Allegro de Concert, Op. 46
Allegro de Concert (сочинено в 1840—1841 годах, опубликовано в 1841 году) (В письмах Миколая Шопена это Allegro именуется „третьим концертом" (Korespondencja, том I, стр. 395, 402), из чего мы можем заключить о таковом замысле Шопена, осуществленном лишь частично.). Не раз высказывались предположения, что данное Allegro не более как доработка эскиза, возникшего еще до польского восстания. За это, в частности, говорит наличие в Allegro факторов раннего виртуозного пианизма Шопена. Но все же, на наш взгляд, следует предполагать по крайней мере радикальную переработку эскиза, а то и новое сочинение, лишь „реставрирующее" некоторые пианистические приемы юности. В отличие от ранних концертов, свидетельствующих об усвоении Гуммеля, Филда, Вебера и других, в Allegro de Concert весьма ощутимы интонационные веяния парижской оперы и, прежде всего, типичных интонаций лирической „сердечной праздничности" столь любимого Шопеном Беллини.
Примечательно, что это — единственное из сонатных Allegri Шопена, написанное в мажоре. Примечательно потому, что Шопен даже тут, где доминантовая тональность второй темы предписывается традицией, избегает не привлекающего его доминантового противоречия тем, помещая обе темы в одной тональности (как еще в первой части концерта e-moll). Доминантовая тональность второй темы появляется лишь в разработке, а в репризе первая тема, как обычно у позднего Шопена, отсутствует.
Ю. Кремлев