Piano music
Фортепианные произведения образуют лучшую часть творческого наследия Ференца Листа. В них гармонично сочетались художественные индивидуальности пианиста и композитора: один помогал другому пролагать новые пути в музыкальном искусстве.
«Лист, как виртуоз, феномен из числа тех, что являются однажды в несколько столетий»,— писал Серов. Свои самые сокровенные думы Лист поверял фортепиано. Красочно и образно он сам поведал об этом: «Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь,— больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверяю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости. Его струны трепетали от моих страстей, и его послушные клавиши подчинялись любому моему капризу».
Поэтому именно в области фортепианной музыки Лист раньше всего находил новые средства выразительности, новые методы композиции. Как гениальный пианист, своим исполнением убеждавший и увлекавший многие тысячи слушателей, Лист и в композиторской практике добивался рельефного и доходчивого изложения музыкальных мыслей. С другой стороны, как непрестанно ищущий художник, одаренный гениальным творческим чутьем, он обновил весь строй и характер звучания фортепиано, сделав из него, по меткому выражению Стасова, «неведомую и неслыханную вещь — целый оркестр».
Симфоническая трактовка фортепиано — вот то новое, что привнес Лист в современное исполнительство и творчество. В двух взаимосвязанных аспектах проявляла себя его могучая фантазия: он разрабатывал оркестральную мощь звучания инструмента и одновременно обогащал его колористические возможности. В одном из писем Лист указывал, что цель его — «...приобщить дух пианиста-исполнителя к оркестровым эффектам и в ограниченных пределах фортепиано сделать чувствительными разнообразные инструментальные звуковые эффекты и оттенки». Практически в своем творчестве Лист осуществил это, насытив фортепианные произведения тембрами и мелодическим складом то медных или деревянных духовых инструментов, то скрипок или виолончелей, то громоподобных колоколов или серебристых колокольчиков и т. д.
Исходя из таких предпосылок. Лист небывало расширил выразительные ресурсы пианизма, на первый план выдвинув мощь, блеск и красочность звучания. Среди новых, открытых им приемов фортепианной техники выделим следующие.
Лист стремился использовать все регистры фортепиано: применял глубоко и сочно звучащие басы, мелодию переносил в средний, «виолончельный» регистр, а в «верхах» выявлял прозрачное, кристально-чистое звучание. Сопоставлению регистров в одновременности служили пассажи, словно одним броском охватывающие всю клавиатуру рояля (см. пример 107); он насыщал их аккордовыми комплексами, а сами аккорды давал в широком расположении (см. пример 108).
Для более выпуклой и броской передачи драматических или динамических моментов Лист широко использовал оркестровые эффекты тремоло, аккордовые трели или октавы martellato:
Особое внимание он уделял распределению звукового материала между двумя руками, их переносу и переброске в разные регистры фортепиано. Среди других излюбленных Листом технических приемов отметим пассажи октавами, двойными нотами, виртуозно используемую технику репетиций и т. п.
Все эти приемы способствовали разработке многослойной фактуры листовских произведений, развитие которых дается в нескольких динамических и колористических планах — подобно тому, как это имеет место в оркестровых сочинениях. Великий реформатор фортепианной игры учил пианистов, чтобы они «привыкали делать акценты и группировать мотивы, выставляли вперед то, что важнее, и подчиняли ему менее важное, одним словом, ставили себе нормою оркестр».
Конечно, не сразу оформились новые черты фортепианного стиля Листа. В его эволюции обычно устанавливают четыре этапа. Первый (20-е — середина 30-х годов) связан с изучением возможностей фортепиано, с подражанием бравурной манере современных виртуозов. Во втором (конец 30-х — 40-е годы) Лист вырабатывает индивидуальный стиль, обогащая свою технику и музыкальный язык новейшими достижениями композиторов-романтиков (Паганини, Берлиоз, Шопен). Третий этап (конец 40-х — 60-е годы) — вершина мастерства Листа — характеризуется оправданностью всех технических приемов требованиями выразительности и содержательности, отсутствием виртуозных «излишеств». Последний этап (70—80-е годы) ознаменован новыми исканиями: отказ от монументальных замыслов, поиски более камерного звучания, тонкой колористичности, импрессионистских красок.
В количественно огромном наследии фортепианной музыки Листа запечатлены разнообразные жанры: парафразы (свободные фантазии на темы сочинений других авторов) и транскрипции (переложения для фортепиано симфонических, органных, вокальных произведений); этюды; музыкальные картины — программные пьесы, преимущественно объединенные в циклы и сборники; сонаты; рапсодии.
М. Друскин
Транскрипции и парафразы
«Годы странствий»
Фантазия-соната «По прочтении Данте»
Соната си минор
Венгерские рапсодии
«Поэтические и религиозные гармонии»
«Рождественская ёлка»
«Мефисто-вальс»
Фортепианные концерты
«Утешения»
Этюды