Waltzes, Op. 64
Вальс Op. 64 No. 1, ре-бемоль мажор
Вальс Op. 64 No. 2, до-диез минор
Вальс Op. 64 No. 3, ля-бемоль мажор
В сюите вальсов ор. 64 (сочинены в 1846—1847 годах, опубликованы в 1847 году) образный замысел целого близок замыслу сюиты вальсов ор. 34 и, вместе с тем, противоположен построению ряда опусов мазурок: в мазурках печальное окаймляет жизнерадостное и блестящее, в вальсах наоборот. Это, разумеется, не случайно, поскольку мазурки как бы посвящены Варшаве, а вальсы — Парижу.
В ор. 64 вальсы №№ 1 и 3 явственно парижские, хотя и без виртуозного блеска своих предшественников из ор. 34 и 42: стиль здесь скорее сдержанный, домашний, интимный. Вальс ор. 64 № 2 содержит больше польских интонаций; он полон элегической грусти, не исчезающей даже в грациозном, легком полете piu mosso.
Вальс Des-dur. По преданию, звукописует собачку Жорж Санд. Посвящение в нотах — Д. Потоцкой. Явления обыгрываний и „стилизованной гаммы" чрезвычайно развиты.
Вальс cis-moll — один из поэтичнейших вальсов Шопена. Сохранились по крайней мере два его варианта. Опять весьма последовательная и разнообразная „стилизация гаммы". Изумительны — пластика „говорящего" мелоса и выразительность плавно перемещающихся секвенций. Все мелодические построения — в духе столь характерных для Шопена прибывающих и убывающих волн. В тактах 26-30 — подголосочная полифония с упорными септимами. Во второй теме (с такта 33) — мнимая полифония. В конце средней (Des-dur'ной) части — типично орнаментальной — один из любимых Шопеном одноголосных мелодических переходов. Некоторая механичность формы этого вальса может быть легко преодолена разнообразием исполнительских оттенков — тем более ввиду выпуклой контрастности. Напрашивается, в частности, динамическое усиление репризы первой темы (по сравнению с ее первоначальным изложением) — ведь здесь печаль, возвращаясь, звучит настойчивее и упорнее.
Вальс As-dur — наиболее своеобразный по форме среди вальсов этого опуса. Тональный план: [As — f — As — f — (As) — b — Ges — Es — (b) — с] — [C — d — С — I — as] — [As — f — As — E — Fis — As] — указывает на излюбленную Шопеном позднего периода сложную модуляционность с тоническими опорными пунктами (As — f — С). Мелодика — типичнейшая; акценты на третьей доле несколько напоминают ритм оберка (конечно, в „парижской редакции"). Благодаря модуляциям, первая тема с каждым ее появлением сияет все новыми и новыми красками. В средней части выделяются фанфарные и призывно-тревожные интонации. Но веселый, звонкий поток танца поглощает их и сам уносится куда-то. Из деталей отметим хроматическую секвенцию-модуляцию к репризе первой темы и долгое торжество — „праздник" тоники в конце.
Ю. Кремлев