Mazurkas, Op. posth. 67
Мазурка Op. posth. 67 No. 1, соль мажор (1835)
Мазурка Op. posth. 67 No. 2, соль минор (1845)
Мазурка Op. posth. 67 No. 3, до мажор (1835)
Мазурка Op. posth. 67 No. 4, ля минор (1846)
Мазурка Op. 67 No. 1, соль мажор (опубликована в 1855 году). Одно из ярких претворений Шопеном бального городского мазура (Попевка такта 15 постоянна в „бытовых" мазурках. См. аналогии ее: мазур Дверницкого (сб. „Harfiarz, serya druga". Tarnow, 1891, № 12); мазурку Бородина C-dur (из его „Маленькой сюиты"); мазурки Шопена ор. 24 №№ 2,3,4.).
В 1845 году Шопен, очевидно, написал мазурку Op. 67 No. 2, соль минор (опубликована в 1855 году), отличающуюся сходными чертами пассивной грусти в мазурке Op. 59 No. 3, фа-диез минор. В тактах 21-24 — цепь доминантсептаккордов (по квартам). В тактах 33-40 — одноголосный связующий переход, столь типичный для Шопена!
Мазурка Op. 67 No. 3, до мажор бально-бытового характера, однако с выразительной грацией речевых интонаций. Типичны для Шопена переченья в параллельных секстах (такты 9-10 и др.) (Аналогии: соната h-moll (средняя часть, такты 79-80), этюд Des-dur ор. 25. Переченью в параллельных секстах соответствует переченье в параллельных терциях, например: мазурка As-dur ор. 41 (такт 7), мазурка ор. 59 № 2 (такт 26), мазурка ор. 63 № 1 (такты 3-4), мазурка ор. 68 № 2 (такт 3, росо piu mosso), вальс ор. 18 (такт 71), ноктюрн ор. 37 № 2 (такт 1), прелюдия ор. 28 № 23 (такт 4), экспромт ор. 51 (такт 11), баркарола (такт 9 и др.) и т. д. Подобные переченья являются у Шопена неизбежным и естественным следствием сочетания параллельных терций и секст с развитой хроматикой.).
Мазурка Op. 67 No. 4, ля минор (сочинена в 1846 году, опубликована в 1855 году) заметно искажена в ряде изданий (по сравнению с сохранившимися автографами). Поразительна слегка взволнованная, нервно-чуткая мело-речевая выразительность всех трех тем с нх господствующим настроением светлой печали. Такты 1-8 и 9-16 — прекрасные примеры нисходящей „стилизованной гаммы", а также ломаных обыгрываний. Мелос дает много типичных шопеновских оборотов. Тематизм очень ясен, и затуманенность, рыхлость ряда поздних мазурок отсутствуют.
Ю. Кремлев