Список сочинений Листа, литература, основные даты →
Не будь Листа на свете, вся судьба новой музыки была бы другая.
В. Стасов
Композиторское творчество Ференца Листа неотделимо от всех других форм разнообразной и интенсивнейшей деятельности этого подлинного энтузиаста в искусстве. Пианист и дирижер, музыкальный критик и неутомимый общественный деятель, он был «жаден и чуток ко всему новому, свежему, жизненному; враг всего условного, ходячего, рутинного» (А. Бородин).
Ф. Лист родился в семье Адама Листа — смотрителя овчарни в имении князя Эстергази, музыканта-любителя, направлявшего первые занятия на фортепиано своего сына, который уже в 9 лет начал публично выступать, а в 1821-22 гг. занимался в Вене у К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция). После успешных концертов в Вене и Пеште (1823) А. Лист повез сына в Париж, но иностранное происхождение оказалось препятствием для поступления в консерваторию, и музыкальное образование Листа было дополнено частными уроками по композиции у Ф. Паэра и А. Рейхи. Юный виртуоз покоряет своими выступлениями Париж и Лондон, много сочиняет (одноактную оперу «Дон Санчо, или Замок любви», фортепианные пьесы).
Смерть отца в 1827 г., рано вынудившая Листа к заботе о собственном существовании, поставила его лицом к лицу с проблемой унизительного положения художника в обществе. Мировоззрение юноши складывается под влиянием идей утопического социализма А. Сен-Симона, христианского социализма аббате Ф. Ламенне, французских философов XVIII в. и др. Июльская революция 1830 г. в Париже рождает замысел «Революционной симфонии» (осталась неоконченной), восстание ткачей в Лионе (1834) — фортепианную пьесу «Лион» (с эпиграфом — девизом восставших «Жить, работая, или умереть, сражаясь»). Художественные идеалы Листа формируются в русле французского романтизма, в общении с В. Гюго, О. Бальзаком, Г. Гейне, под воздействием искусства Н. Паганини, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Они сформулированы в серии статей «О положении людей искусства и об условиях их существования в обществе» (1835) и в «Письмах бакалавра музыки» (1837-39), написанных в сотрудничестве с М. д’Агу (впоследствии писала под псевдонимом Даниэль Стерн), с которой Лист предпринял длительное путешествие в Швейцарию (1835-37), где преподавал в Женевской консерватории, и в Италию (1837-39).
Начавшиеся с 1835 г. «годы странствий» получили продолжение в интенсивных гастрольных поездках по многочисленным породам Европы (1839-47). Подлинным триумфом сопровождался приезд Листа в родную Венгрию, где его чествовали как национального героя (сборы от концертов были направлены в помощь пострадавшим от наводнения, постигшего страну). Трижды (1842, 1843, 1847) Лист побывал в России, завязав на всю жизнь дружеские связи с русскими музыкантами, сделал транскрипции «Марша Черномора» из «Руслана и Людмилы» М. Глинки, романса А. Алябьева «Соловей» и др. Многочисленные транскрипции, фантазии, парафразы, созданные Листом в эти годы, отразили не только вкусы публики, но и явились свидетельством его музыкально-просветительской деятельности. На фортепианных концертах Листа зазвучали симфонии Л. Бетховена и «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза, увертюры к «Вильгельму Теллю» Дж. Россини и «Волшебному стрелку» К. М. Вебера, песни Ф. Шуберта, органные прелюдии и фуги И. С. Баха, а также оперные парафразы и фантазии (на темы из «Дон-Жуана» В. А. Моцарта, опер В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Мейербера, позже — Дж. Верди), транскрипции фрагментов из вагнеровских опер и др. Фортепиано в руках Листа становится универсальным инструментом, способным воссоздать все богатство звучания оперных и симфонических партитур, мощь органа и певучесть человеческого голоса.
Между тем триумфы великого пианиста, завоевавшего всю Европу стихийной силой своего бурного артистического темперамента, приносили ему все меньше подлинного удовлетворения. Листу все тяжелее было потакать вкусам публики, для которой его феноменальная виртуозность и внешняя эффектность исполнения нередко заслоняли серьезные намерения просветителя, стремившегося «высекать огонь из людских сердец». Дав в 1847 г. прощальный концерт в Елизаветграде на Украине, Лист переселяется в Германию, в тихий Веймар, освященный традициями Баха, Шиллера и Гете, где занимает должность капельмейстера при княжеском дворе, руководит оркестром и оперным театром.
Веймарский период (1848-61) — время «сосредоточенности мысли», как его называл сам композитор, — это прежде всего период интенсивнейшего творчества. Лист завершает и перерабатывает множество ранее созданных или начатых сочинений, реализует и новые замыслы. Так из созданного в 30-е гг. «Альбома путешественника» вырастают «Годы странствий» — циклы фортепианных пьес (год 1 — Швейцария, 1835-54; год 2 — Италия, 1838-49, с добавлением «Венеция и Неаполь», 1840-59); получают окончательную отделку Этюды высшего исполнительского мастерства («Этюды трансцендентного исполнения», 1851); «Большие этюды по каприсам Паганини» (1851); «Поэтические и религиозные гармонии» (10 пьес для фортепиано, 1852). Продолжая работу над венгерскими напевами (Венгерские национальные мелодии для фортепиано, 1840-43; «Венгерские рапсодии», 1846), Лист создает 15 «Венгерских рапсодий» (1847-53). Осуществление новых замыслов приводит к возникновению центральных произведений Листа, воплощающих его идеи в новых формах, — Сонаты си минор (1852-53), 12 симфонических поэм (1847-57), «Фауст-симфонии» по Гете (1854-57) и Симфонии к «Божественной комедии» Данте (1856). К ним примыкают 2 концерта (1849-56 и 1839-61), «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром (1838-49), «Мефисто-вальс» (по «Фаусту» Н. Ленау, 1860) и др.
В Веймаре Лист организует исполнение лучших произведений оперной и симфонической классики, новейших сочинений. Он впервые поставил «Лоэнгрина» Р. Вагнера, «Манфреда» Дж. Байрона с музыкой Р. Шумана, дирижировал симфониями и операми Г. Берлиоза и т. п. Расцвета достигает и его музыкально-критическая деятельность, ставящая (как и дирижерская) своей целью утверждение новых принципов передового романтического искусства (книга «Ф. Шопен», 1850; статьи «Берлиоз и его симфония Гарольд», «Роберт Шуман», «Летучий голландец Р. Вагнера» и др.). Те же идеи лежали и в основе организации «Нововеймарского союза» и «Всеобщего немецкого музыкального союза», при создании которых Лист опирался на поддержку видных музыкантов, группировавшихся вокруг него в Веймаре (И. Рафф, П. Корнелиус, К. Таузиг, Г. Бюлов и др.).
Однако филистерская косность и интриги веймарского двора, все больше препятствовавшие осуществлению листовских грандиозных планов, вынудили его отказаться от должности. С 1861 г. Лист подолгу живет в Риме, где предпринимает попытку реформы церковной музыки, пишет ораторию «Христос» (1866), а в 1865 г. принимает сан аббата (отчасти под влиянием княгини К. Витгенштейн, с которой он сблизился еще в 1847 г.). Настроениям разочарованности и скепсиса способствовали и тяжелые потери — смерть сына Даниеля (1860) и дочери Бландины (1862), продолжавшее усиливаться с годами ощущение одиночества и непонимания его художественных и общественных устремлений. Они сказались в ряде поздних произведений — третьем «Годе странствий» (Рим; пьесы «Кипарисы виллы д’Эсте», 1 и 2, 1867-77), фортепианных пьесах («Серые облака», 1881; «Траурная гондола», «Чардаш смерти», 1882), втором (1881) и третьем (1883) «Мефисто-вальсах», в последней симфонической поэме «От колыбели до могилы» (1882).
Вместе с тем в 60-80-е гг. Лист отдает особенно много сил и энергии строительству венгерской музыкальной культуры. Он регулярно живет в Пеште, исполняет там свои произведения, в т. ч. связанные с национальной тематикой (оратория «Легенда о святой Елизавете», 1862; «Венгерская коронационная месса», 1867 и др.), способствует основанию Академии музыки в Пеште (он был ее первым президентом), пишет фортепианный цикл «Венгерские исторические портреты», 1870-86), последние «Венгерские рапсодии» (16-19) и др. В Веймаре, куда Лист возвращается в 1869 г., он безвозмездно занимается с многочисленными учениками из разных стран (А. Зилоти, В. Тиманова, Э. д’Альбер, Э. Зауэр и др.). Посещают его и композиторы, в частности Бородин, оставивший о Листе очень интересные и яркие воспоминания.
Лист всегда с исключительной чуткостью улавливал и поддерживал новое и самобытное в искусстве, способствуя развитию музыки национальных европейских школ (чешской, норвежской, испанской и др.), особенно выделяя русскую музыку — творчество М. Глинки, А. Даргомыжского, композиторов «Могучей кучки», исполнительское искусство А. и Н. Рубинштейнов. В течение многих лет Лист пропагандировал творчество Вагнера.
Пианистический гений Листа обусловил первенство фортепианной музыки, где впервые оформились его художественные идеи, направляемые мыслью о необходимости активного духовного воздействия на людей. Стремление к утверждению воспитательной миссии искусства, к соединению для этого всех его видов, к возвышению музыки до уровня философии и литературы, к синтезу в ней глубины философско-поэтического содержания с живописностью воплотилось в листовской идее программности в музыке. Он определял ее как «обновление музыки путем ее внутренней связи с поэзией, как освобождение художественного содержания от схематизма», приводящее к созданию новых жанров и форм. Листовские пьесы из «Годов странствий», воплощающие образы, близкие произведениям литературы, живописи, скульптуры, народным легендам (соната-фантазия «После чтения Данте», «Сонеты Петрарки», «Обручение» по картине Рафаэля, «Мыслитель» по скульптуре Микеланджело, «Часовня Вильгельма Телля», связанная с образом народного героя Швейцарии), или образы природы («На Валленштадтском озере», «У родника»), являются музыкальными поэмами разных масштабов. Это название Лист сам ввел применительно к своим симфоническим крупным одночастным программным произведениям. Их заголовки адресуют слушателя к стихотворениям А. Ламартина («Прелюды»), В. Гюго («Что слышно на горе», «Мазепа» — есть и фортепианный этюд с таким же заглавием), Ф. Шиллера («Идеалы»); к трагедиям В. Шекспира («Гамлет»), И. Гердера («Прометей»), к античному мифу («Орфей»), картине В. Каульбаха («Битва гуннов»), драме И. В. Гете («Тассо», поэма близка к поэме Байрона «Жалоба Тассо»).
При выборе источников Лист останавливается на произведениях, содержащих созвучные ему идеи смысла жизни, загадки бытия («Прелюды», «Фауст-симфония»), трагической судьбы художника и его посмертной славы («Тассо», с подзаголовком «Жалоба и триумф»). Его привлекают и образы народной стихии («Тарантелла» из цикла «Венеция и Неаполь», «Испанская рапсодия» для фортепиано) особенно в связи с родной Венгрией («Венгерские рапсодии», симфоническая поэма «Венгрия»). С необыкновенной силой прозвучала в творчестве Листа героическая и героико-трагическая тема национально-освободительной борьбы венгерского народа, революции 1848-49 гг. и ее поражения («Ракоци-марш», «Погребальное шествие» для фортепиано; симфоническая поэма «Плач о героях» и др.).
Лист вошел в историю музыки как смелый новатор в области музыкальной формы, гармонии, обогатил новыми красками звучание фортепиано и симфонического оркестра, дал интересные образцы решения ораториальных жанров, романтической песни («Лорелея» на ст. Г. Гейне, «Как дух Лауры» на ст. В. Гюго, «Три цыгана» на ст. Н. Ленау и др.), органных произведений. Восприняв многое от культурных традиций Франции и Германии, являясь национальным классиком венгерской музыки, он оказал огромное влияние на развитие музыкальной культуры всей Европы.
Е. Царёва
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Лист, Ференц (Франц) (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt; 22 X 1811, дер. Доборьян, комитат Шопрон, Венгрия — 31 VII 1886, Байрёйт, Бавария) — венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель и общественный деятель.
Отец Листа, смотритель овчарни князя М. Эстерхази, играл на многих инструментах, пел, сочинял музыку. Под его руководством Лист в 6-летнем возрасте начал обучаться игре на фортепиано и через 3 года с успехом выступал публично. В 1821-22 продолжил занятия в Вене у К. Черни (фортепиано) и А. Сальери (композиция). В 1822-23 дал в Вене несколько концертов (на одном из них присутствовал Л. Бетховен); в 1823 в мае с огромным успехом выступал в Пеште, осенью переселился в Париж для завершения музыкального образования. Однако директор Парижской консерватории Л. Керубини не принял Листа как иностранца. Некоторое время Лист брал частные уроки по композиции у Ф. Паэра и А. Рейхи.
В 1824-27 с триумфом концертировал во Франции и Великобритании. В эти годы им был написан ряд произведений для фортепиано (12 этюдов, «Бравурное аллегро», «Бравурное рондо» и др.), а также одноактная опера «Дон Санчо, или Замок Любви» (1825, Париж). С 1827, из-за неожиданной смерти отца, Лист был вынужден много выступать и давать уроки музыки. Впервые он задумывается над унизительным положением художника в обществе, его тяготят пошлые вкусы буржуазной публики. Стремясь восполнить пробелы в образовании, он много читает, увлекается поэзией Дж. Г. Байрона, философией Ф. М. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка; испытывает сильное влияние французских писателей-романтиков — В. Гюго, Ф. Шатобриана, А. Ламартина.
Особенно его привлекают произведения, направленные против социального неравенства. С энтузиазмом встречает Лист июльскую Революцию 1830. Он становится приверженцем учения Сен-Симона. Под непосредственным впечатлением революционных событий написал «Революционную симфонию» (осталась незавершённой). В 1834, после восстания лионских ткачей, создал фортепианную пьесу «Лион», взяв эпиграфом к ней знаменитый лозунг восставших «Жить в труде или умереть в борьбе». Общение с выдающимися музыкантами (Г. Берлиозом, Н. Паганини, Ф. Шопеном) и прогрессивными писателями (В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г. Гейне и др.) ещё больше укрепило демократические убеждения Лист и оказало плодотворное влияние на формирование его пианизма и композиторских принципов. Лист сближается также с аббатом Ф. Ламенне и серьёзно увлекается его учением (христианский социализм).
Большую роль в творческой биографии Листа сыграла встреча в 1833 с писательницей М. д’Агу (впоследствии публиковала статьи под псевдонимом Даниель Стерн). В 1835 Лист и М. д’Агу уехали в Швейцарию, где начали совместную жизнь; в 1837-39 путешествовали по Италии. В эти годы Лист много и плодотворно работал — сочинял, концертировал, преподавал (в Женевской консерватории). В сотрудничестве с д’Агу написал 6 статей (серия) «О положении людей искусства и об условиях их существования в обществе» (1835) и «Письма баккалавра музыки» (12 писем, 1837-1839). В них наряду с острой критикой буржуазного общества и положения художников содержится ряд прогрессивных эстетических суждений (о социальной значимости искусства, о программности и др.).
Периодически Лист концертировал в Париже, пропагандируя классическую музыку, главным образом произведения Л. Бетховена. В 1837 Лист выступал там, состязаясь в игре с выдающимся австрийским пианистом С. Тальбергом. В этот период им были написаны многочисленные оригинальные сочинения для фортепиано — «Альбом путешественника» (своеобразный музыкальный дневник путешествий, частично послуживший материалом для цикла «Годы странствий»), фантазия-соната «После чтения Данте», 12 больших этюдов (впоследствии переработаны в «Этюды трансцендентного исполнения»), «Три сонета Петрарки» (1-я ред.), «Пляска смерти» и др., а также сделан ряд транскрипций и обработок для фортепиано (в т. ч. «Бравурные этюды по каприсам Паганини», переложения «Фантастической симфонии» Берлиоза, 5, 6 и 7-й симфоний Бетховена, увертюры «Вильгельм Телль» Россини, песен Шуберта, фантазии на темы из опер «Гугеноты», «Пуритане», «Лючия ди Ламмермур» и др.). Своей практикой транскрипций и оперных фантазий Лист не только расширил сферу применения фортепиано, но и способствовал выработке и закреплению новых принципов программного инструментального творчества, выработал новый фортепианный стиль.
С 1838 началась интенсивная концертная деятельность Листа как пианиста-виртуоза. Поводом для больших концертных поездок послужила весть о наводнении в Венгрии, всколыхнувшая в нём патриотические чувства; доход от бóльшей части концертов, данных в Вене и др. городах, он внёс в фонд помощи пострадавшим. В 1839-40 Лист выступал в Венгрии, пожертвовав весь сбор с концертов на благотворительные цели (в т. ч. на учреждение в Пеште консерватории). Его повсюду встречали и чествовали как национального героя.
В 1840-е гг. Лист гастролировал во всех крупных городах Европы. Трижды (1842, 1843 и 1847) посетил Россию, с огромным успехом концертировал в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Елизаветграде. В Петербурге Лист познакомился с М. И. Глинкой и стал одним из самых горячих почитателей его творчества (в своих концертах импровизировал на темы из опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»), сблизился с Мих. Ю. Виельгорским, бывал у В. Ф. Одоевского (в его доме сыграл с листа по рукописной партитуре Глинки несколько номеров из «Руслана и Людмилы»). Тогда же Лист сделал ряд транскрипций произведений русских композиторов, в т. ч. «Соловья» А. А. Алябьева и «Марша Черномора» Глинки. Во время гастролей в Киеве Лист познакомился с К. Витгенштейн, близкая дружба с которой продолжалась на протяжении всей его жизни (ей посвящены все симфонические поэмы Листа). В Елизаветграде в сентябре 1847 он дал концерт, которым закончил свою карьеру виртуоза.
Концертная деятельность не принесла Листу полного удовлетворения. Великий преобразователь фортепианной игры, увлекавший слушателей стихийной силой своего артистического темперамента, необычайной виртуозностью, поэзией и драматизмом исполнения, стремившийся сделать достоянием широкой аудитории шедевры мирового музыкального искусства, часто оставался непонятым в своих лучших устремлениях. В 1848, приняв пост придворного капельмейстера в Веймаре, Лист отказался от деятельности виртуоза.
С веймарским периодом жизни Листа (1848-61) связан расцвет его композиторского творчества. Здесь им созданы 2 симфонии — «Фауст-симфония» (по Гёте, 1854-57) и «Симфония к „Божественной комедии“ Данте» (1855-56) и 12 симфонических поэм. Тогда же он создал «Два эпизода из „Фауста“ Ленау» для оркестра и много хоровых и сольных вокальных произведений (среди них — шедевры песенной лирики), но главным образом самые значительные сочинения для фортепиано, в т. ч. сонату h-moll (монументальное произведение, по замыслу примыкающее к программно-симфоническому творчеству Листа), «Годы странствий» (цикл программных пьес, объединённых общей поэтической идеей), «Этюды трансцендентного исполнения», «Поэтические и религиозные гармонии» (цикл из 10 пьес), 2 концерта (Es-dur и A-dur), «Фантазию на венгерские народные темы» и др. В Веймаре, где вокруг Листа объединилась группа видных музыкантов (X. Бюлов, Й. Рафф, П. Корнелиус, К. Таузиг и др.), образовавшая т. н. веймарскую школу, широко развернулась и музыкально-популяризаторская деятельность Листа.
В качестве главного дирижёра и художественного руководителя оперного театра в Веймаре он поставил редко исполнявшиеся классические оперы В. А. Моцарта, К. В. Глюка, Л. Бетховена и ряд опер современных ему композиторов. Особенно много сделал Лист для пропаганды сочинений Р. Вагнера (в т. ч. осуществил первую постановку «Лоэнгрина»), с которым долгое время находился в дружеских отношениях. Под управлением Листа были впервые исполнены также многие симфонические произведения других композиторов.
В своих музыкально-критических статьях этого периода (ок. 1855), непосредственно связанных с пропагандой оперных и симфонических произведений (в т. ч. «Берлиоз и его симфония „Гарольд“» — «Berlioz und seine „Haroldsymphonie“», «Роберт Шуман», «„Орфей“ Глюка», «„Эврианта“ Вебера», «Летучий голландец» — «Der fliegende Hollander»), а также в монографии о Шопене, свидетельствующей о славянских симпатиях Листа и его восхищении гением Шопена, Лист отстаивал (хотя и не во всём последовательно) принципы демократического искусства, резко выступал против формалистического направления, возглавлявшегося Э. Гансликом, боролся с ремесленным профессионализмом, активно содействовал организации «Всеобщего немецкого музыкального союза» («Allgemeiner deutscher Musikverein»). Им был разработан план демократической реформы оперного театра, что вызвало сильнейшее противодействие консервативно настроенных придворных и буржуазных кругов Веймара.
Не имея возможности продолжать работу в атмосфере сословных предрассудков, косности, равнодушия, филистерства и интриг, Лист в 1861 отказался от должности придворного капельмейстера. С этого времени он жил то в Риме, то в Пеште, периодами возвращаясь в Веймар. Не удовлетворённый своей общественно-музыкальной деятельностью, он стал всё чаще поддаваться пессимистическим настроениям. В 1865, вскоре после того как выяснилась невозможность его брака с Витгенштейн, с которой он прожил до этого много лет и которая оказывала известное воздействие на эстетические и идейные взгляды Листа, он (не без её влияния) принял сан аббата.
Однако Лист продолжал свою творческую деятельность (помимо многочисленных церковных сочинений, им в этот период созданы 2-й и 3-й «Мефисто-вальсы», в которых получили дальнейшее развитие образы листовского скепсиса, «Фантазия и фуга на тему BACH», «Три забытых вальса», транскрипция «Смерти Изольды» Вагнера, транскрипция полонеза из оперы «Евгений Онегин» и др.). Лист по-прежнему был проницателен и зорок, темпераментен и непреклонен в своих художественных убеждениях. Он ежегодно проводил несколько месяцев в Будапеште, являясь одним из главных деятелей венгерской музыкальной культуры; принимал деятельное участие в учреждении в 1875 Академии музыки, был её первым президентом, а также профессором; содействовал творческой работе лучших венгерских музыкантов: Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи, К. Абраньи и др.; воспитал ряд видных венгерских пианистов: А. Юхаса, И. Томана, А. Сенди, Г. Зичи и др. Лист преподавал также в Веймаре, куда к нему приезжали совершенствоваться музыканты из разных стран, нередко уже известные пианисты: А. И. Зилоти, В. В. Тиманова, А. Рейзенауэр, Э. д’Альбер, Э. Зауэр и др., причём со всеми учениками Лист занимался бесплатно.
Свой огромный авторитет Лист использовал для пропаганды нового передового искусства, следил за ростом молодых национальных музыкальных школ, оказывал поддержку композиторам, развивавшим музыкальную культуру своих народов (среди них Б. Сметана, Э. Григ, С. Франк, К. Сен-Санс, И. Альбенис). Но особенно внимательно он следил (как и в 1840-е гг.) за творчеством современных ему композиторов России, пропагандировал их произведения на Западе. Кроме музыки Глинки, он высоко ценил сочинения А. С. Даргомыжского, приветствовал демократическую критическую деятельность А. Н. Серова и В. В. Стасова, с симпатией отзывался о композиторах «Могучей кучки», изучал их произведения. Он предугадал великое будущее русской музыки и смело поставил всё дальнейшее развитие мирового музыкального искусства в тесную связь с развитием русской культуры. Радостно приветствовал Лист развитие русского исполнительского искусства, высоко ценил игру братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и др. Осенью 1886 Лист по приглашению М. А. Балакирева, Стасова и др. собирался вновь посетить Петербург, чтобы установить ещё более тесный контакт с прогрессивными музыкантами России, но летом этого же года, во время Вагнеровского фестиваля, заболел и умер в Байрёйте.
Сложная и многогранная творческая деятельность Листа охватывает более 60 лет. Глубоко прогрессивная, просветительская по своей основной направленности, она не была свободна от противоречий. В его личности причудливо переплетались передовые взгляды, сочувствие к национальному революционно-освободительному движению с утопической, слепой верой в учение о христианской любви, с разочарованием и политическим скепсисом; вера в народные силы и ненависть к капиталистическому строю уживались в нём с мелкобуржуазными предрассудками и социальными заблуждениями. Эти идейные противоречия нашли отражение в его творчестве. Искренность, правдивость чувств в его музыке подчас сочетается с романтическими преувеличениями, искусственностью и пафосом, непосредственная эмоциональность — с нарочитой рефлексией, глубина содержания с внешним блеском.
Существует мнение, извращающее подлинное содержание искусства Листа: усиленно подчёркиваются его связи с французской и немецкой культурой (несомненно значительные и определявшие многие стороны творчества Листа) и игнорируется его венгерская национальная основа; некоторые критики пытаются приписать ему «общеевропейский», «вненациональный» характер. В действительности творчество Листа твёрдо опиралось на национальную почву. В своих произведениях Лист часто обращался к образам народной жизни, быта своей родины, к её песням и танцам. Он использовал их и в своих симфонических произведениях, ораториях и фортепианных пьесах.
Многие национальные особенности, характерные для венгерского стиля вербункош (особенно заключительные ритмические и мелодические формулы и богатая, разнообразная фигурация) и чардаша (синкопированная пунктирная ритмика, сильная акцентировка и др.), а также некоторые мелодические, гармонические и ритмические элементы венгерской народной музыки нашли применение в творчестве Листа. Они сказались не только в его многочисленных обработках венгерских народных мелодий (особенно в «Венгерских рапсодиях», созданных в основном на материале городского фольклора и представляющих собой как бы своеобразный музыкальный эпос венгерского народа, его «патриотическую антологию»), но и в произведениях, вдохновлённых венгерским национально-освободительным движением, таких, как «Погребальное шествие», посвященного памяти казнённых в 1849 венгерских революционеров и имеющее подзаголовок «1849, Октябрь», «Плач о героях», также посвященному памяти борцов за национальное освобождение и примыкающий по музыкальному содержанию к «Революционной симфонии», симфоническая поэма «Венгрия», повествующая о героическом прошлом страны, и фортепианные пьесы «Памяти Петефи», «Героический марш в венгерском стиле», «Венгерские исторические картины» и др. Стилистические особенности венгерской музыки проявились и в симфонических поэмах «Битва гуннов» и «Мазепа», «Эстергомской (Гранской) мессе», «Венгерской коронационной мессе», оратории «Святая Елизавета» и др.
Главный принцип творчества Листа — программность; в основе бóльшей части его произведений лежит поэтически-сюжетный замысел. С помощью программы Лист стремился установить взаимопонимание между художником и публикой, приблизить музыкальное искусство к передовым идеям своего времени, сделать его действенным, образно-конкретным. Программная музыка привлекала Листа гл. обр. как жанр, несущий в себе элементы подлинного демократизма. Основные эстетические принципы Листа — обновление музыки путём её внутренней связи с поэзией, освобождение художественного содержания от схематизма — раскрываются с наибольшей силой и полнотой в созданном им новом музыкальном жанре — программной одночастной симфонической поэме. В симфонических поэмах Лист наметил различные пути развития этого жанра. Он сумел ярко воплотить в музыке образы мирового искусства (Фауст, Прометей, Орфей, Гамлет и др.). В центре творческого внимания Листа — сильная, интеллектуальная личность, борющаяся за высокие гуманистические идеалы, стремящаяся к свету, свободе, счастью.
Смелый новатор, Лист обогатил и расширил выразительные средства музыкального искусства (мелодию, гармонию, инструментовку). В инструментальную мелодику Лист внёс элементы речевых интонаций, подчёркнутую декламационность, идущую подчас от приёмов ораторского искусства, ввёл принцип монотематизма, заключающийся в образовании совершенно различных по своему характеру тем из единой тематической основы (сам Лист считал подобное превращение тем, основанное на технике свободного варьирования, развёртывания мотивов, главной чертой своего композиционного метода). Лист часто прибегал к т. н. мелодии-характеристике, как бы обрисовывающей те или иные жизненные ситуации, мысли, чувства, причём направление, в котором происходит «характерная» трансформация мотива, всецело предопределяется поэтическим образом.
Особенно значительны достижения Листа в области гармонии. В его музыкальном искусстве впервые были столь разносторонне использованы средства гармонической красочности (контрастные сопоставления, альтерированные гармонии, энгармонические замены, использование старых натуральных ладов и др.). Лист был одним из крупнейших мастеров инструментовки, применившим ряд новых приёмов, основанных на глубоком проникновении в природу оркестровых тембров. Характерно, что и переворот, произведённый им в пианистическом искусстве, был основан на симфонической трактовке фортепиано.
Использование инструмента во всей его регистровой полноте, многокрасочности и динамичности предоставляло универсальные возможности для воспроизведения оркестровых звучаний и способствовало демократизации фортепианной игры, выведению её из ограниченной сферы камерности и салона в массовую аудиторию, в большой концертный зал. По меткому выражению Стасова, начиная с Листа «для фортепиано стало возможно всё»; Лист открыл «новую эру пианизма». Яркая образность, романтическая приподнятость, драматизм выражения, оркестровая красочность были теми средствами, с помощью которых Лист достиг высот исполнительского искусства, доступного широким кругам слушателей. В небывалом до Листа виртуозном размахе игры, в непринуждённой свободе исполнения сказались и национальные особенности его искусства. Манера интерпретации Листа воспроизводила и развивала характерные черты венгерской народной импровизационности.
В последние годы жизни творческие устремления Листа существенно изменились — он пришёл к созданию особого, аскетического, лаконичного стиля, свободного от романтических излишеств и преувеличений, и во многом предвосхитил музыкально-выразительные средства 20 века.
Деятельность Листа сыграла большую роль в становлении венгерской национальной композиторской и пианистической школ и оказала большое влияние на развитие мировой музыкальной культуры.
Я. И. Мильштейн
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Список сочинений →
Жизненный и творческий путь →
Фортепианное творчество →
Симфоническое творчество →
Вокальное творчество →