Polonaises, Op. posth. 71
Op. posth. 71 No. 1, ре минор
Op. posth. 71 No. 2, си-бемоль мажор
Op. posth. 71 No. 3, фа минор
Полонез ор. 71 № 1 ре минор (1827) — весьма выразительный образец юношеского творчества Шопена. В отличие от предыдущих полонезов — талантливых „проб пера" — этот уже дышит подлинной мощью. Выступают новые черты мышления и фактуры Шопена: массивные аккорды четвертого такта, пассажи с „верхушками" из терций и кварт (такт 11), широчайшее развитие орнаментики и обыгрываний побочными тонами (особенно в тактах 22-25, где также звонкие секвенции малых септим).
Но главное — это появление в полонезе драматического замысла, осуществленного с превосходным мастерством.
Вряд ли можно сомневаться, что прототипом для Шопена должны были послужить полонезы Вебера и, прежде всего, его замечательная Polacca brillante (op. 72, соч. в 1819 году).
Лучшая черта этой пьесы — энергичный пульс движения — гениально схвачена и самостоятельно развита Шопеном. Следует отметить в данном плане период, начинающийся с такта 19 средней (D-dur'ной) части, где из плавных покачиваний тоники Fis-dur вырастают все более динамичные и звонкие фигуры, играющие переливами тональных красок и приводящие к мощному фортиссимо!
Но к изяществу и блеску Вебера Шопен присоединяет драматизм. Уже в первых тактах с их стремительными 32-ми и тревожными синкопами на си-бемоль можно предугадать будущего великого поэта трагедии Польши. Еще более симптоматичен длительный переход (такты 22-29) к репризе первой темы. Страстный подъем на доминанте, спуск цепью хроматических уменьшенных септаккордов и томительное затишье перед вступлением репризы — это почти что Шопен 30-х годов, тоскующий и страдающий! Не будем, впрочем, удивляться такому „предварению событий" — ведь историческая трагедия Польши коренится еще в XVIII веке, ведь еще Огиньский в своих полонезах передал ее волнующие отголоски.
Полонез ор. 71 № 2 си-бемоль мажор (1828) делает в плане кристаллизации типичной полонезной фактуры Шопена значительный шаг по сравнению с полонезом d-moll (ор. 71 № 1). Энергия движения (как и в том полонезе) ярко выражена. Но фактура становится значительно более плотной и мощной. Полновесные аккорды первых тактов и тревожные фанфары пунктированных групп в начале второй части с большей ясностью, чем аналогичные моменты в полонезе d-moll, заставляют вспомнить о позднейших полонезах Шопена. Несмотря на обилие мелкой орнаментальной техники, столь присущей раннему периоду творчества Шопена, музыка этого полонеза заметно более сурова и мужественна благодаря своей фактуре и ритмическому костяку.
Особый интерес представляет период с такта 19 по 27 второй части полонеза: тут смены различных септаккордов с задержаниями и мелодическими обыгрываниями характерно внетональны (беспрестанные переходы), после чего особенно светло и покойно звучат четыре такта A-dur. Это одна из сторон хроматизма Шопена, пример тех истинно романтических погружений в дебри многозначных отношений 12-тоновой системы, которые давали повод некоторым биографам Шопена сравнивать его... с Оссианом.
Наиболее примечательны два фортепианных полонеза, написанных в 1829 году: фа минор (op. 71 № 3) и соль-бемоль мажор (без опуса) (оба были изданы посмертно).
В полонезе f-moll обращают внимание уже первые четыре такта вступления, выдержанные в духе мрачной псалмодии. Этот выразительный отрывок, равно как и тоскливое начало полонеза с противопоставленными ему звонкой танцевальностью и драматическим нарастанием перед репризой в первой части, — заставляют усматривать в данном полонезе элементы будущих, страстно напряженных шопеновских форм.
Симптоматичен и полонез Ges-dur, более плотный по фактуре, привлекающий свободой и размахом гармонического и фактурного письма, хотя и менее мелодичный, чем полонез f-moll. Здесь вырабатываются некоторые особенности будущих монументальных полонезов Шопена (в частности, восходящие фразы терций в тактах 13-15 сразу заставляют вспомнить о полонезе fis-moll ор. 44).
Ю. Кремлев