Festklänge, S. 101
«Праздничные звоны» (нем. Festklänge), S. 101 ― седьмая по счёту симфоническая поэма Ференца Листа, сочинённая им в 1853 году. Изначально Лист намеревался представить эту пьесу на своей свадьбе с принцессой Каролиной Витгенштейн, но она так и не состоялась. Сочинение было впервые исполнено 9 ноября 1854 года в Веймарском театре в качестве вступительной музыки к произведению Фридриха Шиллера «Приветствия искусств». Симфоническая поэма была опубликована лейпцигским издательством «Breitkopf & Härtel» в 1856 году.
Поэма написана для 2 флейт, 2 гобоев, 2 кларнетов, 2 фаготов, 4 валторн, 3 труб, 2 теноровых тромбонов, бас-тромбона, тубы, литавр, тарелок, бас-барабана и струнных. В отличие от многих других симфонических поэм Листа, поэма «Праздничные звоны» имеет лёгкий и игривый характер. Основная тональность произведения ― до мажор.
Лист также переложил симфоническую поэму для фортепиано (S. 511d ― в две руки и S. 595 ― в четыре руки) и для двух фортепиано (S.641).
Симфоническая поэма – в отличие от симфонии – всегда программна, и многие поэмы Ференца Листа имеют определенные источники, с которыми нужно познакомиться, чтобы в полной мере понять их содержание… Но ничего подобного нет в поэме «Праздничные звоны» – она не связана с каким-либо стихотворением, драмой или мифологическим сюжетом, а композитор, имевший обыкновение предпосылать своим поэмам программы, в данном случае оказался удивительно немногословным… Пролить свет на содержание поэмы позволяет время ее создания – и события, которые происходили тогда в жизни автора.
В 1847 г. Ференц Лист познакомился с Каролиной Витгенштейн – супругой высокопоставленного русского аристократа князя Витгенштейна. В лице этой женщины – прекрасной, утонченной – он находит и восторженную поклонницу своего таланта, и единомышленницу, разделяющую его идеалы и устремления. Лист и Каролина Витгенштейн, казалось, были созданы друг для друга (в то время как отношения с мужем у нее не сложились, и супруги уже давно не жили вместе). Вопреки всем и всему Каролина покидает Россию, чтобы быть с любимым, они намереваются пожениться… но официально Каролина замужем. Многолетние хлопоты о получении развода не увенчались успехом, даже после смерти князя Папа Римский долго не давал разрешения на брак, а когда наконец исчезло последнее препятствие – Лист отказался от этой идеи, приняв сан аббата… Но всё это будет потом, а в 1853 г. – когда создавалась поэма – еще невозможно было это предвидеть, Лист и его возлюбленная были уверены, что очень скоро Каролина будет свободна – и состоится их свадьба… Вот какие «праздничные звоны» грезились в то время композитору – и получили воплощение в симфонической поэме.
При всей автобиографичности образного содержания оно все же остается предельно обобщенным, без представления конкретной последовательности событий, и этим обусловлена классическая сонатная форма поэмы. Праздничное настроение возникает уже во вступлении, задающем тон поэме: мощные удары литавр, фанфарные обороты, торжественно провозглашаемые медными духовыми на фоне «возгласов» и пассажей струнных. В дальнейшем эти интонации будут пронизывать все произведение, появляясь в основном на гранях формы – в конце экспозиции, перед кодой, они же и завершат поэму, образуя красочную «рамку» для музыкальной «картины». Но при всей своей эффектности «праздничные звоны» вступления остаются именно «рамкой» для более глубоких и значительных музыкальных образов. Они появляются уже во вступлении – возвышенный хорал струнных сменяется женственной, грациозной темой, передаваемой от гобоя к солирующей скрипке, ее мягко обволакивают флейтовые пассажи. Эта нежная мелодия, основанная на томной малой септиме, кажется не вполне реальной, как мечта о грядущем счастье (пока еще только мечта). Вступление виолончели, проводящей ту же тему в виде канона с гобоем, напоминает любовный дуэт.
Главная партия сонатного allegro вырастает из интонаций хорала, представленного во вступлении, а сопровождают ее фигурации, в которые трансформировались пассажи из «женственной» темы. В таком виде она приобретает активное и даже мужественное звучание. Приподнятость этой темы очень естественно сочетается с фанфарными оборотами, следующими за нею. После паузы начинается побочная партия, состоящая из нескольких лирических тем. Первая из них связана с третьей темой вступления – и интонационно, и темброво, но инструменты появляются в ином порядке: сначала виолончель, затем гобой. Изящная и хрупкая вторая тема представляет собой новый вариант хорала. В следующем эпизоде присутствуют отдельные ритмические элементы полонеза (ведь Каролина Витгенштейн родилась в Польше). Черты этого танца еще сильнее ощущаются в торжественной заключительной партии. Завершают экспозицию фанфарные обороты.
В разработке подвергаются развитию первая («фанфарная») тема вступления и главная партия, но периодически появляется хоральная тема, которая звучит здесь более мощно, чем во вступлении (ее излагают трубы и валторны в унисон), а в кульминации ее полнозвучно провозглашает весь оркестр. В дальнейшем развитии хоральная тема звучит то таинственно и затаенно у струнных с сурдинами, то проводится деревянными духовыми, напоминая звучание органа. Репризе предшествует возвращение третьей – лирической – темы вступления.
В репризе темы появляются в том же порядке, что и в экспозиции, но колорит их слегка меняется – например, в первой теме побочной партии виолончель заменяется валторной. Фанфарные интонации знаменуют переход к коде, которая начинается просветленным звучанием хоральной темы в изложении деревянных духовых, сопровождающее ее тремоло струнных придает ему трепетный оттенок. Звучность постепенно нарастает, фактура уплотняется – и завершается поэма торжественно-приподнятым звучанием хоральной темы и фанфарными оборотами.