Polonaises, Op. 40
Op. 40 No. 1, ля мажор
Op. 40 No. 1, до минор
Полонезы Шопена ор. 40 (сочинены в 1838—1839, опубликованы в 1840, посвящены Ю. Фонтане) монументальны, но первый из них празднично триумфален, а второй трагичен.
Полонез A-dur (сочинен в 1838 году, видимо, до поездки на Майорку). Тот самый, про который сохранилась легенда, что Шопену, сочинявшему его, представилась грандиозная процессия польских рыцарей. Наряду с ор. 53 — это образец торжественного полонеза, строящегося на основе фанфарных и маршевых интонаций. Развита тяжелая аккордовая техника — „оркестровая" звучность с обильной имитацией меди. Тональный план плагальный (центры: А—D—А), испещренный богатыми модуляциями (Gis—Е—Gis к A-dur, h—fis—В—С к D-dur). Празднично яркие, броские тональные контрасты, равно как и острые, живые перебои ритмики, способствуют плакатно-театральным краскам этого полонеза, весьма способного вызывать картинные зрительные ассоциации.
Полонез c-moll. Начало его — с тонического квартсекстаккорда (как и начало прелюдии As-dur). Яхимецкий называет этот полонез „трагической поэмой поражения, упадка и порабощения". Он приводит тему полонеза Курпиньского под названием „Привет королю польской земли", сочиненного по случаю бала в честь Александра I в Варшаве (пример 52), и не без основания считает тему полонеза Шопена (пример 53) мрачно-трагической трансформацией темы Курпиньского:
Сурово декламационно звучат в начале полонеза мощная и грозная линия октав на остинатном гнетущем фоне, отчаянный подъем 10-го такта! (Дальше на миг появляется и триумфальность (такты 13-14).)
Тональные центры (с—As—с) тоничны, но звуковая ткань пестрит множеством модуляций. С такта 22 весьма колоритное нарастание с типичными шопеновскими столкновениями, растворяющееся в светлых, отрадных красках G-dur (тут пасторально идилличны детали, такты 34-36). Но опять возвращается неумолимо трагическая первая тема...
В средней, As-dur'ной части полонеза интересен ряд частностей, в их числе „расплывание" ритмики (такты 58-61), смелое переченье терций (такт 65) и др.
При последней репризе первой темы упорные мелодические ходы g—b—as в верхнем голосе делают впечатление аккордового фона правой руки еще более гнетущим. В конце — развитие „неаполитанской" плагальности и драматический доминантовый каданс.
Ю. Кремлев