Grande valse brillante (Es-dur), Op. 18
«Большой блестящий вальс» ми-бемоль мажор op. 18 (1831) явился первым „официальным" дебютом Шопена в данном жанре. Здесь блестяще, с законченным мастерством претворена форма венского вальса со свойственной последнему „неистощимостью" тематизма. Но Шопен сохраняет остро-интеллектуальный стиль, не уступая типичной для тогдашнего венского вальса (и особенно развивающейся позднее у Иоганна Штрауса-сына) элементарно-чувственной романтической томности.
Многое в вальсе ор. 18 очень оригинально, например, хроматические обыгрывания нот мелодии форшлагами в b-moll'ном эпизоде (Замечу попутно, что Вуйцик-Кеупрульян в книге „Melodyka Chopina" очень правильно расценивает „украшения" Шопена, подчеркивая их именно не украшательскую, а активно динамическую роль выделения мелодического рельефа. Характер ряда „украшений" в музыке Шопена опять-таки указывает на связь ее с фольклором.) или столкновение гармоний в коде.
Мелодика вальса в целом также типична. Его начало представляет хороший образец обычного для Шопена мелодического образования, которое Вуйцик-Кеупрульян называет довольно вычурно „стилизованной гаммой" (stylisowana gama):
Обыгрывание и орнаментирование гаммообразного хода в данном примере особенно рельефны, но аналогии встречаются у Шопена постоянно (Кстати сказать, обведенный нами на примере оборот очень любим Шопеном (в мажоре и миноре). Я. Микетта даже назвал его „шопеновским мотивом"). „Стилизованная гамма" — одна из характернейших черт детальности, антидекоративности и напевной плавности мелодического стиля Шопена. Ор. 18 начинает серию аналогичных блестящих салонных пьес в форме вальса, который из числа не польских танцев более всего привлекал внимание композитора. Уже в вальсе ор. 18 очевидна содержательность шопеновского „салона". Это — „легкая музыка" в лучшем значении слова, музыка живых, подвижных, порою кокетливо-переменчивых, но отнюдь не пустых или лицемерных эмоций.
Ю. Кремлев