Nocturnes, Op. 62
Op. 62 No. 1, си мажор
Op. 62 No. 2, ми мажор
Ноктюрны ор. 62 (сочинены и опубликованы в 1846 году) крайне показательны в плане исчезновения поэтической непосредственности и устремленности, свойственных ранее этому жанру у Шопена; рассудительная самоуглубленность или надуманность и „изобретательность" становятся господствующими.
Ноктюрн H-dur. Насыщен вязкой, аморфной подголосочной полифонией. Тональные центры в тоническом соотношении (Н — As — Н). Приметна обычная для Шопена орнаментальная вариационность.
В ряде мест пленяет усталая, задумчивая нежность музыки. Из деталей отметим: статический септаккорд второй ступени H-dur (такт 1), столкновения (такт 14). В коде (последние 14 тактов) тематизм первой части (видоизмененный „степной" наигрыш) сочетается с ритмикой аккомпанемента средней части. Здесь же широкое и изысканное развитие плагальности (E-dur и e-moll), которая дает себя знать и в заключительных кадансах.
Ноктюрн E-dur. Столь же благородного стиля, как и предыдущий, но, пожалуй, с еще более выпуклыми чертами „неоклассицизма" и „академизма". В средней части элемент контраста (agitato) — некоторое возрождение старых принципов формы ноктюрна. Однако степенность, неторопливость, спокойная торжественность — вот главные черты мелоса (особенно характерны такты 32-36 с их плавным хоральным обыгрыванием тонической терции и сочным нонаккордом). Интонации утрачивают теплоту и тревожную страстность.
Ю. Кремлев