На концерте Нажмиддина Мавлянова в РЗК
24 июня в Рахманиновском зале Московской консерватории в камерном концерте выступил солист Московского Академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко тенор Нажмиддин Мавлянов. Певцу помогали Елена Безгодкова (сопрано), выступившая с самостоятельными номерами, и пианистка Ирина Соловьёва.
Судя по тому, что первоначально в концерте была заявлена Людмила Бодрова (сопрано), программа вечера претерпела существенные изменения. Сложилось впечатление, что Мавлянов должен был исполнить какой-то вокальный дуэт (а может, и не один), для чего и приглашалась певица, но в концерте никаких дуэтов не было, потому что, видимо, замена была довольно неожиданной, и Безгодкова попросту не успела бы подготовить нужные номера.
Как бы то ни было, Мавлянов продемонстрировал высочайший класс мастерства в камерной музыке.
В сравнении с его прошлогодним камерным концертом, целиком составленным из произведений П. И. Чайковского, в котором при всей убедительности результата наблюдались заметные исполнительские шероховатости и некоторая неуверенность, в этот раз в вокальном отношении всё было сделано по высшему разряду и тщательно отшлифовано, как и положено в романсах С. В. Рахманинова, из которых состояло всё первое отделение.
Романсы Рахманинова — одного из лучших мелодистов мира, которого в этом отношении можно поставить рядом с Шубертом, Шопеном, Беллини, Глинкой и Чайковским — не только очень удобно написаны для голоса, но и снабжены весьма художественным инструментальным сопровождением, требующим особой чуткости пианиста, так как весьма импровизационная вокальная партия довольно свободно ложится на аккомпанемент, поэтому оба музыканта должны буквально «вместе дышать».
Рахманиновские романсы предоставляют певцу возможность продемонстрировать все красоты и возможности голоса,
так как весьма разнообразны по настроению и по тесситуре. Мавлянов очень эффектно подавал низкие ноты mezza voce: не могу забыть, как глубоко и душераздирающе прозвучала фраза «Хоть бы старость пришла поскорей» в романсе «Как мне больно» — таким тёмным тембром, что в дрожь бросило; а в «Отрывке из Мюссе» — на словах «застонав и заноя» и далее на фразе «это полночь пробило», где на густой низкой ноте певцом поддержан имитируемый в партии фортепиано бой часов.
В середине и в низах диапазона у Мавлянова никаких провалов не было, что для тенора большой плюс и в целом, и, особенно, в камерной музыке, но при этом певец не стеснялся показывать и высокие яркие, звучные и вполне оперные ноты, но всё выглядело исключительно стильно и было весьма уместно по смыслу.
В исполнении артиста было понятно каждое слово, выстроена каждая фраза, продумано дыхание;
было ясно, насколько тщательно он проработал все детали, а без этого в столь запетых романсах нельзя, иначе возникнет ощущение халтуры. Я испытал истинное наслаждение, считаю первое отделение громадной удачей Мавлянова и мечтаю теперь, чтобы он записал диск с романсами Рахманинова и других русских авторов.
Пожалуй, приведу весь список прозвучавших рахманиновских романсов, чтобы дать полное представление о программе: «Я не пророк», «Сон» (на стихи Гейне «И у меня был край родной»), «Я опять одинок», «Я жду тебя» (в исполнении Е. Безгодковой), «Не пой, красавица, при мне» (в исполнении Е. Безгодковой), «Оне отвечали», «Дитя, как цветок, ты прекрасна», «Я был у ней», «Не верь мне, друг» (в исполнении Е. Безгодковой), «Полюбила я на печаль свою» (в исполнении Е. Безгодковой), «Как мне больно», «Отрывок из Мюссе», «В молчаньи ночи тайной» и «Весенние воды». В последнем романсе певец дал настоящий художественный экстаз, эффектно завершив первую половину замечательного концерта.
Любопытно, что в первом отделении, где был Рахманинов, певец показывал в зависимости от обстоятельств весьма различные свойства своего вокала по всему диапазону с драматическими верхними нотами и с тембристыми низами включительно, а
второе отделение оказалось совершенно другим и по настроению, и по звуковой палитре,
так что сразу было ясно, что это другие стили, другие авторы и страны — это знойный юг, яркие краски, совершенно другой, залитый солнцем мир. И сам певец во время исполнения напоминал некоего знойного то ли итальянца, то ли испанца, при этом ощутимо добавив блеска и ликования своим сияющим вокальным верхам.
Несмотря на очень светлую в целом атмосферу концерта, а может, именно поэтому, певец посвятил это выступление памяти своей матери.
Во втором отделении прозвучали следующие вещи: «Рассвет» Руджеро Леонкавалло, «Не плачь» Эрнесто де Куртиса, «Болеро» Винченцо ди Кьяра, Вальс Мюзетты из оперы «Богема» Джакомо Пуччини (в исполнении Е. Безгодковой), «Что ж ты опустила глаза» Чезаре Андреа Биксио, «Фуникулёр» (русское название почему-то «На качелях») Луиджи Денца, «Влюблённый солдат» Энрико Канио, ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки» Джакомо Пуччини (в исполнении Е. Безгодковой), ария принца Су Чонга из оперетты «Страна улыбок» Франца Легара, «Гранада» Агустина Лара. Бисы ожидаемо продолжили тематику второго отделения — прозвучал романс Леандра из сарсуэлы «Трактирщица из порта» Соросабаля и «Не забывай меня» де Куртиса.
Интересно, что второе отделение в целом было не столь разнообразным в плане вокальных приёмов и красок, как первое,
что естественным образом объясняется рассчитанной на вполне устоявшийся вокальный типаж композиторской стилистикой, в которую удивительно органично вписалась даже ария из оперетты Легара. Необходимо отметить, насколько органичен был певец в «южном» репертуаре, прирождённым исполнителем которого является, особенно после того, как он демонстрировал глубочайшее понимание, психологизм и разнообразие вокала в Рахманинове — глубоко русском авторе, которого мало просто корректно спеть, а нужно почувствовать сердцем.
Поразительно, что Мавлянову замечательно удалось и то, и другое, так что невозможно ответить на вопрос, какое из отделений рецензируемого концерта было «лучше»: они оба были «лучше», а сам
вечер сделался заметным явлением московской музыкальной жизни!
Концерт был просто шикарный, нет слов, чтобы выразить всю полноту восхищения. Нажмиддин Мавлянов удивил не только реально достигнутым, но прежде всего тем, как быстро он растёт в профессиональном отношении: буквально за год имел место фантастический прогресс! За короткий срок певец вышел на принципиально другой уровень мастерства и понимания в сравнении даже с его собственными недавними достижениями, и хочется пожелать ему успехов и дальнейшей плодотворной работы в своей профессии.
Фото предоставлено Нажмиддином Мавляновым