Москва музыкальная

Категории словаря

Москва — столица России, крупнейший центр отечественной и мировой музыкальной культуры. Наиболее ранние сведения о муз. жизни М. относятся к 15–16 вв. В кон. 15 в. или нач. 16 в. был создан хор Государевых певчих дьяков, к-рый участвовал в царских богослужениях и придв. церемониях. В сер. 16 в. в М. были собраны лучшие певч. силы из разных областей и городов, в частности из Новгорода, где получили особенно высокое развитие традиции др.-рус. певч. иск-ва. При дворе Ивана IV работали знаменитые певцы и распевщики Иван Нос и Фёдор Крестьянин, имевшие мн. учеников и последователей. Лит. памятники и офиц. документы этой эпохи свидетельствуют о том, что среди населения М. были широко распространены нар. песни, пляски, игра на муз. инструментах. Несмотря на церк. запреты, популярно было иск-во скоморохов, к-рые выступали и при дворе (по распоряжению Ивана IV их выписывали из Новгорода и Пскова для «царской потехи»). Наряду с весёлыми плясовыми скоморохи исполняли также героич. песни о воен. победах Руси. С кон. 15 в. в М. начинают проникать новые формы зап.-европ. иск-ва. На книжных миниатюрах 16 в. встречаются изображения небольших по размеру органов. В 1586 англ. королева прислала в дар царице Ирине Фёдоровне орган (позитив) и клавикорды. Во время парадных церемоний при дворе играли на трубах и литаврах. В 17 в. укрепляется значение М. как общерус. муз. центра. В сер. 17 в. проводится большая работа по исправлению церковнопевч. книг, усовершенствованию старинной системы нотного письма (крюки), унификации форм церк. пения; для этого в 50-60-х гг. 17 в. созываются авторитетные комиссии знатоков певч. иск-ва. В это же время развивается новый многогол. стиль партесного пения, первоначально заимствованный из Украины (мн. укр. певцы с нач. 50-х гг. входили в состав царского хора). В 70-80-х гг. в М. работал крупнейший теоретик партесного пения, композитор и педагог Н. П. Дилецкий. С Украины в М. был выписан композитор и хор. дирижёр С. Пекалицкий. В последней четверти 17 в. складывается моск. школа мастеров многогол. хор. письма, одним из крупнейших представителей к-рой был В. П. Титов. Среди просвещённого моск. боярства усиливается интерес к инстр. музыке европ. типа, создаются домашние капеллы (у А. С. Матвеева, В. В. Голицына и др.); в их состав входили виолы, скрипки, деревянные и медные дух. инструменты. В ряде домов моск. знати имелись клавесины («цимбалы» — от cembalo) и клавикорды. Одним из любимых развлечений при дворе становится игра на органе («органная потеха»). В Грановитой палате, где проводились торжественные гос. церемонии, стоял орган. При дворе Алексея Михайловича служил органный мастер С. Гутовский, у к-рого были ученики и помощники; он изготовлял органы, с 1677 — нотные оттиски на станке собств. изобретения. Во 2-й пол. 17 в. организуются воен. дух. оркестры.

Роль светских форм музицирования значительно усиливается в нач. 18 в. в связи с реформами Петра I. В М. организовывались торжественные встречи Петра I при возвращении из воен. походов; эти встречи сопровождались пением специально сочинённых хвалебных кантов, хор. концертов и «победительных» стихов.

В 1672 создаётся первый придв. т-р, в спектаклях к-рого большое место отводилось музыке (хор, инстр. ансамбль). Т-ру в России предшествовали религиозные «действа», особенно «Пещное действо», представлявшееся за неск. дней до рождества в Успенском соборе. В 1702–06 в М. действовал публич. т-р, для к-рого было сооружено спец. здание («Комедийная хоромина») на Красной площади (нек-рые из его спектаклей были насыщены музыкой). В нач. 18 в. в уч. заведениях М. ставились т. н. школьные драмы, обязательным стало обучение музыке. В Славяно-греко-лат. академии существовал ученич. оркестр, культивировалось исполнение кантов. В 1731 в М. приехала группа итал. певцов и музыкантов, находившихся на службе польского короля; среди исполненных ими произв. — опера «Каландро» Ристори — первый оперный спектакль в России. С большой пышностью исполнялась опера «Милосердие Тита» Хассе (1742) в связи с коронацией Елизаветы Петровны. Для этой пост. было выстроено театр. здание на берегу Яузы, вмещавшее до тысячи зрителей. Итал. оперная антреприза Дж. Б. Локателли в 1759 познакомила моск. публику с комич. оперой.

Значит. роль в муз. жизни М. 2-й пол. 18 в. играли новые уч. заведения: ун-т, Воспитательный дом, где было основательно поставлено обучение музыке и давались силами учащихся театр. представления, в т. ч. оперные. Группа питомцев Воспитательного дома в 1779 была направлена в Петербург, где составила основу рус. труппы антрепренёра К. Книпера. Первым постоянно действующим публич. т-ром в М. был т-р П. В. Урусова и М. Медокса (осн. 1776). В 1780 для него было выстроено большое здание на месте нынешнего Большого театра СССР (Петровский т-р). Т-р наряду с драматическими ставил и оперные спектакли. На сцене Петровского т-ра шли почти все рус. оперы 18 в., а также мн. франц., нем., итальянские (в рус. пер.). Впервые здесь были поставлены «Розана и Любим» Николева — Керцелли (1778), «Мельник — колдун, обманщик и сват» Аблесимова — Соколовского (1779). В труппе т-ра состояли Е. С. Сандунова, А. Г. Ожогин и др. известные певцы и актёры. Высоким уровнем пост. и разнообразием репертуара отличались крепостные т-ры П. М. Волконского и Н. П. Шереметева, расположенные вблизи М.; т-р Шереметева давал спектакли и в самой М.

В 80-90-х гг. 18 в. интенсивно развивается конц. жизнь. Организаторами концертов были дирижёры и композиторы М. Стабингер, Ф. Керцелли, А. и Ф. Сартори. В 1796 в М. поселился И. В. Геслер, завоевавший признание как пианист, композитор и педагог. Значит. роль в конц. жизни М. кон. 18 и нач. 19 вв. играл рус. пианист и композитор Д. Н. Кашин. Среди исполнявшихся произв. были симфонии Й. Гайдна и В. А. Моцарта, оратории Г. Ф. Генделя («Самсон») и Гайдна («Семь слов спасителя на кресте»). В исп. монументальных оркестрово-хор. композиций Дж. Сарти и нек-рых др. произв. участвовал роговой оркестр. В программах концертов большое место отводилось рус. нар. песне (в различных вок. и инстр. обр.). Широким распространением в быту пользовалась нар. песня; она входила в состав печатных и рукописных сб., предназначенных для любительского исп. С развитием конц. жизни и домашнего музицирования был связан рост муз. педагогики. В 1772 чеш. музыкант И. И. Керцелли объявил «о учреждении училища музыки в столичном городе Москве» с особыми отделениями для «благородного дворянства», мещан и крепостных людей. В 1783 М. Керцелли и А. Диль создали спец. школу для подготовки оркестровых музыкантов. Обучение музыке входило и в программу уч. заведений общего типа.

С 1760-х гг. открылась нотная торговля в Академич. книжной лавке, позже у Г. Рейнсдорпа, X. Гене и др. В 1770-е гг. начали печатать ноты типографии Моск. ун-та, Моск. синодальная. С 1774 выходил первый в России нотный муз. журн. «Музыкальные увеселения», а с 1806 — «Журнал отечественной музыки» (издавался до 1809).

В нач. 19 в. усиливается роль отечеств. исполнителей в муз. жизни М. Событием, получившим широкий обществ. отклик, было исп. патриотич. оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» С. А. Дегтярёва (1811) под упр. автора. В М. протекала деятельность рус. скрипачей Г. А. Рачинского, И. И. Семёнова, Н. Я. Афанасьева. В качестве конц. инструмента популярна была гитара. Главой моск. школы гитаристов был А. О. Сихра, к её виднейшим представителям принадлежали С. А. Аксёнов, М. Т. Высоцкий. Продолжит. время в М. жил ирл. пианист, педагог и композитор Дж. Филд, оказавший большое влияние на развитие рус. пианизма. Широкую конц. деятельность вёл пианист и композитор И. И. Геништа, пропагандировавший творчество Л. Бетховена. Видное место в муз. жизни М. 1-й пол. 19 в. занимали пианисты А. И. Виллуан и А. И. Дюбюк, певица П. А. Бартенева и др. Начиная с 1820-х гг. под упр. Ф. Е. Шольца, H. E. Кубишты в концертах театр. дирекции впервые в М. был исполнен ряд произв. Бетховена. В 1834 было создано Моск. муз. благородное собрание, проводившее концерты, включавшие классич. репертуар. В 40-х гг. во главе симф. концертов стоял театр. капельмейстер И. И. Иоганнис. Под его упр. впервые в М. исполнялись «Арагонская хота» и «Камаринская» М. И. Глинки (1851). До сер. 19 в. муз. жизнь М. в значит. степени сосредоточивалась в домашних кружках. В 20-х гг. выделялись кружки Мих. Ю. и Матв. Ю. Виельгорских, З. А. Волконской, позже В. П. Боткина, М. А. Бакунина, Н. В. Станкевича. Широко распространено было квартетное исполнительство; в 30-х гг. пользовались успехом квартетные собрания Ф. К. Гебеля. Заметное место в муз. быте города занимали цыганские хоры, в репертуар к-рых входили рус. нар. песни, городские романсы; наибольшую популярность получил хор под рук. И. О. Соколова (1820-40-е гг.). В 1-й пол. 19 в. в М. гастролировали мн. выдающиеся музыканты, в т. ч. скрипачи К. Липиньский, А. Вьётан, У. Булль, виолончелисты Б. Ромберг, Ф. Серве, пианисты З. Тальберг, Ф. Лист, К. Шуман, певцы М. Рубини, Г. Зонтаг, П. Виардо, А. Тамбурини. В 1847 приезжал в качестве дирижёра Г. Берлиоз. Гл. помещениями для концертов служили залы Большого т-ра и Благородного собрания; существовал также ряд частных конц. залов.

По-прежнему наибольшее внимание публики привлекала опера. Кроме рус. оперного т-ра, в М. в разное время выступали нем. и итал. оперные труппы. Но итал. опера не пользовалась в М. таким успехом, как в Петербурге. В 1805 Петровский т-р сгорел, а его труппа была в 1806 передана в ведение Дирекции имп. т-ров. Спектакли шли нек-рое время в доме Пашкова на Моховой, затем в Арбатском т-ре (с 1808) и в доме Апраксиных на Знаменке (с 1813). В 1825 открывается новое здание Большого т-ра. Поднятию художеств. уровня моск. оперы и обогащению её репертуара способствовала деятельность А. Н. Верстовского, занимавшего в 1825–60 разл. руководящие посты в Моск. дирекции имп. т-ров. Вместе с тем в репертуарной линии сказывались известная ограниченность и консерватизм его взглядов. «Жизнь за царя» Глинки была поставлена только через шесть лет (1842), а «Руслан и Людмила» — через четыре года (1846) после петерб. премьер. Среди оперных артистов М. — Е. А. Семёнова, М. К. Леонова, А. О. Бантышев, П. А. Булахов, Н. В. Лавров. В М. состоялись премьеры всех опер Верстовского (в т. ч. «Пан Твардовский», 1828; «Аскольдова могила», 1835), «Эсмеральды» Даргомыжского (1847). В 1846–50 в М. выступала петерб. оперная труппа во главе с её корифеями О. А. Петровым и С. С. Гулак-Артемовским. Петерб. артистами был показан ряд заруб. опер, не шедших ранее на моск. сцене («Вильгельм Телль» Россини под назв. «Карл Смелый»; «Фонелла» Обера, «Ломбардцы» Верди и др.), исполнены онеры Глинки с участием певцов, равных к-рым не было тогда в М. В М. жили и работали композиторы — современники Глинки: А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, A. Л. Гурилёв.

Новый этап развития муз. жизни М. связан с обществ. подъёмом 1850-60-х гг., с общими для рус. демократич. культуры этого времени просветительскими тенденциями. Возникает консолидация лит., театр., науч., муз. кругов — характерная черта культурной жизни М. во все последующие периоды. Так, «Артистический кружок» (1865–83), в к-рый входили А. Н. Островский, Н. Г. Рубинштейн, П. М. Садовский и др., сыграл значит. роль в усилении интереса к нар. песне. Кружок устраивал исп. новых лит. и муз. произв., лекции, обсуждения, а с 1867 — также спектакли. В числе организаторов кружка был переехавший в М. в 1861 B. Ф. Одоевский. Огромное значение имела для М. деятельность П. И. Чайковского. В его музыке сложились особенности т. н. моск. композиторской школы, к-рые проявились в творчестве композиторов последующих десятилетий: С. И. Танеева, А. С. Аренского, C. В. Рахманинова и др. (см. Московская школа). Чайковский по окончании Петерб. консерватории постоянно жил в М., в 1866–78 был профессором консерватории и оставался тесно связанным с муз. учреждениями и организациями города до конца жизни (с 1885 был одним из директоров Московского отделения РМО). В 1885–93 Чайковский жил близ М. (Майданово, Фроловское, Клин). В М. была впервые исполнена большая часть его произв. Здесь же прошли первые выступления Чайковского-дирижёра, в нач. 70-х гг. Чайковский вёл активную музыкально-критическую работу в московской газете «Русские ведомости». Коренные изменения в конц. жизни М. и в организации муз. образования, связанные с демократизацией её муз. жизни, наступили в связи с открытием Моск. отделения РМО (1860). Инициатива организации Моск. отделения РМО, а затем и консерватории принадлежала Н. Г. Рубинштейну, первому директору этих учреждений и дирижёру симф. собраний. С 1862 проводились также общедоступные (т. н. народные) концерты. Вечера РМО проходили в залах Благородного собрания (ныне Дом Союзов) и Манеже — общедоступные. Репертуар (в основе к-рого были крупные произв. симф. и кантатно-ораториальных жанров) во многом определялся широтой муз.-эстетич. взглядов Н. Г. Рубинштейна, просветительским характером его деятельности, сравнительной независимостью от консервативного руководства и покровителей РМО. За период деятельности Н. Г. Рубинштейна (1860–81) в концертах Моск. отделения РМО прозвучали произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Р. Шумана, И. Брамса, Р. Вагнера, все симфонии Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, большинство крупных соч. Ф. Листа, Г. Берлиоза. Важнейшим фактором формирования отечеств. исполнительской школы явилось широкое включение в программы концертов произв. рус. композиторов, в т. ч. произв. М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Г. Рубинштейна, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина. Особенно большое место заняли в концертах соч. Чайковского. После смерти Н. Г. Рубинштейна концертами РМО дирижировали М. Эрдмансдёрфер (1882–89) и В. И. Сафонов (1889–1905). Наряду с РМО концерты проводили с 1883 Московское филармоническое общество (до 1898 рук. П. А. Шостаковский), с 1878 Русское хоровое общество.

Создание Моск. отделения РМО коренным образом изменило положение муз. образования. В 1860 возникли Муз. классы РМО, на их базе в 1866 открылась Московская консерватория. В числе её первых педагогов — Чайковский, Г. А. Ларош, Н. Д. Кашкин, Ф. Лауб, А. Д. Александрова-Кочетова и др. выдающиеся музыканты. Моск. консерватория стала муз. центром города. Её силами проводились оперные спектакли («Иван Сусанин», 1868; «Орфей и Эвридика», 1872, и др.). В 1879 была впервые исполнена опера «Евгений Онегин». Традиция устройства публич. спектаклей была продолжена Танеевым — одним из первых воспитанников Моск. консерватории, учеником Чайковского, ставшим затем профессором и директором этого уч. заведения. Танеев явился воспитателем плеяды моск. композиторов и музыковедов, создателем муз.-теоретич. школы, крупнейшим обществ. деятелем. Под его упр. прозвучали оперы Моцарта, оратории Генделя. В 1895–1905 директором консерватории был Сафонов, по инициативе к-рого перестроено и расширено здание консерватории; в это же время был построен Большой зал Моск. консерватории (арх. В. П. Загорский). Потребности города в муз. образовании не могли быть удовлетворены только консерваторией. В 1883 при Моск. филармонич. об-ве открылось Муз.-драм. уч-ще, вскоре приравненное в правах к консерватории (директор П. А. Шостаковский, затем Г. Э. Конюс, С. Н. Кругликов; преподаватели П. А. Бларамберг, A. Н. Корещенко и др.). Московское синодальное училище церковного пения, готовившее хор. дирижёров и учителей пения, в 1886 отделилось от Синодального хора; направление муз. воспитания в нём стало более светским, уровень преподавания муз.-теоретич. дисциплин приближался к консерваторскому; в 1889–1901 уч-ще возглавлял С. В. Смоленский, позже — B. С. Орлов, А. Д. Кастальский, Н. М. Данилин. В М. работали также частные муз. школы и классы — жен. муз. школа Н. А. Муромцевой (с 1883), общедоступное муз. уч-ще В. Ю. Зограф-Плаксиной (с 1891), муз. уч-ще Гнесиных (с 1895), муз. школа В. А. Селиванова (с 1903) и др. Как и прежде, центрами общего муз. образования, а также подготовки учителей музыки были жен. ин-ты; к преподаванию в них привлекались первоклассные артистич. силы.

В 1860-70-х гг. помещение Большого т-ра арендовала итал. оперная труппа. Её успех определялся выступлениями популярных певцов. В моск. прессе против господства итал. оперы, за рус. оперный репертуар выступали ведущие муз. критики, в их числе Чайковский. Лишь с сер. 1880-х гг. отношение к рус. опере изменилось. Всё больше укреплялась она в репертуаре т-ра. Был увеличен и улучшен состав хора и оркестра (гл. дирижёр И. К. Альтани, рук. хора У. И. Авранек). Среди рус. артистов оперы начиная с 60-х гг. популярность приобрели Александрова-Кочетова, Е. А. Лавровская, А. М. Додонов, Б. Б. Корсов, П. А. Хохлов, Н. В. Салина и др. С сер. 90-х гг. в концертах РМО звучало всё больше произв. рус. композиторов. Заявило о себе новое поколение композиторов — воспитанников Моск. консерватории: А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, несколько позже Н. К. Метнер; их авторские вечера стали значит. событиями.

В М. в эти годы гастролировали А. Никиш, Э. Колонн, И. Гофман, Ф. Крейслер, П. Касальс, Ф. Бузони (в 1890–91 преподавал в Моск. консерватории). Большое значение приобрели дирижёрские выступления Римского-Корсакова, творчество к-рого получило в М. широкое признание. В концертах Моск. филармонич. об-ва дирижировали А. И. Зилоти, Рахманинов; здесь прозвучали нек-рые произв. Р. Штрауса под упр. автора. Большой художеств. интерес представляли программы хора Моск. синодального уч-ща, выделился проведённый этим коллективом в 1895 цикл концертов рус. духовной музыки. В пропаганде отечеств. камерно-вок., а позже и симф. музыки большую роль сыграл Кружок любителей русской музыки («Керзинский кружок», осн. в 1896).

Новые тенденции появились в области муз. т-ра. В сезоне 1892–93 спектакли Оперного товарищества И. П. Прянишникова показали высокий уровень муз. режиссуры, невиданный на казённой имп. сцене. Особое значение благодаря художеств. принципам пост., репертуару, творч. составу приобрела с сер. 90-х годов Московская частная русская опера С. И. Мамонтова. На этой сцене с выдающимся успехом были показаны оперы Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, Бородина (многие впервые или впервые в М.). К оформлению спектаклей привлекались виднейшие художники; дирижёрами выступили Рахманинов, с 1899 — M. M. Ипполитов-Иванов; в труппу входили первоклассные певцы, в их числе Ф. И. Шаляпин и Н. И. Забела-Врубель. На смену т-ру Мамонтова пришёл Оперный театр Зимина. В нач. 20 в. возрос художеств. уровень пост. Большого т-ра. Рус. оперы заняли видное место в его репертуаре. Работа в качестве дирижёров Рахманинова (1904–06), затем В. И. Сука, Э. А. Купера, а также выдающихся певцов Шаляпина, А. В. Неждановой, Л. В. Собинова, режиссёров П. И. Мельникова, В. А. Лосского, В. П. Шкафера, художников К. А. Коровина, А. Я. Головина обусловила качественно новый этап деятельности коллектива. Картина муз.-театр. жизни дополнялась гастролями заруб. артистов (в т. ч. нем. труппа под рук. К. Мука впервые в М. показала тетралогию «Кольцо нибелунга», 1889). В нач. 20 в. новые веяния сказались и в моск. балете, они были связаны с деятельностью балетмейстера А. А. Горского.

В 1890–1900-е гг. оканчивает муз.-уч. заведения М. ряд музыкантов, сыгравших видную роль в истории русского иск-ва; многие из них стали ведущими деятелями муз. культуры после Oкт. революции 1917. Среди них — Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, А. Ф. Гедике, К. H. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Л. В. Николаев, Б. Л. Яворский, Вас. С. Калинников, Собинов, Нежданова. Увеличивающейся потребности в муз. образовании отвечало открытие новых частных школ с достаточно высоким уровнем преподавания. 1890–1900-е гг. характеризуются дальнейшей демократизацией форм муз. жизни, стремлением передовых деятелей приблизить её к нуждам народа. В кон. 1895 — нач. 1896 в М. проходил 2-й съезд рус. деятелей по технич. и проф. образованию; одна из секций разрабатывала вопросы музыки. Постановлением этого съезда был учреждён первый рабочий ун-т — «Пречистенские бесплатные классы для взрослых рабочих и работниц», сыгравшие большую роль в революц. движении моск. пролетариата. Хором Пречистенских классов руководили Е. Э. Линёва, В. А. Булычёв; в концертах для рабочих участвовали А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Б. О. Сибор, Собинов и др. В период первой рус. Революции 1905–07 и после неё в разных р-нах М. возникли муз. школы для широких слоёв населения. В 1906 начала работать Нар. консерватория. Муз. интеллигенция М. сочувственно откликнулась на события Революции 1905–07. С протестами и заявлениями против реакц. политики правящих кругов выступили в моск. газетах Танеев, Рахманинов, Ю. Д. Энгель и др.; учащиеся консерватории временно прекратили занятия. Изменения произошли в составе, уровне подготовки посетителей концертов и т-ров (интеллигенция, учащиеся, служащие). Появились новые конц. организации, коллективы, сложились новые формы муз. работы. Разнообразными программами отличались концерты С. А. Кусевицкого (с 1908), в к-рых впервые прозвучали мн. новинки заруб. и отечеств. музыки. Большой познават. интерес представили циклы «Исторических концертов» под упр. Василенко с предшествовавшими каждому концерту лекциями. Стремлением к общедоступности музыки была обусловлена организация летних симф. концертов в Сокольниках и в саду Нар. дома (дир. К. С. Сараджев, позже Н. А. Малько и др.); в них раньше, чем в Петербурге, прозвучали нек-рые соч. С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского. Возрос интерес к инстр. и вок. камерной музыке. Серьёзным пропагандистом камерной музыки стало «Московское трио» (Д. С. Шор, Д. С. Крейн, Р. Эрлих). На «Музыкальных выставках» (с 1908), организованных М. А. Дейша-Сионицкой, были впервые исполнены мн. соч. рус. композиторов. В концертах «Дома песни» (создан в 1908 М. А. Олениной-Д’Альгейм) было широко представлено камерно-вок. творчество заруб. и рус. композиторов, особенно Мусоргского. Кантатно-ораториальные произв. добаховской эпохи, а также произв. Баха, Генделя исп. Московская симфоническая капелла под рук. В. А. Булычёва. Крупным событием муз. жизни М. стали «Крестьянские концерты» хора, организованного M. E. Пятницким (1910). В моск. научно-муз. кругах появился интерес к многонац. фольклору страны. Это проявилось в деятельности Музыкально-этнографической комиссии при Этнографич. отделе об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Моск. ун-те (с 1901, при участии Танеева, Линёвой, Корещенко, Д. И. Аракишвили и др.). В 1908 оформилось и др. объединение музыкантов — об-во «Музыкально-теоретическая библиотека». В М. выходили журн.: «Музыкальный вестник» (1870–71), «Музыкальный труженик» (1906–10), «Оркестр» (1910–1912), «Русский цитрист» (нотный, 1883–1904), «Музыка и жизнь» (1908–12). В 1910 В. В. Держановский начал издание еженедельника «Музыка»; здесь впервые выступил Мясковский, печатался молодой Б. В. Асафьев. Среди московских музыкальных критиков в 1890–1900-х гг. активно работали С. Н. Кругликов, Энгель. С 1861 функционировало изд-во П. И. Юргенсона (имевшее с 1867 собств. нотопечатню), в 1909 начало деятельность Российское муз. изд-во, основанное Н. К. и С. А. Кусевицкими (в 1914 к нему перешло изд-во А. Б. Гутхейля, существовавшее с 1859). В муз. культуре М. предреволюционных лет ясно выявилась демократич. направленность. Вместе с тем муз. иск-во продолжало оставаться малодоступным для широких слоёв населения.

После Oкт. революции 1917 в муз. жизни М. происходят глубокие изменения: возникает ряд новых учреждений и коллективов, перестраивается работа ранее существовавших, перед ними выдвигаются задачи широкого культурно-пропагандистского, просветительного характера. Регулярно проводил симф. концерты оркестр Большого т-ра. В 1922 был создан оркестр без дирижёра — Персимфанс (функционировал до 1932), концерты к-рого отличались разнообразием, содержательностью программ и высоким художеств. уровнем исполнения. В 1918 на базе Синодального уч-ща хор. пения возникла Нар. хор. академия (в 1923 уч. классы переданы Моск. консерватории). Создаётся ряд камерных инстр. ансамблей, в т. ч. Московский квартет (1920, с 1921 — им. Страдивариуса), квартет Моск. консерватории (1923, с 1931 — им. Бетховена), квартет Большого т-ра (1931). Завоёвывают популярность оркестр 4-струнных домр под рук. Г. П. Любимова (1919) и хор Пятницкого (с 1927 его имени). В 1928 был организован Ансамбль красноармейской песни и пляски под рук. А. В. Александрова (с 1946 его имени). С 1924 регулярно проводились муз. радиопередачи, в к-рых принимали участие крупнейшие исполнители М. В 1930 создан симф. оркестр Всесоюзного радио. Среди наиболее видных моск. музыкантов-исполнителей 20-30-х гг.: Гольденвейзер, Игумнов, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг (фп.), Л. М. Цейтлин, Сибор (скрипка), С. М. Козолупов (виолончель), дирижёры Сараджев, Л. П. Штейнберг и др. Первым заруб. музыкантом, выступившим в М. после окончания Гражд. войны и иностр. воен. интервенции 1918–20, был дирижёр О. Фрид. Затем гастролировали дир. Э. Ансерме, Б. Вальтер, Ф. Вейнгартнер, Э. Клейбер, О. Клемперер, П. Монтё, пианисты Р. Казадезюс, А. Корто, Э. Петри, К. Цекки, скрипачи Б. Губерман, Ж. Сигети, Я. Хейфец, комп. П. Хиндемит, Б. Барток, Д. Мийо, А. Казелла, певицы М. Андерсон, Е. Бандровска-Турска и др.

Осн. центром муз.-театр. культуры оставался Большой т-р. Художеств. руководство т-ром до сер. 30-х гг. осуществляли дир. Сук, Н. С. Голованов, А. М. Пазовский, Ю. Ф. Файер. В оперной труппе были Нежданова, К. Г. Держинская, Н. А. Обухова, Е. А. Степанова, В. В. Барсова, Е. К. Катульская, В. А. Давыдова, М. П. Максакова, Собинов, С. И. Мигай, Л. Ф. Савранский, Г. С. и А. С. Пироговы, В. Р. Петров, М. О. Рейзен, H. H. Озеров, И. С. Козловский, Н. С. Ханаев. В 1924 Большому т-ру было передано помещение Оперного т-ра Зимина в качестве филиала. В 1918 при т-ре создана оперная студия под рук. К. С. Станиславского, на основе к-рой в 1926 возник самостоят. т-р. В 1919 открылась Муз. студия Художеств. т-ра под рук. В. И. Немировича-Данченко (с 1926 т-р). В результате объединения этих т-ров в 1941 был организован Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. На сценах московских т-ров впервые были поставлены новые советские оперы. В Большом т-ре и его филиале — «Декабристы» Золотарёва (1925), «Сын солнца» Василенко (1929), «Загмук» Крейна (1930); в т-ре им. Немировича-Данченко — «Северный ветер» Книппера. Значительным событием была пост. оперы «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева в Большом т-ре (1927). Там же состоялась премьера балета «Красный мак» Глиэра (1927), сыгравшего важную роль в утверждении современной революц. темы в балете. Новое прочтение ряда классич. опер было осуществлено в т-ре им. К. С. Станиславского. Среди возобновлённых спектаклей классич. репертуара на сцене Большого т-ра принципиальное значение имели «Сказание о невидимом граде Китеже…» (1926) и «Борис Годунов» (1927).

В 20-х гг. проходила перестройка системы общего и спец. муз. образования, была расширена сеть муз. уч. заведений. В 1925 в М. состоялось Методич. совещание по художеств. образованию, на к-ром были выработаны осн. принципы сов. системы подготовки муз. кадров. В 20-х гг. Моск. консерваторию окончили мн. выдающиеся сов. композиторы, исполнители и муз. деятели. Пианисты Л. Н. Оборин и Г. Р. Гинзбург в 1927 завоевали премии на 1-м междунар. конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве. В первые годы после победы Oкт. революции развёртывается самодеятельное муз. движение. Существ. роль в массовой муз.-просветительной работе сыграл в этот период Муз. отдел Моск. Пролеткульта, в работе к-рого принимали участие А. Д. Кастальский, Л. Б. Красин, Н. Я. Брюсова и др. В 1932 в М. была проведена 1-я Всесоюзная олимпиада самодеятельного иск-ва.

С М. связаны имена мн. сов. композиторов. Среди них — А. В. Александров, А. Н. Александров, Василенко, Глиэр, M. P. Гнесин, Ипполитов-Иванов, Мясковский. Здесь начали свою деятельность А. А. Давиденко, Д. Б. Кабалевский, Л. А. Половинкин, В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян и др. В 1932, после ряда лет жизни за границей, окончательно возвращается на родину Прокофьев и поселяется в М. В 20-е гг. создаются организации, объединявшие разл. группы композиторов и музыкальных деятелей: Ассоциация современной музыки (АСМ), Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), Объединение революционных композиторов и музыкальных деятелей (ОРКИМД), Производственный коллектив студентов-композиторов Моск. консерватории («Проколл»). Центрами развития науч. муз. мысли становятся Гос. ин-т муз. науки (ГИМН, 1921–31) и Муз. секция Гос. академии художеств. наук (ГАХН). В организации муз. науч. работы большая роль принадлежала Н. А. Гарбузову, М. В. Иванову-Борецкому, К. А. Кузнецову.

В М. постоянно выступали муз. коллективы, певцы и музыканты союзных республик. Значит. художеств. и политич. событием было проведение цикла концертов «Праздник народов» в 1923. В 1930 на сцене филиала Большого т-ра состоялась премьера арм. оперы «Алмаст». Тогда же проведена Всесоюзная олимпиада т-ров и иск-ва народов СССР. Роль М. как важнейшего центра развития многонац. муз. иск-ва народов СССР укрепляется в период общего подъёма сов. музыки в 30-х гг. Этому способствовали, в частности, декады иск-ва союзных и автономных республик, проводившиеся в 1936. В 1932, в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», был создан Моск. CK, а в 1939 Оргкомитет Союза композиторов СССР. В 1936 была проведена 1-я декада сов. музыки, на к-рой, как и на последующих декадах, исполнялись новые соч. композиторов братских республик. В М. впервые прозвучали мн. произв. сов. музыки, в т. ч. симфонии и квартеты Мясковского, оратории и кантаты Прокофьева и Ю. А. Шапорина, 6-я симфония и фп. квинтет Д. Д. Шостаковича, фп. и скр. концерты А. И. Хачатуряна, оперы «Семён Котко» Прокофьева, «В бурю» Хренникова и др. Одноврем. конц. организациями и муз. т-рами велась большая работа над расширением классич. репертуара. Забытые образцы отечеств. классики (в т. ч. неоконч. симфония М. И. Глинки в ред. В. Я. Шебалина) были исполнены на Декаде рус. классич. музыки в 1938. В том же году в Большом т-ре возобновлена опера «Иван Сусанин» с новым текстом С. М. Городецкого. Крупными событиями в муз. жизни М. были пост. опер «Катерина Измайлова» Шостаковича (1934, Муз. т-р им. Немировича-Данченко) и «Тихий Дон» Дзержинского (1936, Большой т-р).

В 1936 были созданы Государственный симфонический оркестр Союза ССР и Гос. оркестр нар. инструментов (преобразован из оркестра Всесоюзного радиокомитета, с 1946 им. Н. П. Осипова — см. Русский народный оркестр). Начиная с 30-х гг. в М. развёртывается деятельность дирижёров А. В. Гаука, К. К. Иванова, А. Ш. Мелик-Пашаева, Н. Г. Рахлина, С. А. Самосуда, певцов Е. Д. Крутиковой, Н. Д. Шпиллер, С. Я. Лемешева, М. Д. Михайлова, пианистов М. В. Юдиной, Э. Г. Гилельса, Я. И. Зака, Я. В. Флиера, скрипачей М. Б. Полякина, Д. Ф. Ойстраха, виолончелиста С. Н. Кнушевицкого. Систематически проводятся муз. конкурсы: 1-й Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей (1933), Всесоюзный конкурс скрипачей и виолончелистов (1937), пианистов (1938), дирижёров (1938), струн. квартетов (1938), исполнителей на дух. инструментах (1941). Многие из победителей конкурсов являлись воспитанниками Моск. консерватории, к-рая превращается в этот период в комбинат, ведущий разностороннюю учебную, научно-методич. и массово-просветительную работу. При консерватории создаются Центр. детская муз. школа-десятилетка, муз. уч-ще и детская школа с 7-летним обучением. В 1933 открылись оперная студия, затем нац. студии при Московской консерватории, сыгравшие важную роль в подготовке кадров для республик, ещё не имевших развитой проф. муз. культуры. В 1940 был открыт новый Концертный зал имени П. И. Чайковского.

В годы Великой Отечеств. войны 1941–45 ряд муз. учреждений М. был эвакуирован в глубь страны. Моск. музыканты в составе фронтовых бригад активно участвовали в художеств. обслуживании бойцов Сов. Армии. В М. не прекращалась конц. и театр. муз. жизнь. Часть труппы Большого т-ра давала спектакли в помещении филиала (осн. здание было повреждено в результате воздушного налёта). В кон. 1941 была показана опера «В огне» Кабалевского, посв. теме обороны М. Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, остававшийся в М., показал ряд сов. опер, патриотических по содержанию («Суворов» Василенко, «Рашель» Глиэра). Интенсивную конц. деятельность вёл симф. оркестр Всесоюзного радио, возглавляемый Н. С. Головановым. В 1942 были созданы Государственный академический русский хор Союза ССР под рук. А. В. Свешникова и Республиканская русская хоровая капелла. В этот период в М. впервые прозвучали 8-я симфония Шостаковича (1943), опера «Война и мир» Прокофьева в конц. исполнении (1944). В 1943 был создан Ин-т истории иск-в АН СССР (среди основателей — академик Б. В. Асафьев), ставший центром музыковедч. работы в СССР, в 1944 — Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. В 1943, на базе Музея им. Н. Г. Рубинштейна при Моск. консерватории, открылся Музей музыкальной культуры имени M. И. Глинки. Начиная с 1943–44 муз. коллективы и учреждения, находившиеся в эвакуации, возвращаются в М., восстанавливается их нормальная работа.

В 1948 в М. состоялся 1-й Всесоюзный съезд сов. композиторов, на к-ром было избрано правление Союза композиторов СССР. В М. проходили и все последующие съезды, а также большинство пленумов правления CK СССР и РСФСР, превращавшихся в широкие смотры творч. достижений многонациональной сов. музыки. В 50-х гг. был проведён также ряд декад нац. иск-ва союзных республик. Большое значение в воспитании и росте творч. кадров сов. музыки имела деятельность Д. Д. Шостаковича, к-рый с 1943 жил и работал в М. В послевоенные годы выдвинулась новая плеяда талантливых композиторов, среди к-рых — Б. А. Чайковский, M. С. Вайнберг, Р. К. Щедрин, A. Я. Эшпай, А. Г. Шнитке, А. Н. Пахмутова, С. С. Туликов, Ю. М. Буцко. В 1944–55 в М. работал И. О. Дунаевский, с 1955 живёт и работает Г. В. Свиридов. Создаются новые коллективы: Симфонический оркестр Московской филармонии (1953), Московский камерный оркестр (1956), Государственный московский хор (1956), квартет Моск. филармонии (1946, с 1955 им. Бородина), ансамбль скрипачей Большого т-ра под рук. Ю. М. Реентовича. С 1945 возобновлены конкурсы музыкантов-исполнителей. С 1958 в М. проводится раз в 4 года Междунар. конкурс им. Чайковского, привлекающий талантливых молодых исполнителей из мн. стран мира.

В муз. т-рах были пост. произв. сов. композиторов: оперы — «Декабристы» Шапорина (Большой т-р, 1953), «Укрощение строптивой» Шебалина (1957, филиал Большого т-ра), «Повесть о настоящем человеке» (1960, Большой т-р) и «Игрок» (1974, там же) Прокофьева, «Не только любовь» Щедрина (1961, там же), «Кола Брюньон» Кабалевского (2-я ред., 1971, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), балеты — «Золушка» (1945, Большой т-р) и «Сказ о каменном цветке» (1954, там же) Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна (1958, там же), «Анна Каренина» Щедрина (1972, там же), «Иван Грозный» на музыку Прокофьева (1975, там же). После большого перерыва были возобновлены оперы «Катерина Измайлова» (1963, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко) и «Семён Котко» Прокофьева (1972, Большой т-р). В 1957 на сцене Муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а затем Большого т-ра была впервые осуществлена пост. оперы «Война и мир» Прокофьева в полной ред. Наряду с большой работой над классич. репертуаром т-ры обращались к творчеству совр. заруб. композиторов («Сон в летнюю ночь» Бриттена, 1965, Большой т-р; «Хари Янош» Кодая, 1963, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко). Были созданы новые муз. театр. коллективы: Московский детский музыкальный театр под рук. Н. И. Сац (1965), Камерный оперный т-р под рук. Б. А. Покровского (1970). С 1961 спектакли Большого т-ра, помимо основной сцены, идут в Кремлёвском Дворце съездов.

В области муз. исполнительства видное место заняли дирижёры К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, E. P. Светланов, хор. дирижёры К. Б. Птица, B. Г. Соколов, А. А. Юрлов, пианисты В. В. Софроницкий, С. Т. Рихтер, скрипач Л. Б. Коган, виолончелист Д. Б. Шафран, певцы и певицы И. К. Архипова, З. А. Долуханова, Л. Г. Зыкина, Ю. А. Мазурок, Т. А. Милашкина, Е. В. Образцова, В. А. Атлантов, А. П. Огнивцев, Е. Е. Нестеренко, Б. А. Руденко, Ю. А. Гуляев, А. А. Эйзен. С 1964 в М. ежегодно проводятся фестивали иск-в «Московские звёзды» и «Русская зима», в к-рых участвуют лучшие исполнители и муз. коллективы столицы.

Возросли масштабы деятельности муз. уч. заведений, укрепилась их связь с жизнью, повысился уровень подготовки специалистов. Воспитанники Моск. консерватории постоянно оказываются победителями на всесоюзных и междунар. конкурсах, многие из них завоевали мировое признание. В 1961 создан Камерный оркестр студентов консерватории под рук. M. H. Тэриана, удостоенный первой премии на Междунар. конкурсе молодёжных оркестров им. Г. Караяна в Зап. Берлине (1972). Успешно концертирует в СССР и за рубежом квартет аспиранток Моск. консерватории (1957, с 1962 им. Прокофьева). В консерватории и Ин-те им. Гнесиных обучаются и проходят стажировку молодые музыканты заруб. стран.

В М. выступали в послевоен. годы мн. известные заруб. муз. коллективы, в т. ч. оперные т-ры Софии, Бухареста, Милана (т-р «Ла Скала»), Лондона (т-р «Ковент-Гарден»), Берлина (т-р «Комише опер»), Венская гос. опера, Швед. корол. опера, симф. оркестры Праги, Бухареста, Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Франц. радио и телевидения, Лейпцига (Гевандхауз), Лондона (Корол. симф. оркестр), камерные оркестры «Виртуозы Рима», Загребского радио и др. Среди гастролировавших исполнителей — дирижёры П. Ардженто, Л. Бернстайн, П. Булез, Дж. Джорджеску, Э. Йохум, Г. Караян, Ф. Конвичный, А. Клюитенс, Л. Мазель, III. Мюнш, С. Озава, Ю. Орманди, Л. Стоковский, Я. Ференчик; пианисты А. Бенедетти Микеланджели, X. Л. Клиберн, Г. Гулд, А. Рубинштейн, А. Фишер, скрипачи И. Менухин, И. Стерн, Г. Шеринг, виолончелисты Г. Касадо. М. Садло, П. Фурнье, певцы Н. Гяуров, Л. Маршалл, М. Дель Монако и др. Мн. заруб. муз. коллективы участвовали в состоявшемся в М. Междунар. фестивале демократич. молодёжи мира (1957). Союз композиторов СССР поддерживает связи с творч. работниками и организациями мн. заруб. стран, в первую очередь социалистических. В М. регулярно проходят междунар. совещания, семинары, но актуальным вопросам совр. музыки, творч. встречи композиторов и муз. деятелей. Большое политическое и культурно-обществ. значение имели состоявшиеся в М. 9-я конференция Междунар. об-ва по муз. воспитанию (ИСМЕ, 1970) и 7-й конгресс Междунар. муз. совета ЮНЕСКО (1971). В качестве гостей сов. муз. организаций М. посетили виднейшие заруб. композиторы Б. Бриттен, А. Жоливе, З. Кодай, А. Копленд, В. Лютославский, Л. Ноно, Ж. Орик, Л. Пипков, A. Coгe, И. Ф. Стравинский и др.

В М. работают (1975): т-ры — Большой т-р СССР и Кремлёвский Дворец съездов (труппа Большого т-ра), Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Моск. камерный муз. т-р, Оперная студия при Моск. консерватории, Моск. т-р оперетты, Детский муз. т-р; конц. залы — Большой и Малый залы Моск. консерватории, Колонный и Октябрьский залы Дома Союзов, Конц. зал им. Чайковского, Концертный зал Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных, Краснознамённый зал Центр. дома Сов. Армии, зал Дома учёных, Гос. конц. зал Министерства культуры СССР, зал кинотеатра «Октябрь», зал гостиницы «Советской», зал Т-ра эстрады и др. (кроме того, концерты проводятся во мн. клубах — Дворце культуры ЗИЛ, Доме культуры «Москворечье», клубах заводов «Серп и молот» и «Компрессор» и др.); муз. организации и коллективы — Моск. филармония, Моск. обл. филармония, Гастрольбюро СССР, Госконцерт СССР, Росконцерт, Москонцерт; оркестры — Гос. оркестр СССР, симф. оркестр Моск. филармонии, Большой симф. оркестр Всесоюзного радио и Центр. телевидения, симф. оркестр Всесоюзного радио и Центр. телевидения, симф. оркестр Комитета кинематографии, оркестр рус. нар. инструментов им. Н. П. Осипова; камерные оркестры и коллективы — Моск. камерный оркестр, вок.-инстр. ансамбль солистов «Мадригал», Камерный оркестр Росконцерта, Ансамбль скрипачей Большого т-ра; хоры — Гос. акад. рус. хор СССР, Республиканская рус. хор. капелла им. А. А. Юрлова, Моск. камерный хор, Моск. гос. хор, Рус. нар. хор им. Пятницкого, Ансамбль песни и пляски Сов. Армии; камерные ансамбли — струн. квартеты: им. Бетховена, им. Бородина, им. Глинки, им. Прокофьева, квартет арф, трио и др.; детские художеств. коллективы — хор. студия «Пионерия», ансамбль песни и пляски им. В. С. Локтева Моск. Дворца пионеров и школьников, хор мальчиков Моск. хор. уч-ща, Нар. ансамбль песни и танца при Центр. доме культуры железнодорожников и др.; эстрадные коллективы — Моск. мюзик-холл, значит. колич. вок.-инстр. ансамблей и эстр. орк., в т. ч. Гос. эстр. оркестр РСФСР, эстрадно-симф. оркестр Всес. радио и Центр. телевидения (худ. рук. Ю. В. Силантьев), «Голубой экран», оркестр под рук. О. Л. Лундстрема; муз. уч. заведения — Моск. консерватория им. П. И. Чайковского (при ней: ф-т воен. дирижёров, Муз. уч-ще и муз. школа-семилетка, Центр. спец. муз. школа-десятилетка), Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных (при нём муз. уч-ще, муз. школы — десятилетка и семилетка); муз.-пед. ф-ты имеются в Моск. пед. ин-те им. В. И. Ленина, Моск. заочном пед. ин-те, отделение актёров муз. комедии — на актёрском ф-те ГИТИСа, дирижёрско-хор. и дирижёрско-оркестровое отделение — на ф-те культпросветработы Моск. ин-та культуры; Муз. уч-ще им. Ипполитова-Иванова, хор. уч-ще, Муз.-пед. уч-ще им. Октябрьской революции; 67 дет. муз. школ, 68 вечерних муз. школ для детей и взрослых; изд-ва «Музыка» (с 1930) и «Советский композитор» (с 1956).

Литература: Кашкин Н. Д., Первое 25-летие Московской консерватории, М., 1891; его же, Московское отделение русского музыкального общества. Очерк деятельности за пятидесятилетие 1860—1910 гг., М., 1910; Hик. Ф. (Финдейзен Н.), 10-летие «Исторических камерных утр» (о Московском трио Шор-Крейн-Эрлих), «РМГ», 1902, No 42; его же, Очерки по истории музыки в России, т. 2, М., 1928–29, с. 52–53, 101–04, 107–12, 120, 166–81; Липаев И., Московское филармоническое общество, «РМГ», 1903, No 44; Празднование 25-летия русского хорового общества в Москве, М., 1905; Энгель Ю., Народная консерватория, «Музыкальный труженик», 1908, No 20; Металлов В., Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем, М., 1911; Россиев П. A., Артистический кружок в Москве, «Исторический вестник», 1912, No 6–7; Хохловкина A., Яковлев В., Попов С. М., Музыкальная жизнь Москвы и Бетховен, в сб.: Русская книга о Бетховене, М., 1927, с. 111–57; Ипполитов-Иванов M. M., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934; Чайковский на московской сцене, М.-Л., 1940; Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, М., 1947; Кузнецов К., Из музыкального прошлого Москвы, «СМ», 1947, No 5, с. 35–41; Натансон В. A., Из прошлого Московского университета, М., 1955; История Москвы, т. 1–6, М., 1952–59 (т. 2, с. 609–21; т. 3, с. 558–94; т. 4, с. 765–93; т. 5, с. 543–54 и 590–607; т. 6, кн. 2, с. 409–44); Штейнберг A., Керзинский кружок любителей русской музыки, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 3, М., 1960; Теляковский В. A., Воспоминания, Л.-М., 1965; Московская консерватория. 1866–1966, М., 1966; Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Келдыш Ю., Сто лет Московской консерватории (М., 1966); Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после Октября. (Авт.-сост. Степанова С. Р.), М., 1972; Московская государственная филармония (сост. Л. Григорьев, Я. Платек), М., 1973.

Ю. В. Келдыш, Л. З. Корабельникова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Финал Термины и понятия

Публикации

Коллективы

Театры и фестивали

Большой театр 12.01.2011 в 23:18
Дворец на Яузе 16.01.2012 в 13:15
Зарядье 09.01.2019 в 15:33
Новая Опера 12.01.2011 в 00:00
Филармония-2 14.04.2015 в 15:55

рекомендуем

смотрите также

Драма музыкальная Термины и понятия
Позиции в балете Балет и танец
Юбиляция Церковная музыка
Разрешение Теория музыки
Эпиталама Музыкальные жанры
Полька Музыкальные жанры
Рио-де-Жанейро музыкальный Национальные культуры
Аполлон Термины и понятия
Жига Музыкальные жанры
Русский балет Балет и танец

Реклама