Mazurkas, Op. 33
Мазурка Oр. 33 No. 1, соль-диез минор
Мазурка Oр. 33 No. 2, ре мажор
Мазурка Oр. 33 No. 3, до мажор
Мазурка Oр. 33 No. 4, си минор
В 1836—1837 годы возникают мазурки Шопена ор. 30 (опубликованы в 1837 году), а в 1837—1838 годы — мазурки ор. 33 (опубликованы в 1838 году).
В сюите мазурок ор. 33 Шопен чередует краткие (мазурки gis-moll и C-dur) и более развитые (мазурки D-dur и h-moll) формы. Замысел целого типичен: от печали (мазурка gis) к народному веселью (мазурка D) и шляхетской молодцеватости (мазурка С). А под конец грусть возвращается и углубляется в тоскливых образах мазурки h-moll.
Мазурка Oр. 33 No. 1, соль-диез минор. Изящно-элегическая миниатюра — целиком в ритме мазура. Такт 1 — „утолщение" мелодической линии аккордами. H-dur'ная тема — характерные для Шопена фольклорные попевки (e-fis-cis, dis-fis-gis). Этот бодрый танцевальный порыв быстро гаснет в печали.
Мазурка Oр. 33 No. 2, ре мажор. Одна из колоритнейших картинок народного танцевального быта. По словам Б. Асафьева, здесь „основная тема звучит „запевалой-наигрышем", увлекающим за собой молодежь в весенний хоровод на сочно зеленеющем лугу". Недаром сам Шопен называл свои мазурки „obrazkami" („картинками"). Тональные центры: D—А—D—В—b—Des—(fis)—(A)—D—А—D—указывают на фольклорную доминантовость (D—А—D) и на романтическую терцевую тоничность (D—В—b—Des). Типичен мелос первой части (куявяк) с превосходно задуманными остинатными контрастами f—р. Средняя часть — мазур с ритмикой, активизированной синкопами. В конце мазурки — как бы наигрыши деревенского скрипача и заключительная „лидийская" гамма (повышенная четвертая ступень).
Мазурка Oр. 33 No. 3, до мажор. Беспечная бодрость господствует. Это — та мазурка, из-за которой, по свидетельству В. Ленца, Шопен повздорил с Мейербером (Мейербер упрямо утверждал, что она написана в двухдольном метре). В тональном плане (С—As—С) — обычные для данного и позднейшего периодов творчества Шопена терцевые связи.
Мазурка Oр. 33 No. 4, си минор. Одна из поэтичнейших мазурок-элегий. Замысел — контрасты-антитезы и каданс спада (автентический) — типичен для Шопена. Эмоциональное богатство велико, ибо элегичность оттеняется элементами волевых порывов, вкрадчивой нежности и радостных проблесков. Перед нами целая драматическая сцена, открывающая простор сюжетному воображению слушателя, но очень точная и ясная в своем эмоционально-образном содержании. Повторений так много, что сам Шопен разрешал купюры (см. оксфордское издание). В мазурке множество черт, восходящих непосредственно к фольклору. Тональные центры: h—(fis)—— С—В—Es... Н—dis—Н... h — указывают на пла-гальность, секундовые и терцевые связи. Плагаль-ность и остинатные басы уже в начальных двух тактах. Тональная логика первых 25 тактов весьма характерна. Это (как и в тактах 1-8 средней части экспромта As-dur) движение тоника — доминанта... субдоминанта — тоника (h—fis—h—С—h), столь присущее и крупным шопеновским построениям. Такты 47-49 — мелодическая модуляция в B-dur. Такты 49-50 и д. — опять плагальность. Мелос H-dur'ной части мазурки — чудесный образец непрерывных мелодических задержаний и столкновений, нарушающих устойчивость и создающих романтическое томление. Замечателен этот фрагмент и с интонационной стороны как мелодический образ изящной, слегка кокетливой польской речи. Словесные „расшифровки" подобных интонаций можно найти в песнях Шопена (см. особенно песни „Колечко" и „Моя любимая"). Весьма оригинально solo баса перед последним появлением первой темы и троекратная созерцательная „неаполитанская" квинта (с—g) перед заключительным кадансом мазурки.
Ю. Кремлев