. 40, 1903)
Вальсы:
• op. 1 (1885-86)
• op. 38 (1903)
• Вроде вальса (Quasi valse, op. 47, 1905)
• вальс для левой руки (без op., 1907)
Этюды:
• 12 (ор. 8, 1894-95)
• 8 (ор. 42, 1903)
• 3 (ор. 65, в нонах, в септимах, в квинтах, 1912)
Экспромты:
• 2 в форме мазурки (ор. 7, 1891)
• 2 (ор. 10, 1894)
• 2 (ор. 12, 1895)
• 2 (ор. 14, 1895)
Циклы и группы пьес:
• ор. 2 (Этюд, Прелюдия, Экспромт, 1887-89)
• ор. 5 (2 ноктюрна, 1890)
• ор. 9 (Прелюдия и Ноктюрн для левой руки, 1894)
• ор. 45 (Листок из альбома. Причудливая поэма, Прелюдия, 1905-07)
• ор. 49 (Этюд, Прелюдия, Мечты, 1905)
• ор. 51 (Хрупкость, Прелюдия, Окрылённая поэма, Танец томления, 1906)
• ор. 52 (Поэма, Загадка, Поэма томления, 1905)
• ор. 56 (Прелюдия, Ирония, Нюансы, Этюд, 1908)
• ор. 57 (Желание, Ласка в танце, 1908)
• ор. 59 (Поэма, Прелюдия, 1910-11)
• 2 танца ор. 73 (Гирлянды, Мрачное пламя, 1914)
Отдельные пьесы:
• Allegro appassionato (op. 4, 1887-93, переработанная 1-я часть неоконченной юношеской сонаты es-moll)
• Presto (без op., 1888-89, 3-я часть неоконченной юношеской сонаты as-moll)
• Концертное Allegro (op. 18, 1895- 1897)
• полонез (op. 21, 1897-98)
• фантазия (op. 28, 1900-01)
• скерцо (op. 46, 1905)
• Листок из альбома (ор. 58, 1911)
Для голоса с фортепиано — романс «Хотел бы я мечтой прекрасной» (стихи Скрябина, 1891)
Основные даты жизни и деятельности
• 1871 — 25 XII (6 I 1872). В Москве в семье студента-юриста (в дальнейшем — дипломата) Николая Александровича С. и его жены, пианистки, воспитанницы Петерб. консерватории Любови Петровны (урожд. Щетининой) род. сын Александр.
• 1873 — Смерть матери (от туберкулёза лёгких). — Заботу о ребёнке берут на себя родные отца, гл. обр. Любовь Александровна С. — тётка композитора.
• 1876 — Первые попытки С. воспроизводить на фп. услышанную музыку.
• 1882 — Лето. Начало занятий по фп. у Г. Э. Конюса. — Осень. Поступление во 2-й Моск. кадетский корпус (окончил в 1889).
• 1884 — По-видимому, к этому году относятся первые попытки сочинения фп. музыки.
• 1885 — Занятия по фп. у Н. С. Зверева, по теории музыки — у С. И. Танеева (до 1887).
• 1888 — Первое публичное выступление в Москве в Большом зале Благородного собрания (исп. «Бабочки» Шумана). — Поступление в Моск. консерваторию (со 2-го полугодия 1887/88 уч. г.).
• 1891 — Увлечение Н. В. Секериной (пианисткой-любительницей, ученицей Зверева и К. Н. Игумнова; переписка с ней в 1892-95).
• 1892 — Окончание консерватории по классу фп. у В. И. Сафонова с золотой медалью (в программе выпускного концерта: соната ор. 109 Бетховена; «Каприччо на отъезд возлюбленного брата» Баха; вальс Ляпунова; баллада F-dur Шопена; «Весенняя ночь» Шумана — Листа). — В изд-ве П. И. Юргенсона вышел в свет вальс ор. 1 — первое печатное произв. С.
• 1894 — Знакомство и начало деловых отношений с М. П. Беляевым (переписка в 1894-1904).
• 1895 — Авторские выступления (2(14) и 7(19) III — в Петербурге, 11(23) III — в Москве). — Выход в свет сонаты No 1 (изд. М. П. Беляева).
• 1896 — Первые авторские концерты за границей: 3(15) I — Париж, 6(18) I — Брюссель, 13(25) I — Берлин, затем — Гаага, Амстердам, Кёльн, снова Париж.
• 1897 — 27 VIII (8 IX). Женитьба на В. И. Исакович — пианистке (воспитаннице Моск. консерватории по классу П. Ю. Шлёцера). — 11(23) X. Первое исп. концерта для фп. с оркестром (Одесса, солист — автор, дирижёр В. И. Сафонов). — 27 XI (9 XII). Присуждение Глинкинской пр. (за фп. пьесы ор. 3, 4, 6, 7, 9).
• 1898 — Начало педагогич. деятельности в Моск. консерватории (класс фп., профессор).
• 1900 — 11(23) XI. Первое исп. симфонии No 1 (Петербург, дирижёр А. К. Лядов, без хор. финала). — 23 XI (5 XII). Первое исп. сонаты No 3 (Москва, В. И. Буюкли). — Начало работы над либр. оперы «о философе-музыканте-поэте» (замысел не осуществлён).
• 1902 — 5(18) III. Первое исп. симфонии No 1 в Москве, дирижёр В. И. Сафонов (с хор. финалом). — 12(25) I. Первое исп. симфонии No 2 (Петербург, дирижёр А. К. Лядов). — 24 V (6 VI). Художеств. совет Моск. консерватории удовлетворил просьбу С. об освобождении его от должности профессора (по просьбе В. И. Сафонова С. продолжал работать с выпускниками до конца следующего уч. года).
• 1903 — 21 III (3 IV). Первое исп. симфонии No 2 в Москве (дирижёр В. И. Сафонов). — V. Окончание педагогич. работы.
• 1904 — 19 II (3 III). Отъезд в Швейцарию (Везна). — 29 II (13 III). Туда же выезжает семья С.
• 1905 — Разрыв С. с В. И. Исакович-Скрябиной. — Женитьба на Т. Ф. Шлёцер (племяннице профессора Моск. консерватории П. Ю. Шлёцера, пианистке-любительнице). — Первое исп. симфонии No 3 («Божественная поэма») в Париже (16(29) V, дирижёр А. Никиш). — Лето. Переезд в Италию (Больяско). — Начало работы над «Поэмой экстаза».
• 1906 — Знакомство с Г. В. Плехановым. — Встреча С. с Плехановым в Женеве, куда композитор переехал в феврале («Саша с увлечением читает Плеханова» — из письма Т. Ф. Шлёцер от 6(19) II 1906). — 23 II (6 III). Первое исп. симфонии No 3 в России (Петербург, дирижёр P. M. Блюменфельд). — Гастроли С. в США: 7(20) XII, первое выступление в симф. концерте (Нью-Йорк, дирижёры В. И. Сафонов и М. И. Альтшулер); 21 XII (3 I 1907), первый сольный концерт (там же).
• 1907 — III. Т. Ф. Шлёцер и С. вынуждены спешно покинуть США ввиду «незаконности» их брака. — Переезд в Париж. — 10(23) V, 17(30) V. Исп. произв. С. в цикле «Русских сезонов», организованных С. П. Дягилевым в Париже (дирижёр А. Никиш, солист И. Гофман). — 18 XI (1 XII). Первое исп. сонаты No 5 (Москва, M. H. Мейчик).
• 1908 — 30 I (12 II). Рождение сына Юлиана (музыкально одарённый ребёнок в возрасте 11 лет утонул в Днепре). — VI. Знакомство и начало деловых отношений с дирижёром С. А. Кусевицким — меценатом, издателем, одним из выдающихся исполнителей симф. произв. С. — 27 XI (10 XII). Первое исп. «Поэмы экстаза» (Нью-Йорк, дирижёр М. И. Альтшулер).
• 1909 — I. Приезд в Москву на два месяца. — Выступления в камерном концерте РМО, в об-ве «Эстетика», в зале Синодального уч-ща. — Первые исп. «Поэмы экстаза» в России (19 1(1 II) в Петербурге, дирижёр Г. Варлих; 21 II (6 III) в Москве, дирижёр Э. А. Купер). — В Москве организован «кружок скрябинистов» (М. С. Неменова-Лунц, К. С. Сараджев, В. В. Держановский, А. Б. Гольденвейзер, M. H. Мейчик и др.).
• 1910 — I. Окончательное возвращение в Москву.
• 1911 — Первые исп. «Прометея» (2(15) III в Москве, 9(22) III в Петербурге; дирижёр Кусевицкий, партия фп. — автор). — Исп. симфонии No 1 и фп. концерта под упр. С. В. Рахманинова (солист — автор). — 5(18) XI. Разрыв отношений с Кусевицким. — 11(24) XI. Присуждение С. Глинкинской пр. (за «Прометея»). — Начало конц. поездки (Одесса, Вильнюс, Минск, Таганрог, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Казань и др.).
• 1912 — 21 II (3 III). Первое исп. сонаты No 7 в Москве (автор). — X-XI. Гастроли в Нидерландах, исп. «Прометея» (дирижёр В. Менгельберг, партия фп. — автор). — С. с семьёй поселяется в Николо-Песковском пер., д. 11, ныне ул. Вахтангова (последняя квартира С., ныне мемориальный музей).
• 1913 — 19 I (1 II). Первое исп. «Прометея» в Лондоне (дирижёр Г. Вуд). — 30 X (12 XI), 12(25) XII. Первые исп. сонат NoNo 9, 10 (Москва, автор).
• 1914 — II-III. Гастроли в Англии (1 III — повторное исп. «Прометея» в Лондоне, дирижёр Г. Вуд, солист — автор). — Лето. Работа над текстом «Предварительного действия», консультации с Ю. К. Балтрушайтисом и Вяч. И. Ивановым.
• 1915 — Последние конц. выступления: в Москве — 27 I (9 II), в Петрограде — 12(25) I и 16 II (1 III). — 7(20) IV. Начало болезни: карбункул на верхней губе, приведший к общему заражению крови. — 14(27) IV. Смерть композитора.
Литературные сочинения и письма:
Записи А. Н. Скрябина, в сб.: Русские пропилеи, т. 6, М., 1919 (тексты к финалу 1-й симфонии, к «Поэме экстаза», к «Предварительному действию», либретто оперы, философские записи); Письма. Вступ. ст. В. Асмуса, предисл. и примеч. А. Кашперова, М., 1965.
Литература:
Коптяев A., Музыкальные портреты. А. Скрябин, «Мир искусства», 1899, No 7-8; его же, А. Н. Скрябин. Характеристика, П., 1916; Tрубецкой С., По поводу концерта А. Скрябина, «Курьер», 1902, No 63, то же, в его Собр. соч., т. 1, М., 1907; Ю. Э. (Ю. Энгель), (2-я симфония Скрябина), «Русские ведомости», 1903, 23 марта; его же, Музыка Скрябина, там же, 1909, 24 и 25 февр.; его же, Скрябинский концерт, там же, 1911, 3 и 4 марта (переиздано в кн.: Энгель Ю.)., Глазами современника, М., 1971); Кашкин Н., Московская школа в музыке, «Новое слово», 1910, No 6; Каратыгин В. Г., Молодые русские композиторы, «Аполлон», 1910, No 11, 12; его же, Скрябин и молодые московские композиторы, там же, 1912, No 5; его же, 3-й внеабонементный концерт Зилоти, Clavierabend Скрябина, «Речь», 1912, No 341; его же, Скрябин, очерк, П., 1915; его же, Новейшие течения в русской музыке, «Северные записки», 1915, февр. (переиздано в кн.: Каратыгин В. Г., Избранные статьи, М., 1965); его же, 2-й концерт Зилоти (концерт Скрябина), «Речь», 1915, No 274 (две последние см. также в сб.: В. Г. Каратыгин, Жизнь, деятельность, статьи и материалы, Л., 1927); его же, Памяти Скрябина, в его кн.: Избранные статьи, М., 1965; Держановский В., После «Прометея», «Музыка», 1911, No 14; Карасёв П. A., К вопросу об акустических основах гармонии Скрябина, там же, 1911, No 16; Брюсова Н. Я., О ритмических формах у Скрябина, «Труды и дни», 1913, тетр. 1-2; её же, Реализм Скрябина, «Музыка», 1915, No 221; её же, По ту сторону Скрябина, «К новым берегам», 1923, No 2; Сабанеев Л. Л., Принципы творчества Скрябина, «Музыка», 1914-15, No 194, 197, 202, 203, 209, 210; его же, Скрябин, М., 1916, М.-П., 1923; его же, Воспоминания о Скрябине, М., 1925; «Музыка», 1915, No 220, 229 (номера, посв. Скрябину); «Русская музыкальная газета», 1915, No 17-18 (посв. Скрябину); «Южный вестник», 1915, No 229 (посв. Скрябину); Гунст E. O., A. H. Скрябин и его творчество, М., 1915; «Музыкальный современник», 1916, кн. 4-5 (посв. Скрябину); Браудо Е., Неизданные произведения А. Н. Скрябина, «Аполлон», 1916, No 4-5; Устав общества им. А. Н. Скрябина, М., 1916; Известия Петроградского скрябинского общества, в. 1-2, П., 1916-17; Иванов Вяч., Скрябин и дух революции (речь на собрании Московского скрябинского общества 24 окт. 1917 г.), в его кн.: Родное и вселенское, М., 1917; Бальмонт К. Д., Светозвук в природе и световая симфония Скрябина, П., 1917, 1922; Шлёцер Б. Ф., Записка о «Предварительном действии», «Русские пропилеи», т. 6, М., 1919; его же, А. Скрябин, Берлин, 1923; Луначарский А. В., О Скрябине, «Культура театра», 1921, No 6 (речь перед концертом, посв. симф. творчеству композитора); его же, Танеев и Скрябин, «Новый мир», 1925, No 6; его же, Значение Скрябина для нашего времени, в кн.: А. Н. Скрябин и его музей, М., 1930 (все статьи Луначарского о С. переизданы в его сб.: В мире музыки, М., 1958, 1971); Игорь Глебов (Б. Асафьев), Скрябин, П., 1921; Лапшин И. И., Заветные думы Скрябина, П., 1922; Беляев В., Скрябин и будущее русской музыки, «К новым берегам», 1923, No 2; Яковлев В., А. Н. Скрябин, М.-Л., 1925; то же, в его кн.: Избранные труды о музыке, т. 2, М., 1971; Римский-Корсаков Г. М., Расшифровка световой строки скрябинского «Прометея», «De Musiса», 1926, вып. 2; Мейчик М., Скрябин, М., 1935; Александр Николаевич Скрябин, 1915-1940. Сб. к 25-летию со дня смерти, М.-Л., 1940; Альшванг A. A., A. H. Скрябин (Жизнь и творчество), М.-Л., 1945, то же, в его кн.: Избр. соч., т. 1, М., 1964, то же, в сб.: А. Н. Скрябин. К столетию со дня рождения, М., 1973; его же, Место Скрябина в истории русской музыки, «СМ», 1961, No 1; Pлеханов Г. В., Из воспоминаний об А. Н. Скрябине. Письмо к д-ру В. В. Богородскому, Сан Ремо, 9 мая 1916 г., в его кн.: Искусство и литература, М., 1948; Heменова-Лунц М., Скрябин-педагог, «СМ», 1948, No 5; Римская-Корсакова Н. Н., Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин, там же, 1950, No 5; Келдыш Ю. В., Идейные противоречия в творчестве А. Н. Скрябина, там же, 1950, No 1; Данилевич Л. В., А. Н. Скрябин, М., 1953; Hейгауз Г. Г., Заметки о Скрябине, «СМ», 1955, No 4, то же, в его кн.: Размышления, воспоминания, дневники..., М., 1975; Прокофьев Г., Рахманинов играет Скрябина, «СМ», 1959, No 3; Оссовский A., Избранные статьи, воспоминания, Л., 1961; Нестьев И. В., Иду сказать людям, что они сильны и могучи, «Комсомольская правда», 1965, 2 июля; его же, Скрябин и его русские «антиподы», в сб.: Музыка и современность, вып. 10, М., 1976; Сахалтуева О. Е., О гармонии Скрябина, М., 1965; Скребков С., Гармония в современной музыке, М., 1965; Михайлов М., О национальных истоках раннего творчества Скрябина, в сб.: Русская музыка на рубеже XX века, М.-Л., 1966; его же, Александр Николаевич Скрябин. 1872-1915. Краткий очерк жизни и творчества, М.-Л., 1966, Л., 1971; Пастернак В., Люди и положения. Автобиографический очерк, «Новый мир», 1967, No 1; его же, Лето 1903 года, там же, 1972, No 1; Дернова В., Гармония Скрябина, Л., 1968; Галеев Б. C., Скрябин и развитие идеи видимой музыки, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969; Pавчинский С., Произведения Скрябина позднего периода, М., 1969; Дельсон В., Скрябин. Очерки жизни и творчества, М., 1971; А. Н. Скрябин. Сб. ст. К столетию со дня рождения (1872-1972), М., 1973; Shitomirski D. W., Die Harmonik Skrjabins, в кн.: Convivium musicorum. Festschrift Wolfgang Boetticher, В., 1974; Житомирский Д., Скрябин, в кн.: Музыка XX века. Очерки, ч. 1, кн. 2, М., 1977; А. Н. Скрябин (Альбом). Сост. Е. Н. Рудакова, М., 1979 и др.
Д. В. Житомирский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.