Rondo à la Krakowiak (F-dur), Op. 14
Для фортепиано с оркестром
В отличие от Фантазии op. 13, Краковяк ор. 14 значительно более выдержан по стилю.
Превосходна интродукция, про которую Шопен писал, что она „оригинальна больше, чем я целиком с байковым сюртуком".
В самом деле, интродукция самобытна с первых же тактов своей пентатоникой:
Вот, кстати сказать, ключ к нередко встречающейся у Шопена последовательной или непоследовательной пентатонике — например, прелюдии ор. 28 № 2 (такты 3-7), вальса ор. 42 (такты 9-16 от sostenuto), — которую он однажды возвел в принцип, прельстившись технической проблемой игры на черных клавишах (этюд Ges-dur ор. 10). Интонации вступления весьма любопытны и своими отдельными отрезками. Так, например, следующий отрезок предвещает первую тему баллады As-dur:
К тому же попевка второго такта в примере 17, основанная опять-таки на мелодическом обыгрывании, принадлежит к числу излюбленных Шопеном (Ср. этот ход a-d-c с ходом h-fis-e в примере 15).
А как нежен и восхитителен переход тактов 19-21 интродукции с его помрачением (C-dur — c-moll) и плагальной последовательностью: четвертая — первая g-moll, как характерно чередование гармонической и натуральной доминант g-moll, как очарователен подголосок кларнета перед концом медленной части интродукции, как самобытен f-moll с повышенной четвертой ступенью (взятый с четвертой ступени вниз до пятой, т. е. как фригийский гармонический c-moll) в начале Allegro molto!
Самый краковяк менее „этнографнчен", чем рондо ор. 5, ибо внешняя виртуозность чаще дает себя знать. Тем не менее некоторые моменты ярко народны. Таковы: начало краковяка, изложение благоухающей фольклором второй темы, замечательно народная по духу вариация ее (спускающиеся хроматические ходы staccato). Подобные моменты, равно как и самая интродукция, заставляют все же усматривать в краковяке продолжение реалистически-жанровой образности рондо ор. 5.
Тональный план краковяка тонично-плагален (центры F—d, F—g, F), что также характерно, а форма (рондо с двумя темами) отличается ясностью и мастерством окружений тональных центров. Ряд отдельных деталей предвещает будущие особенности музыки Шопена.
Ю. Кремлев