Tarantelle (As-dur), Op. 43
Тарантелла op. 43 ля-бемоль мажор (сочинена и опубликована в 1841 году), хотя Шопен и называл ее шутливо гадостью, а Шуман музыкой не прекрасной, написанной в самой „дикой" манере композитора, закрепляет новые тенденции шопеновского творчества. Эта пьеса пронизана вихревой энергией танца, радостью и светом.
Тональный план тарантеллы Шопена плагален (основные центры As—Des—As). После трех вступительных тактов доминанты начинается стремительный бег „вечного движения", быстро и легко объединяющий тональности, несущий с собой обычные явления шопеновской плагальности и т. п.
В тактах 68-80 — блистательный эффект хроматических гамм и противопоставленных им акцентированных обыгрываний доминантовых квинт. Такт 117 и дальше — контрастный натуральный f-moll. Такт 164 и последующие — красочное столкновение трезвучия шестой ступени as-moll с доминантовым басом (над всем этим гамма натурального as-moll). В коде — исключительно яркий, „импрессионистский" по колориту подъем из гулкого, мрачного, низкого регистра к светлым, звенящим верхам (такты 228-260). Здесь же — весьма красочное развитие субдоминантовой энгармонической сферы (Такты 29-19 от конца. Трезвучие VI ступени As-dur с пониженными основным тоном и квинтой равно трезвучию первой ступени E-dur: трезвучие второй ступени As-dur с пониженными основным тоном и квинтой равно трезвучию четвертой ступепи E-dur.). Такты 19 от конца и последующие — энергичная восходящая хроматическая секвенция — на доминантовом басу. Затем развернутый плагальный каданс (тут истинно импрессионистское „избыточное" фортиссимо) и в конце каданс автентический (на терцию тоники). На протяжении всего „вечного движения" тарантеллы Шопен мастерски экономит фактурные, регистровые и динамические средства, вводя их в порядке постепенного, неотразимо увлекающего crescendo. Это — самобытное претворение одного из наиболее темпераментных и пылких эффектов Россини.
Ю. Кремлев