Mazurkas, Op. 59
Мазурка Op. 59 No. 1, ля минор
Мазурка Op. 59 No. 2, ля-бемоль мажор
Мазурка Op. 59 No. 3, фа-диез минор
В 1845 году Шопен написал и опубликовал мазурки ор. 59, продолжающие характерную линию трансформации и распада романтико-реалистических основ этого шопеновского жанра. Построение ор. 59 типично, поскольку печальное, тревожное и грустно-примиренное „окаймляет" светло-жизнерадостное. Но и последнее лишено теперь былой силы и упругости. Контрасты сглаживаются в лирической созерцательности — радость утрачивает задор и порыв, а скорбь — драматическую страстность.
Мазурка Op. 59 No. 1, ля минор. Примечательна модуляционная, ритмическая и фактурная аморфность. Все в этой мазурке звучит как-то необычно, будто принужденно. Тема весьма фольклорна, но простота и ясность ее контуров быстро стираются. Почти повсюду эмоциональная „нейтральность" интонаций и целый ряд моментов надуманности.
Упомянем некоторые детали, которые, будучи интересными, не становятся, однако, волнующими. Колоритны мелодические столкновения тактов 59 и 63. Такт 76 — изолированное увеличенное трезвучие (а в тактах 77-78 его своеобразное мелодическое обыгрывание). Такты 114-118 — изолированный септаккорд четвертой ступени ля минора с повышенными основным тоном и терцией. Такты 119-122 — изолированный септаккорд четвертой ступени с повышенным основным тоном. Такт 2 от конца — своеобразное ведение домпнантнонаккорда a-moll. Так во многих местах заметно характерное „импрессионистское" выделение отдельных изысканных гармоний как образов мимолетных душевных движений.
Мазурка Op. 59 No. 2, ля-бемоль мажор. Несравнимо искреннее и теплее предыдущей (с ясным и простым мелосом почти сплошного куявяка). Б. Асафьев, на наш взгляд, верно улавливает черты эмоционального развития в этой мазурке от „приветливо" звучащего начала к музыке с „властными акцентами, как речь возбужденная, полная упреков". Остается, впрочем, добавить, что эти переходы не резки и не нарушают общего эмоционального тонуса. Характерны черты позднего Шопена — особенно пассивно-созерцательная мерность движения. В такте 23 и дальше — реприза с более массивной фактурой („оркестровый" эффект). Такт 69 и дальше — проведение первой темы в басу (ср. мазурку ор. 41 As-dur, такты 45-47 — и обе другие мазурки ор. 59). Такты 81-88 — сложный модуляционный ход с обычными шопеновскими связями многозначных аккордов. По словам Б. Асафьева, „здесь новое преломление ля-бемоль-мажорности: тень хроматизированных последований-секвенций, словно густое облако, пытается в кульминации развития совсем затенить мягкую улыбчатую солнечность, присущую данной тональности". Последние два такта (как и в мазурке ор. 56 № 3) — отзвуки „пульса" танцевальной ритмики.
Мазурка Op. 59 No. 3, фа-диез минор. Ясные тональные центры fis-Fis-fis. Глубоко выразительна и очень характерна для последнего периода творчества Шопена. Печали и волнению, убеждающим и молящим интонациям противопоставлена скорбно-просветленная примиренность. Подголосочная полифония развита. Сверх того — целый канонический фрагмент в тактах 99-102. Изумительны гибкость и сглаженность, текучесть тем (при мягкости, но не слабости контрастов). В тактах 31-32 — динамическая подголосочная полифония (сравни еще мазурку ор. 24 № 4). Такт 45 и дальше — смена первой, тоскующей темы второй темой, светлой и ласкающей, но столь же пассивной. Такт 115 и дальше — жалобно тоскливый секвенционный подъем (с перекличкой голосов), безвольно смиряющийся, опадающий. А возврат ласкового заключения второй темы как бы успокаивает, утешает к концу мазурки. В последних восьми тактах появляется еще и новый оттенок — спокойной и гордой рассудительности (Недаром Ивашкевич усматривает тут превращение мазурки в полонез.).
Ю. Кремлев