«Веймарская школа», «новонемецкое направление» — творческое объединение немецких музыкантов и других представителей художественной интеллигенции. Возникло в начале 50-х гг. 19 в. в г. Веймаре (Тюрингия). Главой Веймарской школы был Ференц Лист. Сюда входили также композиторы П. Корнелиус, Й. Рафф, А. Риттер, пианисты X. Бюлов, К. Таузиг, музыкальные критики К. Ф. Брендель и Р. Поль, поэт А. Г. Гофман фон Фаллерслебен и др.
Возникновение Веймарской школы было связано с национальным подъёмом накануне объединения Германии, с борьбой передовых деятелей против отсталости и консерватизма.
Активная творческая и дирижёрская деятельность Листа, избравшего с 1848 своим местопребыванием Веймар, сделала этот город центром притяжения для многих передовых немецких деятелей. С 1852 «Neue Zeitschrift für Musik» («Новый музыкальный журнал», осн. в 1834 в Лейпциге Р. Шуманом) переходит в руки сторонников Листа и пропагандирует их идеи. В 1854 в Веймаре по инициативе Листа и Фаллерслебена создаётся объединение передовой веймарской интеллигенции, получившее наименование «Нововеймарской школы». Юбилей журнала «Neue Zeitschrift für Musik» в 1859 послужил поводом для организации Всеобщего немецкого музыкального союза (Allgemeiner deutscher Musikverein, создан в 1861 во время музыкального фестиваля в Веймаре).
Как музыкальное содружество Веймарская школа противопоставила себя более академичной Лейпцигской школе. Представители Веймарской школы боролись за романтическое музыкальное искусство, за идейную насыщенность музыки и коренное обновление её форм на основе программности, поддерживали Рихарда Вагнера и его оперную реформу.
Идеи Веймарской школы нашли яркое выражение в критических статьях Листа 50-х гг. Реализацией этих идей было творчество Листа и др. представителей Веймарской школы, а в области музыкального исполнения — симфонические концерты в Веймаре, составленные из произведений. Листа, Берлиоза и Вагнера, а также спектакли Веймарского театра — постановка опер Вагнера, Берлиоза, Шумана, П. Корнелиуса.
Лист и его сторонники высоко ценили и пропагандировали произведения русских композиторов — Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Балакирева и др. Благодаря деятельности Веймарской школы Веймар превратился в один из важнейших музыкальных центров. В Веймаре и др. городах Германии и Австрии проводились музыкальные фестивали.
Позиции Веймарской школы не были лишены некоторой ограниченности. Её представители порой недооценивали жизнеспособность в новых условиях традиционных классических форм непрограммной музыки, по сравнению с композиторами лейпцигской школы они уделяли меньшее внимание претворению в своих произведениях немецких народно-бытовых жанров. При всём этом деятельность Веймарской школы определила важные достижения немецкой музыкальной культуры в 50-х гг. 19 века.
В начале 60-х гг. обстановка реакции и засилья филистерства, мешавшая осуществлению реформаторских замыслов Листа, заставила его на время покинуть Германию, и Веймарская школа распалась. Враждующие группировки немецкой музыкальной общественности с этого времени сплотились вокруг Брамса, с одной стороны, и Вагнера — с другой.
Литература: Мильштейн Я. И., Ф. Лист, т. 1, М., 1956, гл. IV; Друскин М. С., История зарубежной музыки, вып. 4, М., 1967.
Г. В. Крауклис
Музыкальная энциклопедия