Шопен. Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан»

Variations on «Là ci darem la mano», Op. 2

Композитор
Год создания
1827
Жанр
Страна
Польша
Фридерик Шопен (Frédéric Chopin)

Вариации на тему из оперы «Дон Жуан», opus 2, си-бемоль мажор, созданы Фридериком Шопеном в 1827 году и относятся к раннему творчеству композитора. Вариации посвящены близкому другу Шопена Титу Войцеховскому и являются первым сочинением молодого композитора для фортепиано с оркестром. Это произведение относится к группе пышных, блестящих, виртуозных, достаточно сложных произведений варшавского периода, созданных в 1825-1830 годах, таких как Вариации на тему немецкой песни «Швейцарский мальчик», Рондо с-moll, Рондо à la mazur, «Большая фантазия на польские темы для фортепиано с оркестром» ор. 13, Рондо à la Krakowiak для фортепиано с оркестром ор. 14 и другие.

Однако, несмотря на внешний салонный блеск, Вариации на тему из оперы «Дон Жуан» являются ярким образцом самобытного фортепианного стиля Шопена, со свойственной ему глубокой выразительностью и одухотворённостью виртуозных технических приёмов.

Вариации на тему из оперы «Дон Жуан» были опубликованы в 1830 году и стали темой анонимной критической статьи Роберта Шумана в газете «Allgemeine Musikalische Zeitung» в номере от 7 декабря 1831 года. Именно это пышно-бравурное произведение эстрадно-салонного характера вызвало к жизни «крылатую» шумановскую фразу: «Шляпы долой, господа! Перед вами гений!». Эту фразу он вложил в уста Эвсебия, живо обсуждающего с Флорестаном свежеизданный опус молодого, пока ещё не слишком широко известного композитора.

Композиция Вариаций состоит из интродукции, темы, пяти вариаций, разных по темпам и характеру, и блестящего финала Alla polacca:

1) Интродукция – Largo (Широко) – открывается небольшим оркестровым вступлением, тематизм которого основан на мотивной разработке начального элемента моцартовской темы. Томно-выразительная, изящная партия фортепиано насыщена мелизмами, лёгкими виртуозными пассажами. Далее – Poco piu mosso – музыка становится более энергичной, но вскоре вновь возвращается ажурное кружево пассажей.

2) Тема – Allegretto (Аллегретто, спокойнее, чем Allegro) – звучит просто, изящно, mezzo voce (вполголоса). По форме тема представляет собой простую двухчастную репризную форму с оркестровым заключением. Форма сохраняется и в последующих вариациях.

3) Вариация 1 – Brillante (Блестяще) – пронизана пышным концертным блеском. Штрих marcato (чётко, подчёркнуто), пунктирный ритм придают музыке энергичность, активность, непрерывные триольные пассажи – стремительность и блеск.

4) Вариация 2 – Veloce, ma accuratamente (Быстро, но с осторожностью) – здесь тема «растворяется» в стремительных хроматических пассажах, удвоенных в октаву, которые волнообразно вздымаются и опадают, охватывая почти весь диапазон фортепиано.

5) Вариация 3 – Sempre sostenuto (Постоянно сдерживая) – здесь возвращается мелодия темы Моцарта, подвергаясь красочному варьированию, приобретая всё большую изысканность, пышность, виртуозность звучания.

6) Вариация 4 – Con bravura (С пышностью, блеском) – ещё более виртуозна и технически трудна, здесь присутствуют широкие скачки.

7) Вариация 5 – Adagio (Медленно) – выразительна и драматична, написана в одноимённом си-бемоль миноре. Однако уже к концу вариации звучание просветляется и успокаивается.

8) Alla polacca (В польском духе) – блестящий финал цикла. Оркестр задаёт характерный ритм полонеза. Пышная виртуозность, яркая праздничность, блеск и жизнерадостность музыки финала наполнена, по словам Юлия Кремлёва, «мироощущением эпохи Россини».


Вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан» («Дай руку мне, красотка» — «Là ci darem la mano»), посвященные Титу Войцеховскому (1827, ор. 2 — первое сочинение Шопена для фортепиано с оркестром), показывают нам преимущественно Шопена жизнерадостного, веселого, музыка которого напоена мироощущением эпохи Россини. Рецензия Шумана на этот опус полна восторженных похвал. Она написана с глубоким волнением и поэзией, всегда свойственными Шуману. Но все же трудно согласиться с ним, когда он называет финал вариаций моцартовским. В нем, на наш взгляд, гораздо больше от духа Россини, преображенного Шопеном. Совсем по-росиниевски звучат смены тоники и доминанты в коде заключительного полонеза, а нисходящая секвенция хроматических уменьшенных септаккордов лишена и тени драматизма, который присущ ей в полонезе ор. 71 No. 1.

Радостно чувственный, почти что театральный блеск, пронизывающий все вариации, делает их характерным произведением, близким „россинизму".

Отмечу попутно ряд пианистических фигур, показательных в особенности для раннего периода творчества Шопена, когда он не пренебрегал виртуозными эффектами. Это, например, цепь разбитых и целых терций в такте 19 вступления, это скачки терций (прыжки Лепорелло — по Шуману) в такте 23 там же и сходные скачки четвертой вариации, это мелодические секвенции разбитых секунд (такт 57 вступления), широкие форшлаги-арпеджии, остроумное (встречающееся уже у Вебера в конце первой части сонаты ор. 49) пересечение мелодии с гаммообразным аккомпанементом в вариации первой (сравни позднее коду концерта f-moll), репетиционные ноты в вариации второй, пассаж с большой септимой в вариации пятой (пример 11), пассажи в конце, окружающие побочными тонами субдоминанты (второй ступени) ноты тонического трезвучия (пример 12):

Последняя особенность позже станет в высшей степени характерной для Шопена (назову ее плагальным диатоническим обыгрыванием).

(Аналогии у Шопена: окончания рондо ор. 5, баллады f-moll, фантазии f-moll, этюда F-dur ор. 10, первой части сонаты h-moll, краковяка ор. 14, полонеза ор. 22, полонеза-фантазии, ноктюрна Fis-dur ор. 15 (а также ряд фрагментов внутри различных пьес).
Плагальное диатоническое обыгрывание мы встречаем, например, уже у Вебера (см. сонату для фортепиано C-dur ор. 24, первая часть, такт 20 и последующие), однако в своих развитых формах оно составляет характернейшую черту именно шопеновской музыки.)

Из указанных моментов пианизма далеко не все нашли себе применение и развитие в творчестве Шопена 30-х и 40-х годов. Некоторые из них так и остались специфическими чертами его раннего пианизма (это лишний раз доказывает связанность тех или иных фигур фортепианной техники с определенным музыкальным содержанием).

Ю. Кремлев

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама