Mazurkas, Op. 63
Мазурка Op. 63 No. 1, си мажор
Мазурка Op. 63 No. 2, фа минор
Мазурка Op. 63 No. 3, до-диез минор
Мазурки ор. 63 (сочинены в 1846 году, опубликованы в 1847 году) очень выразительны, хотя сам Шопен был неуверен в их достоинствах.
Мазурка Op. 63 No. 1, си мажор. Ритмически наиболее ярка из последних мазурок, но и она заметно созерцательнее и „бесплотнее" более ранних пьес этого рода. Такты 5-8 — красочные нонаккорды (роль нонаккордов в поздних сочинениях Шопена характерна). Такт 17 и дальше — остинатный бас, столкновения. Такты 25-32 — типичные диатонические фольклорные обыгрывания. Такты 32-33 — мелодическая модуляция Н — А. Такт 33 и последующие — в звучании этих фольклорных образов чувствуется какая-то „отдаленность", завуалированность. Такты 87-94 — почти что Григ! (Ср. Вальс-каприс ор. 37 № 2 Грига. Шопен, кстати сказать, мог познакомиться с норвежской народной музыкой через своего ученика — норвежца Т. Телеффсена.)
Мазурка Op. 63 No. 2, фа минор. Печальная дымка воспоминаний лежит и на интонациях (с их задержаниями и хроматизмами), и на ритмике (избегающей тактовых акцентов). Такты 7 и 13-16 — превосходные образцы хроматических зигзагов — обыгрываний, очевидно подражающих блуждающим наигрышам деревенских скрипачей. Такты 24-25, 32-36 — канонические имитации. Такты 37-40 — гармоническая вариация.
Мазурка Op. 63 No. 3, до-диез минор. Последняя из мазурок, опубликованных самим Шопеном, очень популярная в концертной практике благодаря своей „речевой" выразительности жалобы. Первая тема — „стилизованная гамма". Перед концом — развитая каноническая полифония.
Ю. Кремлев