Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Moscow Musical Academic Theatre
Московский академический Музыкальный театр (МАМТ) имени Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко.
Создан в 1941 в результате слияния двух идейно и творчески родственных театров: Оперного театра имени К. С. Станиславского и Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко. В своей творческой деятельности оба театра и их руководители ставили целью осуществление реформы оперного искусства. Борясь с оперной рутиной и актёрскими штампами, применяя новые методы оперной режиссуры и воспитания молодых певцов-актёров (в основу которых были положены творческие принципы МХАТа), театры стремились создавать реалистически правдивые спектакли с высоко художественным ансамблем, с предельной глубиной раскрывать в них идейное и художественное содержание исполняемого произведения.
Лучшие спектакли вошли в историю отечественного театра как образцы нового, реалистического искусства. Объединённый театр продолжает и развивает художественные принципы Станиславского и Немировича-Данченко, положенные в основу работы обоих театров. Руководство театром до 1943 осуществлял Немирович-Данченко.
В труднейших условиях Великой Отечественной войны 1941-45 решением правительства театр был оставлен в Москве. Коллективом был поставлен ряд спектаклей, в т. ч. в 1941 балет «Штраусиана», в 1942 — оперы «Мадемуазель Фифи» Кюи и «Суворов» Василенко, балет «Виндзорские проказницы» Оранского, в 1943 — опера «Надежда Светлова» Дзержинского, балет «Лола» Василенко, в 1944 — балет «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова.
В 40-50-е годы художественное руководство осуществляли: режиссёры — П. А. Марков, И. М. Туманов, Л. В. Баратов; дирижёры — А. В. Алевладов, Е. А. Акулов, С. А. Самосуд, П. М. Славянский; балетмейстер — B. П. Бурмейстер; художники — Б. И. Волков, А. Ф. Лушин. В этот период были поставлены оперы советских композиторов — «Любовь Яровая» Энке (1947), «Фрол Скобеев» Хренникова (1950), «Каменный цветок» (1950) и «Заря» (1956) Молчанова, «Кето и Котэ» Долидзе (1950), «Семья Тараса» Кабалевского (1951; Сталинская премия, 1952), «Аршин мал алан» Гаджибекова (1952), «Война и мир» (1957) и «Обручение в монастыре» (1959) Прокофьева; балеты — «Доктор Айболит» Морозова (1948), «Берег счастья» Спадавеккиа (1948), «Эсмеральда» Пуни — Василенко (1950), «Жанна д’Арк» Пейко (1957) и др.
В репертуаре театра также классические произведения: оперы — «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова (1944), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1946), «Сицилийская вечерня» Верди (1954), «Тоска» (1959), оперетты — «Нищий студент» Миллёкера (1945), «Боккаччо» Зуппе (1957). В 1953 театр осуществил постановку балета «Лебединое озеро». В 1948 в состав труппы вошла группа артистов Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского (основана в 1935) во главе с дирижёром И. Б. Байном.
Становлению театра во многом способствовали: режиссёры — П. С. Златогоров, П. И. Румянцев, режиссёры-педагоги — М. С. Гольдина, М. Л. Мельтцер, дирижёры — А. С. Шавердов, В. А. Эдельман, И. Б. Байн, балетмейстер Н. С. Холфин, хормейстер А. С. Степанов. В театре работали: певцы — Г. М. Бушуев, С. М. Големба, Д. В. Камерницкий, Н. Ф. Кемарская, П. И. Мокеев, А. А. Росницкая, З. А. Смирнова-Немирович, C. А. Ценин, Т. С. Юдина, Ю. П. Юницкий и др., солисты балета — Н. Г. Конюс, М. Е. Редина, М. С. Сорокина, А. В. Чичинадзе, Л. С. Якунина и др.
В 60-70-е годы театр активно работал над произведениями советских композиторов, среди постановок: «Улица дель Корно» Молчанова (1960), «Овод» Спадавеккиа (1960), «Город юности» Шантыря (1961), «Катерина Измайлова» Шостаковича (новая ред., 1962), «Ценою жизни» Николаева (1965), «Безродный зять» Хренникова (1967), «Виринея» Слонимского (1967), «Кола Брюньон» Кабалевского (новая ред., 1971), «Три жизни» Тактакишвили (1972), «Любовь д’Артаньяна» Вайнберга (1974).
Были также поставлены оперы — «Водоворот жизни» Сухоня (1961), «Хари Янош» Кодая (1963), классические оперы и оперетты — «Так поступают все женщины» Моцарта (1962), «Любовный напиток» (1964), «Иоланта» (1966); «Донья Жуанита» Зуппе (1966), «Кармен» (в постановка В. Фельзенштейна, 1969), «Нищий студент» Миллёкера (новая постановка, 1971), «Манон» Массне (1973), «Мавра» Стравинского (1973), балеты — «Франческа да Римини» Чайковского (1960), «Золотой ключик» Вайнберга (1962), «Картинки с выставки» на музыку Мусоргского (1963), «Снегурочка» на музыку П. И. Чайковского (1963), «Поэма» Цинцадзе (1964), «Красные дьяволята» на музыку И. О. Дунаевского (1967), «Белеет парус одинокий» Александрова (1970), «Золушка» (1971); «Сюита на музыку балета „Гаянэ“ Хачатуряна» (1972), «Байка» Стравинского (балет-пантомима с пением, 1974).
В 1964 театру присвоено звание академического, в 1969 он награждён орденом Трудового Красного Знамени. Балетная труппа театра гастролировала во Франции, Венгрии, Югославии, Финляндии, в Латинской Америке, Алжире, Марокко, Японии, Италии, Греции, оперная — в ГДР, ФРГ, Швейцарии.
В 2006 году завершилась грандиозная реконструкция исторического здания театра на Большой Дмитровке. Теперь Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко — не только один из самых красивых в Москве, но и один из самых технически оснащенных.
В последние годы именно премьеры Музыкального театра были единодушно признаны самыми значительными событиями московской театральной жизни. Особенный интерес вызвали оперные спектакли «Так поступают все женщины» (дирижер — В. Горелик, режиссер — А. Титель), «Евгений Онегин» (дирижер — Ф. Коробов, режиссер — А. Титель, художник — Д. Боровский), российско-французский проект «Пеллеас и Мелизанда» (дирижер — Марк Минковски, режиссер — Оливье Пи), мировая премьера оперы В. Кобекина «Гамлет (датский) (российская) комедия» на малой сцене театра (дирижер — Ф. Коробов, режиссер — А. Титель), «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (дирижер — В. Горелик, режиссер — А. Шапиро, художник — А. Фрейбергс); балеты «Чайка» в постановке Джона Ноймайера, «Каменный цветок», ставший первой встречей труппы с Юрием Григоровичем, «Неаполь», перенесенный на сцену театра датской постановочной группой во главе с Франком Андерсеном, «Na Floresta» — российская премьера балета испанского хореографа Начо Дуато, который прежде в России не работал ни с одной труппой.
Все эти спектакли стали обладателями российских и международных театральных премий, высоко оценены российской и зарубежной критикой и любимы зрителями.
Музыкальный театр — инициатор и организатор целого ряда международных фестивалей современной хореографии, в том числе — крупнейшего в России фестиваля Danceinversion, ежегодный участник международного проекта «Европейские Дни Оперы».
Сегодня оперную труппу театра возглавляет Александр Титель, балетом руководит Лоран Илер, главный художник — Владимир Арефьев, главный дирижер — Феликс Коробов, главный хормейстер — Станислав Лыков. Генеральный директор театра — Антон Гетьман.
С. А. Ценин
Источники: Музыкальная энциклопедия, официальный сайт театра