Nocturnes, Op. 32
Op. 32 No. 1, си мажор
Op. 32 No. 2, ля-бемоль мажор
К 1836—1837 годам относится сочинение ноктюрнов ор. 32 (опубликованы в 1837 году), которые заметно уступают лучшим ноктюрнам Шопена. Музыка их бледнее интонационно, беднее эмоциональными контрастами и оттенками, ординарнее фактурно.
Ноктюрн H-dur любопытен окончанием в h-moll и речитативно-„театральной" кодой, в которой некоторые усматривали даже любовную драму со стуком в дверь, ударами кинжала и смертью. Так или иначе, но „оперность" этой концовки несомненна. По справедливым словам А. Соловцова: „Так легко слушателю вообразить, что пылкую и гневную речь героя предваряет настороженный гул литавр и сопровождают грозные аккорды оркестра!" В такте 27 (и др.) — частый у Шопена и очень „речевой" мелодический оборот:
(Аналогии смотри: экспромт ор. 29 (средняя часть, такты 1-2, 17-18 и др.); фантазия-экспромт ор. 66 (Moderato cantabile, такты 1-2); этюд cis-moll ор. 25 (такты 4-5); этюд Des без опуса (такты 17-18); ноктюрн ор. 55 № 1 (такты 17, 19); вальс ор. 70 № 2 (такты 5-6). Этот оборот включает „шопеновский мотив" (определение Микетты) и повсюду носит свойственный ему эмоционально выразительный характер (объясняющийся неопределенностью, „романтичностью" вопросительного хода с первой ступени на третью после хода с доминанты на тонику). Этот оборот уже весьма выразительно употребляли Бетховен (см. первую тему финала „патетической" сонаты), Шуберт (см. трио менуэта из сонаты ор. 78). Но Шопен изолирует, особо выделяет этот оборот и тем самым усиливает его воздействие.)
Речитативность коды (бестактовость) и плагальный „каданс спада" в конце естественнее всего связать с образным замыслом внезапного перехода от светлых грез к суровой действительности. Шопен избрал тут интонацию повторяющихся нот, близкую к стуку. Однако именно чрезмерная внезапность коды носит „театральный" характер и воспринимается не как естественная развязка предыдущего, а как deus ex machina.
Ноктюрн As-dur. Такты 1-2 и два заключительных — реминисценция оборота из Larghetto сонаты с -moll. Такт 10 также напоминает это Larghetto (движение уменьшенного септаккорда субдоминанты в тонику). Форма — образец шопеновской симметрии. Тональный план тоничен (As—f— fis—As; соотношение f—fis (=ges) исторически обусловлено энгармонизмом альтерированной субдоминанты). Такт 14 (и аналогичные) — редкий пример чисто „украшающего" (а не мелодически-действенного) орнамента у Шопена. В репризе — усложнение орнаментики (такты 6-5 от конца — замечательный пример полутоновых обыгрываний). Ноктюрн в целом представляет своеобразное историческое интонационное звено между славянской сентиментально-романтической любовной лирикой первой трети XIX столетия и „Liebestraume" Листа (1850). Очевидны здесь (равно как и в экспромте As-dur ор. 29) поиски Шопеном стиля интимной, „домашней" любовной поэмности.
Ю. Кремлев