Оперы
• Альфред. Героическая опера в трёх актах. Текст К. Кернера. 1870
• Король и угольщик. Комическая опера в трёх актах. Текст Б. Гульденера. 1871; вторая редакция, oр. 14 — 1874; третья — 1887
• Упрямцы, oр. 17. Комическая опера в одном акте. Текст И. Штольбы. 1874
• Ванда, oр. 25. Трагическая опера в пяти актах. Текст В. Бенеш-Шумавского. 1875
• Хитрый крестьянин, oр. 37. Комическая опера в двух актах. Текст И. Веселого. 1877
• Димитрий, oр. 64. Опера в четырёх актах. Текст М. Червинковой-Ригер. 1881—1882
• Якобинец, oр. 84. Опера в трёх актах. Текст М. Червинковой-Ригер. 1887—1888
• Чёрт и Кача, oр. 112. Опера в трёх актах. Текст (по чешской народной сказке) А. Венига. 1898—1899
• Русалка, oр. 114. Лирическая сказка в трёх актах. Текст Я. Квапила. 1900
• Армида, oр. 115. Опера в четырёх актах. Текст (по «Освобожденному Иерусалиму» Т. Тассо) Я. Врхлицкого. 1902—1903
Оратории и кантаты
• Гимн («Наследники Белой горы»), oр. 30. Кантата для смешанного хора и оркестра. Текст В. Галека. 1872
• Stabat mater для солистов, хора и оркестра, op. 58. 1876—1877
• «Свадебные рубашки» («Невеста призрака»), oр. 69. Баллада для солистов, смешанного хора и оркестра. Текст К. Эрбена. 1884
• «Святая Людмила», op. 71. Оратория для солистов, хора и оркестра. Текст Я. Врхлицкого. 1885—1886
• Псалом 149 для хора и оркестра, oр. 79. 1879 (вариант для мужского хора), 1887 (вариант для смешанного хора)
• «Лужанская» месса ре мажор для солистов, хора и оркестра, oр. 86. 1887 (органная версия), 1892 (оркестровая версия)
• Реквием для солистов, хора и оркестра, oр. 89. 1890
• «Американский флаг», oр. 102. Кантата для солистов, хора и оркестра. Текст Дж. Дрэйка. 1892
• Te Deum, op. 103. Кантата для сопрано и баса соло, смешанного хора и оркестра на текст древнего латинского одноимённого гимна. 1892
• Праздничная песнь для смешанного хора и оркестра, oр. 113. Текст Я. Врхлицкого. 1900
Оркестровые сочинения
Симфонии:
• Симфония № 1 «Злоницкие колокола» до минор. 1865
• Симфония № 2 си-бемоль мажор, ор. 4. 1865
• Симфония № 3 ми-бемоль мажор, ор. 10. 1873
• Симфония № 4 ре минор, ор. 13. 1874
• Симфония № 5 фа мажор, ор. 76. 1875
• Симфония № 6 ре мажор, ор. 60. 1880
• Симфония № 7 ре минор, ор. 70. 1884—1885
• Симфония № 8 соль мажор, ор. 88. 1889
• Симфония № 9 «Из Нового света» ми минор, ор. 95. 1893
Концертные произведения:
• Концерт для виолончели и фортепиано с оркестром ля мажор. 1865
• Концерт для виолончели с оркестром си минор, oр. 104. 1894—1895
• Концерт для скрипки с оркестром ля минор, oр. 53. 1879—1880
• Концерт для фортепиано с оркестром соль минор, op. 33. 1876
• Романс для скрипки с оркестром фа минор, ор. 11. 1873
• Мазурка для скрипки с оркестром ми минор, oр. 49. 1879
• Рондо для виолончели с оркестром соль минор, ор. 94. 1893
• «Тишина» для виолончели с камерным оркестром ре-бемоль мажор, ор. 68/5. 1893
Симфонические поэмы:
Симфонические поэмы на сюжеты К. Я. Эрбена. 1896:
• «Водяной», oр. 107
• «Полуденница», oр. 108
• «Золотая прялка», oр. 109
• «Голубок», oр. 110
• «Богатырская песнь», op. 111. 1897
Увертюры:
Цикл концертных увертюр «Природа, жизнь и любовь»:
• «Среди природы», oр. 91. 1891
• «Карнавал», oр. 92. 1891
• «Отелло», oр. 93. 1891—1892
• Трагическая (Драматическая) увертюра к опере «Альфред». 1870
• Увертюра к опере «Ванда», oр. 25. 1879
• «Отчизна моя», oр. 62. 1882
• Гуситская увертюра, oр. 67. 1883
Рапсодии, серенады и сюиты:
• Рапсодия (симфоническая поэма) ля минор, op. 14. 1874
• Славянские рапсодии ре мажор, соль минор и ля-бемоль мажор, oр. 45. 1878
• Серенада для струнного оркестра, oр. 22. 1875
• Серенада для духовых, виолончели и контрабаса ре минор, oр. 44. 1878
• Чешская сюита, ор. 39. 1879
• «Американская» сюита ля мажор, ор. 98b. 1895.
Танцы и марши:
Славянские танцы:
• Первая тетрадь (№ 1—8), oр. 46. 1878
• Вторая тетрадь (№ 9—16), oр. 72. 1886—1887
• Пражские вальсы. 1879
• Фестивальный марш, op. 54. 1879
• Полонез ми-бемоль мажор. 1879
• Полька «Пражским студентам», op. 53/A/1. 1880
• Галоп ля мажор, op. 53/A/2. 1881
Прочее:
• Симфонические вариации на собственную тему, oр. 78. 1877
• «Легенды», ор. 59. 1881
• Скерцо каприччиозо, oр. 66. 1883
• «Йозеф Каетан Тыл», ор. 62. Увертюра и сценическая музыка к пьесе Ф. Ф. Шамберка. 1881—1882
• Семь интерлюдий для малого оркестра. 1867
• Ноктюрн си мажор для струнного оркестра, oр. 40. 1883
• Фанфары. 1891
Камерно-инструментальные сочинения
Дуэты
Для скрипки и фортепиано:
• Романс для скрипки и фортепиано фа минор, op. 11. 1873—1879
• Ноктюрн для скрипки и фортепиано си мажор, op. 40. 1883
• Каприччио для скрипки и фортепиано. 1878
• Мазурка для скрипки и фортепиано ми минор, op. 49. 1879
• Соната для скрипки и фортепиано фа мажор, op. 57. 1880
• Баллада для скрипки и фортепиано ре минор, op. 15/1. 1884
• Четыре романтические пьесы для скрипки и фортепиано, oр. 75. 1887
• Сонатина для скрипки и фортепиано соль мажор, op. 100. 1893
• Танец № 2 из «Славянских танцев» для скрипки и фортепиано ми минор, op. 46/2. 1891
Для виолончели и фортепиано:
• Полонез для виолончели и фортепиано ля мажор. 1879
• Рондо для виолончели и фортепиано соль минор, op. 94. 1891
• «Тишина» для виолончели и фортепиано, ор. 68/5. 1891
• Танец № 3 из «Славянских танцев» для виолончели и фортепиано ля мажор, op. 46/3
• Танец № 8 из «Славянских танцев» для виолончели и фортепиано соль минор, op. 46/8. 1891
Трио:
• Фортепианное трио № 1 си-бемоль мажор, ор. 21. 1875
• Фортепианное трио № 2 соль минор, ор. 26. 1876
• Фортепианное трио № 3 фа минор, ор. 65. 1883
• Фортепианное трио № 4 «Думки», ор. 90. 1890—1891
• Терцет для двух скрипок и альта до мажор, ор. 74. 1887
• Миниатюры для двух скрипок и альта, ор. 75а. 1887
• Гавот для трех скрипок. 1890
Квартеты:
Струнные квартеты
• Струнный квартет № 1 ля мажор, ор. 2. 1862
• Струнный квартет № 2 си-бемоль мажор. 1869
• Струнный квартет № 3 ре мажор. 1869
• Струнный квартет № 4 ми минор/си мажор. 1870
• Струнный квартет № 5 фа минор, ор. 9. 1873
• Струнный квартет № 6 ля минор, ор. 12. 1873
• Струнный квартет № 7 ля минор, ор. 16. 1874
• Струнный квартет № 8 ми мажор, ор. 80. 1876
• Струнный квартет № 9 ре минор, ор. 34. 1877
• Струнный квартет № 10 «Славянский» ми-бемоль мажор, ор. 51. 1878—1879
• Струнный квартет № 11 до мажор, ор. 61. 1881
• Струнный квартет № 12 «Американский» фа мажор, ор. 96. 1893
• Струнный квартет № 13 соль мажор, ор. 106. 1895
• Струнный квартет № 14 ля-бемоль мажор, ор. 105. 1895
• Два вальса для струнного квартета, ор. 54. 1879—1880
• Анданте аппассионато со струнного квартета № 6. 1873
• Часть струнного квартета. 1881
• 12 песен из «Кипарисов» для струнного квартета. 1887
Прочие квартеты:
• Фортепианный квартет № 1 ре мажор, ор. 23. 1875
• Фортепианный квартет № 2 ми-бемоль мажор, ор. 87. 1889
• Пять багателей для двух скрипок, виолончели и фисгармонии, oр. 47. 1878
• Серенада для флейты, скрипки, альта и треугольника. 1867
Квинтеты и секстеты
• Струнный квинтет № 1 ля минор, ор. 1. 1861
• Струнный квинтет № 2 соль мажор, ор. 77. 1875
• Струнный квинтет № 3 ми-бемоль мажор, ор. 97. 1893
• Фортепианный квинтет № 1 ля мажор, ор. 5. 1872
• Фортепианный квинтет № 2 ля мажор, ор. 81. 1887
• Струнный секстет ля мажор, ор. 48. 1878
Фортепианные сочинения
• Полька «Не забывай меня». 1854
• Полька ми мажор. 1860
• Поэтические картины, op. 85. Тринадцать пьес. 1889
• Силуэты, op. 8. Двенадцать пьес. 1875—1879
• Сюита ля мажор, op. 98. 1894
• Восемь юморесок, op. 101. 1894
• Восемь вальсов, op. 54. 1879—1880
• Четыре эклоги, op. 56. 1880
• Шотландские танцы, op. 41. 1877
• Шесть фортепианных пьес, op. 52. 1880
• Шесть мазурок, op. 56. 1880
• Экспромт ре минор. 1883
• Думка (op. 12/1) и фуриант (op. 12/2). 1884
• Юмореска фа-диез мажор. 1884
• Две жемчужинки. 1887
• Две фортепианные пьесы (колыбельная и каприччио). 1894
• Два менуэта, op. 28. 1876
• Думка, op. 35. 1876
• Тема с вариациями, op. 36. 1876
• Два фурианта, op. 42. 1878
• Листок из альбома. 1888
• Модерато ля мажор. 1881
• Листки из альбома. 1880
• Вопрос. 1882
• Полька «Per pedes». 1859
В четыре руки:
Славянские танцы:
• Первая тетрадь (№ 1—8), oр. 46. 1878
• Вторая тетрадь (№ 9—16), oр. 72. 1886
• «Легенды», ор. 59. 1881
• «Из Шумавы», op. 68. Шесть пьес. 1883—1884
• Ноктюрн си мажор, op. 40. 1882
Произведения для органа
• Восемь прелюдий и фуг. 1859
Вокальные сочинения
Для голоса с сопровождением фортепиано:
• «Кипарисы». Восемнадцать песен на тексты Г. Пфлегер-Моравского. 1865
• Две песни для баритона на слова А. Гейдика. 1865
• Пять песен на слова Э. Красногорской. 1871
• Шесть песен из новой редакции «Кипарисов», oр. 2. 1882
• «Сирота», oр. 5. Баллада на текст К. Эрбена. 1871
• «Розмарин». Песня на слова К. Эрбена. 1871
• Четыре песни на слова сербской народной поэзии, oр. 6. 1872
• Шесть песен на тексты из «Краледворской рукописи», oр. 7. 1872
• Двенадцать «Вечерних песен» на тексты В. Галека, op. 3 (№ 1-4), op. 9 (№ 5-6), op. 31 (№ 7-12). 1876 (вторая редакция 1880—1882)
• Три новогреческие поэмы, oр. 50. 1878
• «Цыганские мелодии», oр. 55. Семь песен на тексты А. Гейдика. 1880
• Две песни на народные тексты. 1885
• «В народном духе», oр. 73. Четыре песни на тексты чешских народных песен. 1886
• Четыре песни на слова О. Малиброк-Штилер, ор. 82. 1887—1888
• «Песни любви», oр. 83. Новая редакция восьми песен (2, 3, 4, 6, 8, 9, 17 и 14) из «Кипарисов». 1888
• Десять библейских песен на тексты из «Кралицкой Библии», oр. 99. 1894
• Колыбельная на текст Ф. Л. Елинек. 1895
Дуэты:
Моравские дуэты:
• Четыре моравских дуэта для сопрано и тенора, ор. 20. 1875
• Пять моравских дуэтов для сопрано и альта, ор. 29. 1876
• Девять моравских дуэтов для сопрано и альта, ор. 32. 1876
• Четыре моравских дуэта для сопрано и альта, ор. 38. 1877
• «На этой нашей крыше» для сопрано и альта. 1881
• Детская песенка для двух голосов без аккомпанемента. 1880
Для голоса с сопровождением органа:
• Ave Maria для альта (баритона), ор. 19B. 1877
• Гимн Пресвятой Троице. 1878
• «О sanctissima» для альта и баритона, ор. 19A. 1879
• Ave Maris Stella для голоса и органа, ор. 19В. 1879
Хоровые сочинения
Смешанный хор:
• Гимн чешских крестьян для смешанного хора и оркестра, oр. 28. Текст К. Пиппих. 1885
• Четыре песни для смешанного хора, oр. 29. Тексты А. Гейдыка и народные. 1876
• «Среди природы», op. 63. Пять смешанных хоров. Тексты В. Галека. 1882
Мужской хор:
• Хоровые песни для мужских голосов. 1877
• Песнь чеха. 1877
• Пять хоров для мужских голосов на тексты литовских народных песен, oр. 27. 1878
• Из «Букета чешских народных песен» для мужского хора, ор. 41. 1877
• Из «Букета славянских народных песен» для мужского хора и фортепиано в четыре руки, ор. 43. 1877—1878
Женский хор:
• Пять моравских дуэтов (2 с op. 29 и 3 с op. 32) для женских голосов. 1880
Аранжировки работ других композиторов
• Две ирландские песни для мужского хора. 1878
• Венгерские танцы № 17-21 для оркестра Иоганнеса Брамса. 1880
• Шестнадцать русских народных песен для двух женских голосов и фортепиано. 1883
• Инструментовка песни «Ах, любовь» Йосефа Лева
• Песня «Старые друзья дома» для сопрано, баритона, хора и оркестра Стивена Фостера
• Песня «Тысячу раз славим Тебя» для органа. 1897
• Полька из Високой. 1902
Основные даты жизни и деятельности
• 1841 — 8 IX. В семье Франтишека Дворжака в деревне Нелагозевес, близ Кралуп (в 30 км от Праги), родился сын Антонин.
• 1848 — Первые уроки игры на скрипке и пения у школьного учителя И. Шпица.
• 1849 — Участие в хоре деревенской церкви.
• 1850 — Игра на скрипке в сельском оркестре.
• 1853 — Окончание школы и отъезд в Злонице.
• 1854 — Начало занятий у А. Лимана.
• 1855-56 — Занятия в гор. нем. школе в г. Ческа-Каменице — Обучение ремеслу мясника.
• 1857 — Поездка в Прагу для продолжения муз. образования.
• 1857 — X. Поступление в пражскую Органную школу.
• 1858 — Участие в концертах оркестра Об-ва св. Цецилии под рук. А. Апта. — Окончание органной школы и поступление в ансамбль К.Комзака.
• 1860 — Начало преподавания музыки (частные уроки). Первое произв. — полька для небольшого оркестра.
• 1861 — Начало композиторской деятельности (струн. квинтет a-moll, op. 1; законч. осенью 1873).
• 1862 — Поступление в оркестр оперы Временного т-ра в Праге.
• 1866 — Общение с Б. Сметаной при работе во Временном т-ре.
• 1870 — Создание первой оперы — «Альфред».
• 1871 — Завершение 1-го варианта оперы «Король и угольщик» (не принята к постановке). — VII. Уход из оркестра Временного т-ра. — Первое публич. исп. произв. Дворжака (песни на сл. Э. Красногорской и К. Я. Эрбена для голоса и фортепиано).
• 1872 — 14 IV. Исп. под управлением Б. Сметаны увертюры к 1-му варианту оперы «Король и угольщик». — 12 X. Исп. квинтета для фортепиано и струнных.
• 1873 — Женитьба (17.XI) на А. Чермаковой, хористке Временного т-ра.
• 1874 — 29 III. Исп. симфонии B-dur. — 24 XI. Премьера 2-й ред. (новая музыка на то же либр.) «Короля и угольщика».
• 1876 — 18 III. Первое исп. квинтета G-dur (1-я пр. на конкурсе об-ва «Умелецкая беседа»). — 17 IV. Премьера оперы «Ванда».
• 1878 — 27 I. Премьера оперы «Хитрый крестьянин» (одновременно в 2 пражск. т-рах). — Рождение дочери Отилии (будущей жены Й. Сука). — 17 VI. Первый симф. авторский концерт Дворжака — XII. Поездка в Вену для знакомства с И. Брамсом и в Берлин к издателю Зимроку.
• 1879 — I. Поездка в Брно вместе с Л. Яначеком. — Весна. Сочинение квартета Es-dur («Славянский») по заказу Флорентийского квартета. — Лето. 1-й вариант концерта a-moll (посв. Й. Иоахиму). — Избрание пред. муз. отделения «Умелецкой беседы».
• 1880 — Поездка в Злонице, где Дворжак дирижирует концертом в честь А. Лимана (в связи с сооружением ему памятника).
• 1881 — Инструментовка 5 венг. танцев Брамса (NoNo 17-21) по заказу Зимрока. — 2 X. Премьера оперы «Упрямцы» в Новом чеш. т-ре в Праге.
• 1882 — II. Пост. в Праге пьесы «Йозеф Каетан Тыл» с музыкой Дворжака и большой увертюрой к ней «Моя родина». — 8 X. Премьера оперы «Димитрий» на сцене временного помещения Нового чеш. т-ра. — 24 X. Пост. «Хитрого крестьянина» в Дрездене, на сцене придв. оперы (в присутствии Дворжака).
• 1883 — Поездка в Гамбург на пост. оперы «Хитрый крестьянин». — Лето. Путешествие в Орлик, Прахатице и др. вместе с Л. Яначеком. — VII. Переработка партитуры оперы «Димитрий» (исключение сцены убийства Ксении Годуновой). — 18 XI. Исп. «Гуситской увертюры» на открытии восстановл. после пожара здания Нац. т-ра. — 20 XI. Премьера оперы «Димитрий» (2-я ред.) в Нац. т-ре.
• 1884 — III. Первая (из 9) поездка в Англию (с пианистом Й. Кааном). — 13 III. Авторские выступления Дворжака в качестве дирижёра в Лондоне с исп. оратории Stabat Mater с орк. лондонского Филармонич. об-ва (20 III). — IX. 2-я поездка в Англию на муз. фестиваль в Вустер (дирижирует Stabat Mater и 6-й симфонией).
• 1885 — III. Премьера «Свадебных рубашек» в г. Пльзень. — IV-V. Выступления в Лондоне в качестве дирижёра (1-е исп. 7-й симфонии d-moll и «Наследники Белой Горы»). — VI. Избрание Дворжака почётным чл. лондонского Филармонич. об-ва. — VIII. Выступления с оркестром на фестивале в Бирмингеме — 19 XI. Пост. в Вене оперы «Хитрый крестьянин» в присутствии Дворжака (резкая критика в австр. прессе).
• 1886 — 15 X. Дирижирование 1-м исп. оратории «Святая Людмила» на муз. фестивале в Лидсе. — XI. Дирижёрские выступления в авторских концертах в Бирмингеме (симфония D-dur) и в Лондоне (2 исп. «Святой Людмилы»).
• 1887 — 11 IX. Исп. мессы D-dur при освящении часовни в Лужанах.
• 1888 — II. Знакомство с П. И. Чайковским, прибывшим в Прагу с концертами. — IV. Первое исп. (Лондон) симфонии F-dur.
• 1889 — 14 I. Письмо Чайковскому с восторженной оценкой «Евгения Онегина». — 12 II. Премьера «Якобинца».
• 1890 — I-X. Работа над Реквиемом. Поездка (по приглашению Чайковского) в Россию, выступления с концертами в Москве (27 II) и Петербурге (10 III). — Избрание Дворжака чл. Чеш. академии наук и иск-в, а также почётным доктором философии Карлова ун-та в Праге.
• 1891 — I. Начало педагогич. деятельности в Пражской консерватории в качестве профессора композиции. — Поездка в Англию на церемонию присуждения звания почётного доктора музыки Кембриджского ун-та. — 15 VI. Дирижирование исп. Stabat Mater и симфонии G-dur. — X. Дирижирование (1-е исп.) Реквиемом на муз. фестивале в Бирмингеме. — Заключение договора с Ж. Тёрбер о работе в качестве директора Нац. консерватории в Нью-Йорке. — Торжеств. чествование Дворжака в Праге по случаю его 50-летия.
• 1892 — 28 IV. 1-е исп. увертюры «Среди природы». — Конц. поездка (39 концертов) по чеш. и моравским городам. — IX. Отъезд в США. — 9 X. Чешский концерт в «Сентрал-Турнферейн-холле» в Нью-Йорке. — 29-30 XI. Авторские концерты в Бостоне.
• 1893 — Поездка на отдых в местечко Спилвилл (чеш. поселение в сев.-зап. части штата Айова). — 12 VIII. Выступление с концертом на Всемирной выставке в Чикаго. — 16 XII. Успех 1-го исп. симфонии «Из Нового Света» под управлением А. Сайдла в зале «Карнеги-холл» (Нью-Йорк).
• 1894 — I. 1-е исп. квартета F-dur в Бостоне. — 12 I. 1-е исп. квинтета A-dur в Нью-Йорке. — 7 XI. Премьера оперы «Димитрий» (2-я ред.) в Нац. т-ре в Праге.
• 1895 — IV. Возвращение в Прагу. − 4 V. 1-е исп. кантаты «Американский флаг» (Нью-Йорк).
• 1896 — 4 I. Авторский симф. концерт в чеш. филармонии в Праге. — 19 III. 9-я, последняя, поездка в Англию; 1-е (авторское) исп. концерта для виолончели с оркестром. — 27 III. Поездка в Вену, встреча с Брамсом и А. Брукнером.
• 1897 — III. Поездка в Вену, последнее свидание с Брамсом. — 3-4 XII. 1-е исп. в Вене симф. поэм «Голубок» и «Богатырская песнь» (I 1898) под управлением Г. Малера.
• 1898 — 19 VI. Пост. в новой ред. оперы «Якобинец» в Нац. т-ре в Праге.
• 1899 — 23 XI. Премьера оперы «Чёрт и Кача». — 20 XII. Выступление в качестве дирижёра с симф. оркестром Будапештской филармонии.
• 1901 — 31 III. Премьера оперы «Русалка» в Нац. т-ре в Праге. — 14 V. Участие (единств. раз) в заседании Верхней палаты австр. парламента. Назначение Дворжака директором Пражской консерватории. — IX. Пост. опер на сцене Нац. т-ра к 60-летию Дворжака — 11 XI. Премьера оратории «Святая Людмила» на оперной сцене (в сценич. ред. В. Новотного).
• 1904 — 25 III. Премьера оперы «Армида» в Праге. — 1 V. Внезапная смерть (кровоизлияние в мозг).
Указатели:
Sourek О., Dvoráks Werke. Ein vollstandiges Verzeichnis in chronologischer, thematischer und systematischer Anordnung, В., 1917.
Литература:
Бэлза И., Антонин Дворжак, М.-Л., 1949; его же, Очерки развития чешской музыкальной классики, М.-Л., 1951 (на чеш. яз., 1961); его же, Дворжак и русская музыка, «СМ», 1954, No4; Киселёв М., А. Дворжак в России, «СМ», 1951, No 11, Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, Л., 1960; Дворжак в письмах и воспоминаниях (Сост. О. Шоурек, пер. с чеш., общая ред. и вступит. статья И. Бэлзы), М., 1964; Антонин Дворжак. Сб. статей. Сост. и общая ред. Л. С. Гинзбурга, М., 1967; Гулинская З., Антонин Дворжак, М., 1973; Zubatэ J., Antonin Dvorák. Eine biographische Skizze, Lpz., 1886 (на англ. яз., L., 1895, 1904); Bartos J., Antonin Dvorák, Praha, 1913; Sourek О., Zivot a dнlo Antonina Dvoráka, sv. 1–4, Praha, 1916–33, 1954–57; его же, Dvorákovy symfonie, Praha, 1922, 1948; его же, Dvorákovy sklabdy komorni, Praha, 1943, 949; его же, Dvorákovy skladby orchestralni, Praha, 1944–46; его же, Antonin Dvorák, Praha, 1947; Hoffmeister К., Antonin Dvorák, Praha, 1924 (на англ. яз., L., 1928); Robertson A., Dvorák, L., 1945, N. Y., 1949, 1962 (на нем. яз., Zurich, 1947); Antonin Dvorák, his achievement, ed. by v. Fischl, L., 1943; Handschin J., Dvorák, P., 1946; Ku11 H., Dvorák’s Kammermusik, Bern, 1948; Straaten J. van der (pseud.), Slavonic Rhapsody, the life of Antonin Dvorák, N. Y., 1948; Rurdу С. L., Antonin Dvorák. Composer from Bohemia, N. Y., 1950; Hоlzkneсht v. , Antonin Dvorák, Praha, 1955; Hоrejs A., Antonin Dvorák. Sein Leben und Werk in Bildern, Prag, 1955; Sусhra A., Estetika Dvorákovy symfonicke tvorby, Praha, 1959; Clapham J., Antonin Dvorák. Musician and craftsman, L., 1966; Erismann G., Antonln Dvorák. L’homme et son oeuvre, P., 1966; Hughes G., Dvorák. His life and music, L., 1967; Berkovec J., Antonin Dvorák, Praha — Bratislava, 1968.
И. Ф. Бэлза
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.