Список сочинений Михаила Глинки

М. И. Глинка. Портрет кисти Ильи Репина

Творческий портрет Глинки
Биография Глинки в Музыкальной энциклопедии
Камерно-инструментальное творчество Глинки
Фортепианное творчество Глинки

Оперы

Жизнь за царя (Иван Сусанин, 1836, Большой театр, Петербург; с новым текстом С. М. Городецкого, 1939, Большой театр, Москва)
Руслан и Людмила (1842, там же)

Для солистов, хора и оркестра (или фортепиано)

Пролог на кончину Александра I и восшествие на престол Николая I (для тенора-соло, смешанного хора и оркестра, сл. Олидора, пер. И. Ф. Тюменева, новый рус. текст С. В. Гинзберг, 1826)
Польский «Велик наш бог» (для хора с оркестром, сл. В. А. Соллогуба, 1837; Полонез, с новым текстом «Земля моя, земля родная» А. И. Машистова, в Полн. собр. соч., т. 16, М., 1966)
Гимн хозяину (для тенора, смешанного хора и оркестра, сл. Н. А. Маркевича, 1838)
Прощальная песнь воспитанниц Екатерининского института (для сопрано, жен. хора и оркестра, сл. П. Г. Ободовского, 1840)
Тарантелла (Вот луна глядится в море..., для чтеца, хора и оркестра, сл. И. П. Мятлева, 1841)
Прощальная песнь для воспитанниц общества благородных девиц (Смольный монастырь) (для жен. хора и оркестра, сл. M. M. Тимаева, 1850)
Коса (Я пойду, пойду косить, цыганская песня, для голоса, хора и оркестра, сл. А. Я. Римского-Корсака, 1854)
Молитва (В минуту жизни трудную..., для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра, сл. М. Ю. Лермонтова, 1855)

Для оркестра

Andante cantabile и Rondo (d-moll, 1823?)
Симфония (B-dur, 1824?, не окончена)
2 увертюры (g-moll, D-dur, 1822-26)
Симфония на две русские темы (1834)
Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (1838)
2 испанские увертюры:
   Арагонская хота (1845)
   Ночь в Мадриде (1851)
Вальс-фантазия (первонач. для фортепиано, 1839; оркестровая ред. 1845, последняя ред. 1856)
Камаринская (1848)
Польский (Торжественный полонез, F-dur, 1855)

Камерно-инструментальные ансамбли

Септет для гобоя, фагота, валторны, 2 скрипок, виолончели, контрабаса (Es-dur, 1823)
Соната для фортепиано и альта (или скрипки; d-moll, 1825-28)
Струнный квартет (D-dur, 1824)
Струнный квартет (F-dur, 1830)
Серенада на некоторые мотивы из оперы «Анна Болейн» Доницетти (для фортепиано, арфы, фагота, валторны, альта, виолончели и контрабаса, 1832)
Блестящий дивертисмент на мотивы из оперы «Сомнамбула» Беллини (для фортепиано в сопровождении 2 скрипок, альта, виолончели и контрабаса, 1832)
Большой секстет (Es-dur, для фортепиано, 2 скрипок, альта, виолончели, контрабаса, 1832)
Патетическое трио (для фортепиано, кларнета и фагота, 1832)
Пьеса для скрипки и фортепиано (Листок из альбома, публикация и редакция И. Ямпольского, М.-Л., 1952)

Для голоса с фортепиано

80 романсов, песен, арий

Цикл романсов «Прощание с Петербургом» (сл. Н. В. Кукольника, 1840)
Записи 17 испанских народных напевов (1845-46, 1856)
Итальянские арии, дуэттино, канцонетты
Романсы на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Мицкевича, А. А. Дельвига, В. А. Жуковского и др., в т.ч. «Не искушай» (1825)
«Венецианская ночь» (1832)
«Патриотическая песня» (1833)
«Я здесь, Инезилья» (1834)
«Ночной смотр» (1836)
«Сомнение» (1838)
«Ночной зефир» (1838)
«В крови горит огонь желанья» (1839)
Свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
«Я помню чудное мгновенье» (1840, на стихотворение Пушкина)
«Признание» (1840)
«Слышу ли голос твой» (1848)
«Заздравный кубок» (1848)
«Песнь Маргариты» из трагедии Гёте «Фауст» (1848)
«Мери» (1849)
«Адель» (1849)
«Финский залив» (1850)
«Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
«Не говори, что сердцу больно» (1856)

Вокальные ансамбли и хоры

Молитва (Боже, сил во дни смятенья, трио для альта, тенора и баса с фортепиано, 1828?, новый текст С. В. Гинзберг «Друг заветный, в час смятенья»)
Mio ben ricordati (дуэттино для тенора и контральто с фортепиано, 1828?, изд. с рус. текстом под назв. Воспоминания)
Sogna chi crede d’esser felice (Тот видит сон, кто верит в счастье, квартет для альта или меццо-сопрано, 2 теноров и баса в сопровождении 2 скрипок, альта, виолончели и контрабаса, 1828; в пер. Вс. А. Рождественского — Помни, что счастье на свете призрак мгновенный, изд. 1954)
Come di gloria al nome (вокальный квартет в сопровождении 2 скрипок, альта, виолончели, контрабаса, 1828, рус. пер. С. В. Гинзберг «О, как при мысли о слове»)
Молитва (рус. текст П. И. Чайковского — С небеси услыши, квартет, 1828)
Не осенний частый дождичек (сл. А. А. Дельвига, для тенора, муж. хора и фортепиано, 1829)
Херувимская песнь (C-dur, для 6-гол. хора a cappella, 1837)
Вы не прийдёте вновь (текст франц., пер. Г., дуэттино для 2 сопрано с фортепиано, 1837)
Прости меня, прости, прелестное созданье (романс П. С. Фёдорова на сл. А. И. Булгакова, обр. для тенора и контральто, 1838, записан 1855)
Когда, душа, просилась ты (элегия М. Л. Яковлева на сл. А. А. Дельвига, обр. для сопрано и баса с фортепиано, 1838, записана 1855)
Прощайте, милые друзья (сл. Н. В. Кукольника, для соло и хора, 1840)
Заздравная песня. Пие Куба до Якуба (сл. народные, для голоса и хора, 1847)
Ектения первая (для 4-гол. смеш. хора, 1856)
Да исправится молитва моя (для 2 теноров и баса, 1856) и др.

Вокальные упражнения и этюды

Семь этюдов для контральто с фортепиано (для Н. И. Гедеоновой, 1830)
Шесть этюдов для голоса с фортепиано (для Марии, 1833)
Упражнения для уравнения и усовершенствования голоса (баса; для О. А. Петрова, 1836)
Школа пения (для А. Н. Кашперовой, 1856)

Для фортепиано

Вариации на оригинальную тему (1822-24?)
Вариации на тему русской песни «Среди долины ровныя» (1826)
Вариации на романс «Benedetta sia la madre» (1826)
Ноктюрн (Es-dur, 1828)
Мазурки (G-dur, 1828; As-dur и F-dur, 1833-34; c-moll, 1843; a-moll, 1852)
Вальсы (Es-dur и B-dur, 1838)
Вальс-фантазия (h-moll, 1839)
Разлука (La séparation, ноктюрн, f-moll, 1839)
Тарантелла (на тему песни «Во поле березонька стояла», a-moll, 1843)
Привет Отчизне (четыре пьесы, 1847)
Вариации на шотландскую тему (1847)
Las Mollares (Андалузский танец, переложение для фортепиано, 1855),
а также фуги, вариации на темы из произв. А. А. Алябьева, В. Беллини, Г. Доницетти, Л. Керубини, В. А. Моцарта и др.

Для фортепиано в 4 руки:
Экспромт в форме галопа на тему из оперы Г. Доницетти «Любовный напиток» (1832)
Каприччио на русские темы (1834, использованы темы рус. песен «Не белы снега», «Во саду ли, в огороде»)
Кавалерийская рысь (G-dur, C-dur, 1829-39)

Музыка к драматическим спектаклям

Арии с хором к драме «Молдаванка и цыганка, или Золото и кинжал» Бахтурина (1836)
Музыка к трагедии «Князь Холмский» Н. В. Кукольника (1840; конц. исп. 1841, Петербург пост. 1841, Александрийский т-р, там же)
Куплеты Джона... «Теперь вот буду я жениться» (к водевилю «Купленный выстрел» Бойкова, 1856)

Инструментовки произведений собственных и других авторов, в т.ч.

Романсы
Память дружбы (для оркестра, ноктюрн F-dur И. Гуммеля, 1854, не изд.)
Вальс Е.Штерича на тему из «Оберона» Вебера (для флейты, 2 кларнетов, 2 валторн, трубы, тромбона, литавр, 2 скрипок, контрабаса, 1829, не изд.)
Погасло дневное светило (И. Геништы, элегия для баса с оркестром, 1838)
Лихорадушка (Даргомыжского, для голоса с оркестром, 1855)
Соловей (Алябьева, для голоса с оркестром, 1856)

Полное собрание сочинений, тт. 1—18, Москва, 1955-69.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама