Список сочинений Михаила Глинки, даты и литература

Биография Глинки

Оперы

Жизнь за царя (Иван Сусанин, 1836, Большой театр, Петербург; с новым текстом С. М. Городецкого, 1939, Большой театр, Москва)
Руслан и Людмила (1842, там же)

Для солистов, хора и оркестра (или фортепиано)

• Пролог на кончину Александра I и восшествие на престол Николая I (для тенора-соло, смешанного хора и оркестра, сл. Олидора, пер. И. Ф. Тюменева, новый рус. текст С. В. Гинзберг, 1826)
• Польский «Велик наш бог» (для хора с оркестром, сл. В. А. Соллогуба, 1837; Полонез, с новым текстом «Земля моя, земля родная» А. И. Машистова, в Полн. собр. соч., т. 16, М., 1966)
• Гимн хозяину (для тенора, смешанного хора и оркестра, сл. Н. А. Маркевича, 1838)
• Прощальная песнь воспитанниц Екатерининского института (для сопрано, жен. хора и оркестра, сл. П. Г. Ободовского, 1840)
• Тарантелла (Вот луна глядится в море..., для чтеца, хора и оркестра, сл. И. П. Мятлева, 1841)
• Прощальная песнь для воспитанниц общества благородных девиц (Смольный монастырь) (для жен. хора и оркестра, сл. M. M. Тимаева, 1850)
• Коса (Я пойду, пойду косить, цыганская песня, для голоса, хора и оркестра, сл. А. Я. Римского-Корсака, 1854)
• Молитва (В минуту жизни трудную..., для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра, сл. М. Ю. Лермонтова, 1855)

Для оркестра

• Andante cantabile и Rondo (d-moll, 1823?)
• Симфония (B-dur, 1824?, не окончена)
• 2 увертюры (g-moll, D-dur, 1822-26)
Симфония на две русские темы (1834)
Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (1838)
2 испанские увертюры:
   Арагонская хота (1845)
   Ночь в Мадриде (1851)
Вальс-фантазия (первонач. для фортепиано, 1839; оркестровая ред. 1845, последняя ред. 1856)
Камаринская (1848)
• Польский (Торжественный полонез, F-dur, 1855)

Камерно-инструментальные ансамбли

• Септет для гобоя, фагота, валторны, 2 скрипок, виолончели, контрабаса (Es-dur, 1823)
Соната для фортепиано и альта (или скрипки; d-moll, 1825-28)
• Струнный квартет (D-dur, 1824)
• Струнный квартет (F-dur, 1830)
• Серенада на некоторые мотивы из оперы «Анна Болейн» Доницетти (для фортепиано, арфы, фагота, валторны, альта, виолончели и контрабаса, 1832)
• Блестящий дивертисмент на мотивы из оперы «Сомнамбула» Беллини (для фортепиано в сопровождении 2 скрипок, альта, виолончели и контрабаса, 1832)
Большой секстет (Es-dur, для фортепиано, 2 скрипок, альта, виолончели, контрабаса, 1832)
Патетическое трио (для фортепиано, кларнета и фагота, 1832)
• Пьеса для скрипки и фортепиано (Листок из альбома, публикация и редакция И. Ямпольского, М.-Л., 1952)

Для голоса с фортепиано

80 романсов, песен, арий

Цикл романсов «Прощание с Петербургом» (сл. Н. В. Кукольника, 1840)
• Записи 17 испанских народных напевов (1845-46, 1856)
• Итальянские арии, дуэттино, канцонетты

Романсы на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Мицкевича, А. А. Дельвига, В. А. Жуковского и др., в т.ч.

«Не искушай» (1825)
• «Венецианская ночь» (1832)
• «Патриотическая песня» (1833)
• «Я здесь, Инезилья» (1834)
• «Ночной смотр» (1836)
«Сомнение» (1838)
• «Ночной зефир» (1838)
• «В крови горит огонь желанья» (1839)
• Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
«Я помню чудное мгновенье» (1840, на стихотворение Пушкина)
• «Признание» (1840)
• «Слышу ли голос твой» (1848)
• «Заздравный кубок» (1848)
• «Песнь Маргариты» из трагедии Гёте «Фауст» (1848)
• «Мери» (1849)
• «Адель» (1849)
• «Финский залив» (1850)
• «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
• «Не говори, что сердцу больно» (1856)

Вокальные ансамбли и хоры

• Молитва (Боже, сил во дни смятенья, трио для альта, тенора и баса с фортепиано, 1828?, новый текст С. В. Гинзберг «Друг заветный, в час смятенья»)
• Mio ben ricordati (дуэттино для тенора и контральто с фортепиано, 1828?, изд. с рус. текстом под назв. Воспоминания)
• Sogna chi crede d’esser felice (Тот видит сон, кто верит в счастье, квартет для альта или меццо-сопрано, 2 теноров и баса в сопровождении 2 скрипок, альта, виолончели и контрабаса, 1828; в пер. Вс. А. Рождественского — Помни, что счастье на свете призрак мгновенный, изд. 1954)
• Come di gloria al nome (вокальный квартет в сопровождении 2 скрипок, альта, виолончели, контрабаса, 1828, рус. пер. С. В. Гинзберг «О, как при мысли о слове»)
• Молитва (рус. текст П. И. Чайковского — С небеси услыши, квартет, 1828)
• Не осенний частый дождичек (сл. А. А. Дельвига, для тенора, муж. хора и фортепиано, 1829)
• Херувимская песнь (C-dur, для 6-гол. хора a cappella, 1837)
• Вы не прийдёте вновь (текст франц., пер. Г., дуэттино для 2 сопрано с фортепиано, 1837)
• Прости меня, прости, прелестное созданье (романс П. С. Фёдорова на сл. А. И. Булгакова, обр. для тенора и контральто, 1838, записан 1855)
• Когда, душа, просилась ты (элегия М. Л. Яковлева на сл. А. А. Дельвига, обр. для сопрано и баса с фортепиано, 1838, записана 1855)
• Прощайте, милые друзья (сл. Н. В. Кукольника, для соло и хора, 1840)
• Заздравная песня. Пие Куба до Якуба (сл. народные, для голоса и хора, 1847)
• Ектения первая (для 4-гол. смеш. хора, 1856)
• Да исправится молитва моя (для 2 теноров и баса, 1856) и др.

Вокальные упражнения и этюды

• Семь этюдов для контральто с фортепиано (для Н. И. Гедеоновой, 1830)
• Шесть этюдов для голоса с фортепиано (для Марии, 1833)
• Упражнения для уравнения и усовершенствования голоса (баса; для О. А. Петрова, 1836)
• Школа пения (для А. Н. Кашперовой, 1856)

Для фортепиано

• Вариации на оригинальную тему (1822-24?)
• Вариации на тему русской песни «Среди долины ровныя» (1826)
• Вариации на романс «Benedetta sia la madre» (1826)
• Ноктюрн (Es-dur, 1828)
• Мазурки (G-dur, 1828; As-dur и F-dur, 1833-34; c-moll, 1843; a-moll, 1852)
• Вальсы (Es-dur и B-dur, 1838)
Вальс-фантазия (h-moll, 1839)
Разлука (La séparation, ноктюрн, f-moll, 1839)
• Тарантелла (на тему песни «Во поле березонька стояла», a-moll, 1843)
Привет Отчизне (четыре пьесы, 1847)
• Вариации на шотландскую тему (1847)
• Las Mollares (Андалузский танец, переложение для фортепиано, 1855),
а также фуги, вариации на темы из произв. А. А. Алябьева, В. Беллини, Г. Доницетти, Л. Керубини, В. А. Моцарта и др.

Для фортепиано в 4 руки:
• Экспромт в форме галопа на тему из оперы Г. Доницетти «Любовный напиток» (1832)
• Каприччио на русские темы (1834, использованы темы рус. песен «Не белы снега», «Во саду ли, в огороде»)
• Кавалерийская рысь (G-dur, C-dur, 1829-39)

Музыка к драматическим спектаклям

• Арии с хором к драме «Молдаванка и цыганка, или Золото и кинжал» Бахтурина (1836)
• Музыка к трагедии «Князь Холмский» Н. В. Кукольника (1840; конц. исп. 1841, Петербург пост. 1841, Александрийский т-р, там же)
• Куплеты Джона... «Теперь вот буду я жениться» (к водевилю «Купленный выстрел» Бойкова, 1856)

Инструментовки произведений собственных и других авторов, в т.ч.

• Романсы
• Память дружбы (для оркестра, ноктюрн F-dur И. Гуммеля, 1854, не изд.)
• Вальс Е.Штерича на тему из «Оберона» Вебера (для флейты, 2 кларнетов, 2 валторн, трубы, тромбона, литавр, 2 скрипок, контрабаса, 1829, не изд.)
• Погасло дневное светило (И. Геништы, элегия для баса с оркестром, 1838)
• Лихорадушка (Даргомыжского, для голоса с оркестром, 1855)
• Соловей (Алябьева, для голоса с оркестром, 1856)

Полное собрание сочинений, тт. 1—18, Москва, 1955-69.

Основные даты жизни и деятельности:

• 1804 — 20 V. В селе Новоспасское в семье помещика Ивана Николаевича Г. родился сын Михаил.
• 1812 — Нашествие наполеоновской армии. Переезд с родителями в Орёл.
• 1813 — весна. Возвращение в Новоспасское, где Г. услышал рассказы о партизанской войне, о подвигах смоленских партизан (эти впечатления впоследствии отразились в опере «Иван Сусанин»).
• 1818 — 2 II. Поступление в Благородный пансион при Педагогич. уч-ще в Петербурге.
• 1818-22 — Обучение в пансионе. — Занятия музыкой с Дж. Филдом и Ш. Майером. — Общение с В. К. Кюхельбекером. — Первые встречи с А. С. Пушкиным.
• 1822 — Окончание пансиона. — 3 VII. Исполнение Г. на выпускном вечере фп. концерта И. Н. Гуммеля.
• 1823 — весна. Отъезд в Новоспасское. — Поездка на Кавказ, где Г. познакомился с нар. музыкой, «видел пляску черкешенок, игры и скачку черкесов». — осень. Возвращение в Новоспасское, работа с оркестром. Первые опыты орк. сочинений.
• 1824 — 7 V. Поступление на службу (помощник секретаря Совета путей сообщения). — Занятия музыкой, уроки пения у итальянского певца Беллоли. — Сочинение инструментальных произв., романсов.
• 1825 — 14 XII. Восстание декабристов; Г. на Сенатской площади. — Допрос в полиции. — Отъезд в Новоспасское.
• 1826-29 — Жизнь в Петербурге. Участие в любительских концертах. — Знакомство с В. Ф. Одоевским, Мих. Ю. Виельгорским, А. Е. Варламовым, встречи с А. А. Дельвигом, А. С. Грибоедовым, В. А. Жуковским. — Создание романсов и песен на сл. Пушкина, Жуковского, Дельвига, К. Н. Батюшкова и др.; фп. сочинений, камерных ансамблей.
• 1828 — 23 VI. Увольнение со службы.
• 1830 — 25 IV. Отъезд за границу. — Путешествие по Германии и Швейцарии.
• 1830-33 — Жизнь в Италии (Милан, Рим, Неаполь). — Посещение итал. оперных т-ров, занятия пением, участие в концертах. — Сочинение романсов, камерно-инстр. произв. («Патетическое трио», «Секстет»).
• 1833 — VIII-IX. Поездка в Вену и Прагу. — X. Приезд в Берлин.
• 1833-34 — Жизнь в Берлине. — Занятия с З. Деном (гармонией и контрапунктом). — Написание «Симфонии на 2 русские темы», фп. произв. и романсов.
• 1834 — 4 III. Смерть отца. — Возвращение в Россию (Новоспасское). — Лето. Поездка в Москву; встречи с И. И. Геништой, А. Е. Варламовым, критиком Н. А. Мельгуновым. — Замысел оперы «Марьина роща» (по повести Жуковского). — Осень. Переезд в Петербург.
• 1834-35 — Жизнь в Петербурге. Работа над оперой «Иван Сусанин». Общение с Пушкиным, Н. В. Гоголем, Жуковским, П. А. Вяземским, Одоевским. — Знакомство с А. С. Даргомыжским.
• 1835 — 26 IV. Женитьба на М. П. Ивановой.
• 1836 — Первые репетиции оперы «Иван Сусанин»; частое общение с певцами О. А. Петровым и А. Я. Петровой-Воробьёвой. — 27 XI. Премьера оперы «Иван Сусанин» (Большой т-р, Петербург).
• 1837 — 1 I. Назначение на должность капельмейстера Придв. певч. капеллы. — Замысел оперы «Руслан и Людмила». Беседа с Пушкиным о предполагаемой опере. — Осень. Начало работы над оперой; создание авторского плана; знакомство с поэтом В. Ф. Ширковым (осн. либреттистом). — 18 X. Исп. оперы «Иван Сусанин» с новой сценой («У монастырского посада»).
• 1838 — Весна и лето. Поездка на Украину для набора певчих. — Первое исп. отд. номеров из оперы «Руслан и Людмила» в имении Качановка Полтавской губ. — Сочинение песен на сл. укр. поэта В. Н. Забилы. — Знакомство с С. С. Гулак-Артемовским. — Возвращение в Петербург. — Сближение с кружком Н. В. Кукольника. — Создание романсов «Сомнение», «Ночной зефир» и др.
• 1839 — Знакомство с Е. Е. Керн. — Сочинение «Вальса-фантазии». — Разрыв с женой. — XII. Уход из капеллы.
• 1841 — Сочинение романса «Я помню чудное мгновенье» и вок. цикла «Прощание с Петербургом». — Осень. Сочинение музыки к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский».
• 1841 — 6 III. Первое конц. исп. музыки к трагедии «Князь Холмский».
• 1842 — III. Завершение оперы «Руслан и Людмила». — Приезд в Петербург Ф. Листа, встречи с ним. — 27 XI. Первое представление оперы «Руслан и Людмила» (Большой т-р, Петербург); император и его свита демонстративно покинули зал до окончания спектакля.
• 1844 — Отъезд за границу. — Жизнь в Париже.
• 1845 — 4 III. Исп. произв. Г. в концерте Г. Берлиоза в Париже. — 29 III. Авторский концерт Г. в Париже, в зале Герца. — Отъезд в Испанию. — IX. Сочинение «Арагонской хоты».
• 1845-47 — Жизнь в Испании. — Изучение нар. музыки.
• 1847 — Возвращение в Россию. — Жизнь в Новоспасском и Смоленске.
• 1848 — III. Отъезд в Варшаву. — Сочинение симф. произв. («Воспоминание о Кастилии» и «Камаринская»). — XI. Приезд в Петербург.
• 1849-51 — Жизнь в Варшаве.
• 1850 — 15 III. Первое исп. «Камаринской» и «Арагонской хоты» в Петербурге (дирижёр К. Ф. Альбрехт).
• 1851 — 1 IX. Возвращение в Петербург.
• 1852 — Отъезд в Париж. — Работа над симфонией «Тарас Бульба».
• 1854 — Весна. Возвращение в Петербург. — Начало работы лад «Записками». — Замысел оперы «Двумужница».
• 1855 — III. Окончание «Записок». — Постоянное общение с А. Н. Серовым, Даргомыжским и др. муз. деятелями. — Знакомство с М. А. Балакиревым.
• 1856 — Сочинение последнего романса «Не говори, что сердцу больно». — 26 IV. Отъезд в Берлин. — Занятия с З. Деном.
• 1857 — 9 I. Исп. трио из оперы «Иван Сусанин» в придв. концерте в Берлине в присутствии Г. — Болезнь. — 23 I. Последнее свидание с Одоевским. — 3 II. Смерть Г. в Берлине. — 6 II. Похороны Г. на Троицком лютеранском кладбище. — 24 V. Прах Г. по настоянию сестры композитора Л. И. Шестаковой привезён в Россию и погребён на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге (ныне — Некрополь в Санкт-Петербурге).

Литературные сочинения:

Заметки М. И. Глинки об инструментовке, примеч. А. Серова, «Музыкальный и театральный вестник», 1856, No 2, 6; то же, СПБ, 1862; то же, с примеч. А. Н. Серова, СПБ, 1895; Автобиография. Заметки об инструментовке, под ред. С. Л. Гинзбурга, Л., 1937; Записки Михаила Ивановича Глинки, «Русская старина», 1870, т. 1-2; Записки Михаила Ивановича Глинки и переписка его с родными и друзьями, СПБ, 1885; Записки, под ред., со вступит. статьей и примеч. А. Н. Римского-Корсакова, М.-Л., 1930; Записки, под ред. и со вступит. статьей В. Богданова-Березовского, Л., 1953; Литературное наследие, т. 1 — Автобиографические и творческие материалы, под ред. В. М. Богданова-Березовского, М.-Л., 1952.

Письма:

Полное собрание писем, собрал и издал Ник. Финдейзен, СПБ, (1907); Литературное наследие, т. 2 — Письма и документы, Л., 1953.

Нотография:

Каталог нотных рукописей, писем и портретов М. И. Глинки, сост. Н. Финдейзен, СПБ, 1898; Рукописи М. И. Глинки. Каталог, сост. А. С. Ляпунова, Л., 1950; М. И. Глинка. Краткий рекомендательный указатель, (сост. Т. В. Попова), М., 1953.

Литература:

(Одоевский В. Ф.), Письмо к любителю музыки об опере г. Глинки «Жизнь за царя», «Северная пчела», 1836, 7 дек.; К. В. О. (Одоевский В. Ф.), Второе письмо к любителю музыки об опере Глинки «Жизнь за царя, или Сусанин», там же, 1836, 15 дек., 16 дек.; Невский В. (Одоевский В. Ф.), Новая русская опера: «Жизнь за царя». Музыка соч. г. Глинки, слова барона Розена, «Лит. прибавление к Русскому инвалиду», 1837, 30 января; (его же), О новой сцене в опере «Жизнь за царя», соч. М. И. Глинки, там же, 1837, 9 окт.; Любитель музыки Глинки, правды и умеренности (Одоевский В. Ф.), «Руслан и Людмила», «СПб. ведомости», 1842, 15 ноября; Плакун Горюнов, титулярный советник в отставке (Одоевский В. Ф.), Записки для моего праправнука о литературе нашего времени и о прочем (письмо г. Бичева. — Руслан и Людмила, опера Глинки), «Отечественные записки», 1843, т. XXVI, No 2, отдел VIII, с. 94-100; Современник Глинки (Одоевский В. Ф.), Лучше поздно, нежели никогда (о постановке «Руслана и Людмилы» в Москве), «Московские ведомости», 1868, 25 янв.; (его же), Приложение к биографии М. И. Глинки. Письмо к В. В. Стасову, «ВИТ». Сезон 1892-1893; (его же), Письмо к В. В. Стасову о «Руслане и Людмиле» Глинки, там же; см. также: Одоевский В. Ф., Избр. музыкально-критические статьи, М.-Л., 1951; его же. Статьи о М. И. Глинке, М., 1953; его же. Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Серов А. (Н.), Несколько слоя о брошюре Ростислава: Полный разбор оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», «Москвитянин», 1854, т. VI, No 23, дек., кн. 1; З-н Модест (Серов А. Н.), «Жизнь за царя», опера М. И. Глинки. Аранжированная для одного фортепиано (без пения) К. Мейером и К. Вильбоа, СПБ у Ф. Стелловского, «Муз. и театр. вестник», 1856, No 3; его же, Опера «Руслан и Людмила». В полной фортепианной партитуре с пением, там же, 1856, No 16; его же, Михаил Иванович Глинка. Некрологический очерк, «Сын отечества», 1857, 24 марта; его же, Малоизвестные произведения М. И. Глинки, «Театр. и муз. вестник», 1857, No 44, 45, 48, 49; его же, Наш Глинка перед судом немецких фельетонистов, там же, 1858, No 19; его же, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, там же, 1858, No 46; его же, Опыт технической критики над музыкой М. И. Глинки. I. Роль одного мотива в целой опере «Жизнь за царя», там же, 1859, No 49; его же, «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», «Русский мир», 1860, 1 сент.; его же, Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке, «Искусство», 1860, No 1-5; его же, «Руслан» и русланисты, «Музыка и театр», 1867, No 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10; см. также: Серов А. Н., Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95; его же, Избр. статьи, т. 1-2, М.-Л., 1950-57; Стасов В. (В.), Известие о кончине М. И. Глинки, «Русский вестник», 1857, т. 7, февраль, кн. 1; его же, Михаил Иванович Глинка, там же, 1857, т. 11, окт., кн. 2, т. 12, ноябрь, кн. 1, 2, декабрь, кн. 2; его же, Многострадальная опера, «Русская весть», 1859, т. 20, апрель, кн. 1; М. С. (Стасов В. В.), Верить ли?, «СПб. ведомости», 1866, 16 марта; Z. (Стасов В. В.), «Жизнь за царя» в Праге, там же, 1866, 11 ноября; В. С. (Стасов В. В.), Опера Глинки в Праге, там же, 1867, 4 февраля; В. С. (Стасов В. В.), Чехи и русская опера, там же, 1867, 10 марта; его же, Михаил Иванович Глинка. Новые материалы для его биографии, «Русская старина», 1889, т. 61, февраль; его же, Новые материалы для биографии M И. Глинки, «ЕИТ» Сезон 1893-1894, прилож., кн 3, см также Стасов В. В., Собр. соч. т. 1-4, СПБ, 1894-1906, его же, Избр. соч., т. 1-3, М., 1952, его же, Русская опера за рубежом, M., 1953, его же, Избр. статьи о M. И. Глинке, M., 1955 Ларош Г. А., Глинка и его значение в истории музыки «Русский вестник», 1867, т 71, окт., 1868, т. 73, янв, т 77, окт., см также Ларош Г. А., Собр. музыкально-критичсскич статей, т 1, M., 1913, его же, Собр. соч., т 1, М., 1952, его же, Избр. статьи о Глинке, М., 1953, Шестакова Л. И., Последние годы жизни и кончина М. И Глинки, «Русская старина», 1870, т 2, ее же, Былое M. И. Глинки и его родителей, «ЕИТ» Сезон 1892-1893, отд. оттиск, СПБ, 1894, Финдейзен H., Михаил Иванович Глинка Очерк его жизни и музыкальной деятельности, М., 1903, Игорь Глебов (Асафьев В. В.), Славянская литургия Эросу, в его кн. Симфонические этюды, P., 1922, его же, Увертюра «Руслана и Людмилы» Глинки, в сб.: Музыкальная летопись ( татьи и материалы под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб.: 2, P., 1923, его же, Четыре неизвестных автографа M. И. Глинки, там же, его же, Вальс-фантазия Глинки (Этюд), там же, сб.: 3, Л.-М., 1925, его же, Глинка, М., 1947, 1950 см. также Асафьев В. В., Избр. труды, т 1, М., 1952, Кузнецов К. А., Глинка и его современники, M., 1926 (История русской музыки в исследованиях и материалах, т 3), Загурский Б. И., М. И. Глинка, Л., 1940, Л.-М., 1948, Мартынов И. И, M. И. Глинка, М., 1941, Верков В. О., Гармония Глинки, М., 1948, его же, «Руслан и Людмила» M. Глинки, M.-Л., 1949, Яковлев В. (В.), Пушкин и Глинка, в его кн.: Пушкин и музыка, M.- Л., 1949, Протопопов В. В., M. И. Глинка, М., 1949, его же, «Иван Сусанин» Глинки. Музыкально-теоретическое исследование, М., 1961, M. И. Глинка. Исследования и материалы, под ред. А. В. Оссовского, Л.- М., 1950, M. И. Глинка. Сб.: материалов и статей, под ред. Т. H. Ливановой, M.- Л., 1950, Шлифштейн С., Глинка и Пушкин, M.-Л., 1950, Канн-Новикова E. И., M. И. Глинка Новые материалы и документы, вып. 1 — 3, M.-Л., 1950-55, M. И. Глинка. Летопись жизни и творчества. (Сост. А. Орлова, под ред. Б. В. Асафьева), Л., 1952, Библиография (1822-1956), в сб.: М. И. Глинка. К 100-летию со дня смерти, М., 1958, Глинка в воспоминаниях современников. Под ред. А. А. Орловой, М., 1955, Ливанова Т. H. и Протопопов В. В., M. И. Глинка. Творческий путь, т 1-2, M., 1955, Дмитриев А. Н., Музыкальная драматургия оркестра Глинки, Л., 1957, Цуккерман В. А., «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке, М., 1957, Памяти Глинки. Исследования и материалы, М., 1958, Кашкин H. Д., Избр. статьи. о M. И. Глинке, М., 1958, M. И. Глинка. Сб. статей: К 100-летию со дня смерти. Под ред. E. M. Гордеевой, М., 1958; Орлова А. А., Глинка в Петербурге, Л., 1970 и др.

О. Е. Левашёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама