Mazurkas, Op. posth. 68
Мазурка Op. posth. 68 No. 1, до мажор (1829)
Мазурка Op. posth. 68 No. 2, ля минор (1827)
Мазурка Op. posth. 68 No. 3, фа мажор (1829)
Мазурка Op. posth. 68 No. 4, фа минор (1849)
В шопеновской мазурке ор. 68 No. 1 до мажор (1829, издана посмертно) господствует ритмика лихого бального городского танца (особенно показателен в этом отношении фа-мажорный мазур средней части).
Мазурка op. 68 No. 2, ля минор (1827), получившая прозвище „Соловейко", содержит целый ряд фольклорных особенностей. Таковы остинатные басы, органный пункт la в басу с ползучими движениями средних голосов в средней части мазурки, a-moll с ре-диезом вначале и C-dur с фа-диезом дальше, резкий диссонирующий комплекс g-dis-fis в такте 17 и других, объясняющийся ведением голосов (один из характерных моментов шопеновской полифонии). Типичен и образный контраст первой (третьей) и второй частей: элегической грации противопоставлена волевая упругость. В этом контрасте Шопен дает меткий набросок эмоциональной изменчивости, столь свойственной романтическим душам его поколения (то погруженным в грезы, то порывающимся действовать). По сравнению с более ранними мазурками эта более отвлечена от чистой танцевальности в образно-поэтическую сферу.
Мазурка ор. 68 No. 3 фа мажор (1829, издана посмертно) носит яркие фольклорно-деревенские черты: сплошные секвенции плагальных кадансов в первой части, лидийские обороты, пустые квинты баса и обыгрывание верхней и нижней нот квинты пастушеской мелодии — во второй части (оберке). Замечателен образно-картинный эффект темпового и регистрово-фактурного контраста частей этой мазурки.
Творческий путь Шопена завершился фа-минорной мазуркой ор. 68 No. 4 (сочинена в 1849 году, опубликована в 1855 году). По воспоминаниям Ю. Фонтаны, эту мазурку Шопен записал, но сыграть уже не мог. Очень жалобная и печальная, она „бесконечна", как и мазурка ор. 7 No. 5, но целая бездна отделяет мучительную задумчивость этой от бытовой непосредственности той. Некоторые исследователи видели в этой мазурке попытку Шопена кратко зафиксировать свои гармонические открытия. Нам кажется, что горестное содержание мазурки f-moll совершенно главенствует над формой. „Послушай еще раз его предсмертную мазурку: — в ней вылился весь человек. Боже, какою непреодолимою тоскою веет от нее! Как мучительно писалась она, какими горькими слезами плакал художник, прощаясь навсегда с тем, что составляло всю сущность его жизни — даром творчества!.. Мазурка эта была лебединою песнею поэта, последним тяжким вздохом его; от нее болезненно сжимается сердце слушателя..." (Н. Ф. Христианович)
Ю. Кремлев