Nocturnes, Op. 37
Op. 37 No. 1, соль минор
Op. 37 No. 2, соль мажор
Ноктюрны ор. 37 (опубликованы в 1840 году) носят интимно-лирический характер. Контрасты мягкие, сглаженные, что не случайно, но отражает постепенный отход Шопена от бурной романтической драматургии второго периода его творчества.
Ноктюрн g-moll (сочинен в 1838 году). В первой теме пасторального характера ощутимы интонации украинского фольклора. Эта слегка элегическая „думка" чередуется с хоральной созерцательностью средней части. Приметны натурально-плагальные обороты (такты 13-15), вариационный орнамент при повторениях. Средняя часть — пример редкого у Шопена выдержанного четырехголосия (однако свободного по голосоведению). В конце — плагальность и мажорное просветление. Повсюду своеобразное сочетание простодушия с утонченностью.
Ноктюрн G-dur (сочинен в 1839 году). Очень образно противопоставление изящной, капризной кокетливости и ласковой сердечности. Всё это на фойе покачиваний баркарольного ритма. Форма ноктюрна рондообразна (с двумя темами). Характерна избыточная деструктивная модуляционность, изменчивая, как переливы воды, как смены быстро мелькающих ощущений: в соль мажоре — лишь небольшая (примерно одна седьмая) часть ноктюрна. В тактах 1-28 модуляционная „экскурсия" G—a—G—В—Des—es—Des—b—F—a—G—f... —любопытна симметрией своих ходов. Кроме того, в данном периоде отметим мелодизацию баса. Начало второй части с его плагальностью, диатоническим обыгрыванием квинты и характерными попевками весьма народно. Дальнейшее хроматическое движение С—Е и В—D (подход к В—D через „намеки" fis-moll и as-moll) очень выразительно томительной романтикой нарастаний.
Реприза первой темы дана на органном пункте доминанты. Реприза второй темы начинается с E-dur („вариант" тоники C-dur), ведет к Gis-dur, Fis-dur, D-dur, Fis-dur и лишь затем приводит к G-dur (второй репризе первой темы). В тактах 11-9 от конца любопытна модуляция по малым терциям (G—В—Des—Е—G) при посредстве плагальных энгармонизмов (например: трезвучие четвертой ступени соль мажора равно трезвучию второй ступени си-бемоль мажора с повышенной терцией). В этом ноктюрне, как и в предыдущем, драматическая коллизия совершенно отсутствует. Вместо нее лишь мягкая контрастность прозрачных звуковых арабесок и теплой, певучей лирики.
Ю. Кремлев