Шопен. Четыре мазурки Op. 24

Mazurkas, Op. 24

Композитор
Год создания
1835
Жанр
Страна
Польша

Мазурка Op. 24 No. 1, соль минор
Мазурка Op. 24 No. 2, до мажор
Мазурка Op. 24 No. 3, ля-бемоль мажор
Мазурка Op. 24 No. 4, си-бемоль минор

Фридерик Шопен (Frédéric Chopin)

Мазурки Шопена ор. 24 (опубликованы в 1835 году) в своем большинстве отмечены чертами „поэмности".

Мазурка Op. 24 No. 1, соль минор (по некоторым данным возникла до 1831 года — но в этом случае несомненна позднейшая переработка). Лаконичный поэтический замысел весьма выразителен. Элегическое начало постепенно переходит в танцевальное оживление. Но неумолимая грусть возвращается, а в заключительном кадансе как бы звучат нотки тоски и отчаяния патриота, утратившего родину, вынужденного лишь мечтать о ней. „Стилизованная гамма" вначале (g-moll гармонический с повышенной четвертой ступенью — такт 6). Характерные диссонансы, основанные на столкновениях и мелодических задержаниях, — такты 19, 23, такт 7 средней части (здесь даже доминантнонаккорд Es на тонике Es).

Мазурка Op. 24 No. 2, до мажор. Попевки вновь чрезвычайно народны, и их истоки легко обнаруживаются в „Lud" Кольберга. Характерны лидийские обороты. Б. Асафьев метко причисляет эту мазурку к числу „изысканно простодушных". Перед нами колоритная „зарисовка с натуры" (хотя и, видимо, по памяти). Первая часть и реприза ее насыщены народными ладовыми и ритмическими элементами. Деревенскому в целом оберку первой части противопоставлен во второй части бальный городской мазур. Будто бойкий, блестящий танцор ворвался в круг пляшущих! Тональности этой части (Des, As, es) находятся в плагально-тоническом отношении к тональностям (а — С) первой части. Замечателен эффект затихания—удаления в конце, когда мелос исчез и доносятся только переборы аккомпанемента.

Мазурка Op. 24 No. 3, ля-бемоль мажор. Своеобразны шеститактовые периоды, распадающиеся, впрочем, на двутакты, а не трехтакты. Приметна секвенция модуляций (с такта 25), где ритм правой и левой рук все время не совпадает. Романтическое затухание терции тоники в конце подчеркивает бесплотность нахлынувших и скрывшихся танцевальных образов.

Мазурка Op. 24 No. 4, си-бемоль минор. Это — наиболее значительная из ранних шопеновских „мазурок-поэм" (в форме миниатюрного рондо с тремя темами и большой кодой). Очень рельефен замысел возбуждения и депрессии, отрадных воспоминаний и тоски об утраченном. Тематизм весьма разнообразен. Начало — своеобразное постепенное сжатие доминантовой октавы до тонической терции. Уже построение первой, b-moll'ной темы мазурки (томительный подъем и спад) предвещает образную суть целого (подголосок в тактах 13-18 ниспадающий, он как бы противится подъему и сламывает его). С такта 21 этой томительно-печальной мелодии противопоставлена энергичная, бодрая мажорная музыка шляхетского характера.

В репризе первой темы подголосочная полифония более развита и экспрессивна. Затем интермедия как бы раздумья (b-moll с повышенной четвертой ступенью) н новый подъем — развитие модуляционно-капризного куявяка (неустойчивое вращение вокруг Des-dur). Перед второй репризой первой темы мощный подъем на доминанте Des и затухание (переход в b-moll). Наконец — протяженная кода (32 такта), построенная на волнообразном спаде. Как выразительна тут мелодика, стремящаяся вверх и сейчас же безвольно опадающая (мольбы и вздохи, сжатое воспроизведение характера первой темы). Как выразительно и движение гармоний, то осветляющихся, то омрачающихся на непрерывном тоническом басу. В тактах 32-29 от конца имеем четыре различных субдоминанты на тонике (пример 46) — образец богатейшей плагальности Шопена, не более, впрочем, удивительной, чем плагальность прелюдии ор. 28 № 4:

Глубоко волнует проблеск мажора среди печали (такт 19 от конца). Но и он не радует. Это мажор душевного просветления, а не реального счастья. Мелос мазурки тягостно, нерешительно замирает на доминанте b-moll.

Эмоциональные богатства мазурки b-moll чутко оценил Б. Асафьев. Он характеризует эту мазурку как „начинающуюся из тишины — глубины души и приходящую к „тихости". Словно скорбная дума, о которой сперва сердце решило молчать, но которая как-то незаметно рождает песнь — тихую жалобу, через несколько мгновений превращающуюся в страстный стон. Как правдивы, как психологически чутки первые двенадцать тактов этой мазурки от piano росо а росо crescendo к fortissimo, затем лаконичнейшее diminuendo — один выразительный такт — и вновь нарастающий стон. Дальше — странствования любовного чувства: нежная ласка, доверие, возникающее беспокойство, опять мотив скорбной песни, вспышка ревности, краткий момент примиренности с печалью, вновь волнение (piu agitato et stretto), вновь страстный стон. Слышится элегия душевного одиночества (piano, legato, sotto voce), за ней — одушевление, воскресшая надежда, то свет, то тень, то одна окраска чувства, то иная. Нюансы — от pianissimo dolcissimo до бурной взметнувшейся волны страсти (ff) — чередуются непрестанно, пока не приходит осень чувства, вновь возвращается неизбывное шопеновское zal (печаль, грусть, томление. — Ю. К.) и с нею скорбная песнь, основной „тон" сиротливой души: он звучит все медленнее, все тише, уходя в тишину сердца, и застывает, вздохнув последний раз в заключительном „помню" (выразительнейший мелодический каданс на одной из попевок душевного сиротства)".

Упомянем попутно мазурку As-dur без опуса (сочинена в 1834 году и вписана в альбом М. Шимановской; опубликована в 1930 году) — произведение не яркое, но любопытное своим вступлением, предвещающим вступление вальса ор. 64 № 1.

Ю. Кремлев

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Фортепианный квинтет No. 2 Камерные и инструментальные
Брамс. Симфония No. 2 Симфонические

Словарные статьи

Мазурка 24.02.2012 в 11:30

рекомендуем

смотрите также

Реклама