Waltzes without opus numbers
Вальс ля-бемоль мажор (1827)
Вальс ми-бемоль мажор (1827)
Вальс ми мажор (1829)
Вальс ми минор (1830)
К 1827 году предположительно относятся вальсы As-dur (ля-бемоль мажор) и Es-dur (ми-бемоль мажор) (без опуса), которые в этом случае следует признать первыми из дошедших до нас вальсов Шопена. Вальс As-dur (вписанный в альбом дочери Эльснера), пианистически скромный, близок жанру любительских музицирований, он чем-то напоминает вальсы Грибоедова и некоторые фортепианные вальсы Глинки. Вальс Es-dur — ранний опыт виртуозного вальса, любопытный, к тому же, вторжением (с такта 27) ритма мазурки.
Вальс E-dur (ми мажор) (без опуса, 1829) не предназначался для публикации — как пьеса не вполне обособившаяся от „служебных" танцевальных функций. Если в вальсе h-moll ор. 69 заметно приближение к венскому романтизму (Шуберту), то тут, быть может, впервые дает себя знать венская гибкая, „плывущая" танцевальность. Но заметно и то, что Шопен, увлекшись ею, сохраняет самостоятельность, остроту и „трезвость" мелодических фигур, не поддается характерному венскому опьянению танцем.
Вальс e-moll (ми минор) (1830, без опуса, опубликован посмертно) стоит особняком посреди всех вальсов Шопена. Присущие ему резкие смены эмоций и порывистый, тревожный, моментами почти отчаянный драматизм заставляют думать о какой-то скрытой программности. Сладкий, манящий образ ми-мажорной части особенно убеждает в этом. Романтическая тема мечты и препятствий, любви и гнева страдающего сердца трактована тут совершенно кратко, но с подкупающей яркостью.
Ю. Кремлев