Шопен. Экспромты

Impromptus

Композитор
Жанр
Страна
Польша
Портрет Шопена работы Эжена Делакруа, 1838

Количество произведений, созданных Фридериком Шопеном в жанре экспромта, невелико – всего четыре пьесы. Все они написаны в то время, когда композитор жил в Париже (в варшавский период он экспромтов не создавал). Непосредственным предшественником Шопена в этой области был Франц Шуберт, создавший жанр экспромта. Многие черты шопеновских экспромтов уподобляют их аналогичным шубертовским пьесам: трехчастная форма с контрастными разделами, опора в пьесе в целом или в одном из ее крупных разделов на какой-либо определенный пианистический прием. Последняя особенность роднит экспромты с этюдами Шопена. Однако лирический характер экспромтов, кантиленность отдельных разделов, относительная «легкость» и прозрачность фактуры, основывающейся на аккордовой фигурации, заставляет вспомнить о другом жанре, разрабатываемом Шопеном более активно, чем экспромт – о ноктюрне. Таким образом, экспромт в творчестве Фредерика Шопена предстает своеобразным «гибридным» жанром, сочетающем в себе черты ноктюрнов и этюдов.

Первым образцом этого жанра у Шопена стал Экспромт № 1 ля-бемоль мажор, который композитор создал в 1837 г. Тональный план находится в пределах объединения параллельных тональностей (ля-бемоль мажор – фа минор – ля-бемоль мажор). В первом разделе тоника основной тональности весьма интересно обыгрывается хроматическими секвенциями, создавая впечатление изящной речи с легким оттенком кокетства. Этому образу противопоставляется средний раздел с его страстностью лирического излияния.

Экспромт № 2 фа-диез мажор, созданный в 1839 г., тоже построен на сопоставлении контрастных образов. Мелодия отмечена оборотами фольклорного происхождения (в частности, ритмоинтонациями мазурки). Сопоставление регистров звучит как далекий отзвук фанфар. В среднем разделе на первый план выступает героическое начало. В репризе первая тема кажется более оживленной благодаря восьмым в басу. Одно из программных толкований этого экспромта (принадлежащее, возможно, самому композитору), таково: молодая полька напевает колыбельную сыну, которого в мечтах видит борцом за свободу Польши.

В Экспромте № 3 соль-бемоль мажор некоторая бледность тематического материала сочетается с колоритными гармоническими средствами (например, терцквартаккорд второй ступени с повышенной примой и терцией и пониженной квинтой). Здесь нет драматизма, но много изящества и благородства.

«Фантазию-экспромт» автор не считал нужным издавать. Это произведение примечательно чертами монотематизма.


Экспромты Шопена (всего 4), все созданные в парижский период, как бы образуют гибридный жанр от его этюдов и ноктюр­нов. Шопен шел здесь от образцов, созданных Шубертом. Он со­хранил и их «этюдный» принцип конструкции, и трехчастную контрастную форму, и общий облик непосредственного лирического излияния. Будучи менее виртуозны, чем этюды, экспромты отличаются от ноктюрнов именно своей «техничностью». Но общий лири­ческий характер, кантабильность контрастирующих эпизодов, с их аккордово-фигурационной педальной фактурой, свободной, как правило, от гармонической перегруженности и полимелодических эффектов, сближают экспромты с ноктюрнами.

В. Конен

реклама

Словарные статьи

Экспромт 12.01.2011 в 18:42

рекомендуем

смотрите также

Реклама