Die Ideale, S. 106
«Идеалы» (нем. Die Ideale, S. 106) ― двенадцатая по счёту симфоническая поэма Ференца Листа, сочинённая им в 1857 году и впервые исполненная 5 сентября того же года в Веймаре, на торжественном открытии памятника Гёте и Шиллеру.
Произведение написано в фа мажоре и длится около 25 минут.
Лист также переложил симфоническую поэму для фортепиано (S. 167e ― в две руки, S. 596c ― в четыре руки) и для двух фортепиано (S. 646).
Симфоническая поэма «Идеалы» – последняя симфоническая поэма Ференца Листа по официальной нумерации и одна из последних по времени написания (композитор создал ее в 1857 г.). Подобно подавляющему большинству листовских поэм, оно имеет литературную основу – таковой является одноименное стихотворение Фридриха Шиллера. Поэт написал «Идеалы» в 1795 г., оно принадлежит к числу так называемых «философских» стихотворений.
Не ограничившись отсылкой к литературному источнику в виде заглавия, композитор приложил к партитуре полный стихотворный текст в качестве литературной программы произведения. Более того – и началу симфонической поэмы, и каждому из ее разделов предпослан фрагмент стихотворения Шиллера в качестве эпиграфа. Еще ни в одном программном симфоническом сочинении – ни у самого Листа, ни у какого-либо другого композитора – литература и музыка не представали в таком тесном переплетении. Тем более интересным представляется сопоставление стихотворения Шиллера и музыки Листа. Композитор не только нарушил порядок следования строф, но и по-иному «расставил смысловые акценты». Шиллеровский лирический герой скорбит об утраченных идеалах юности и ищет утешения в творческом труде. В поэме Листа возвышенные идеалы не утрачены – напротив, композитор провозглашает их поистине «во весь голос». Во избежание недопонимания со стороны слушателя, Ференц Лист не ограничивается цитатами из Шиллера, заключительный раздел симфонической поэмы сопровождается его собственным комментарием: «Утверждение идеалов и борьба за них является высшей целью нашей жизни». В таком парадоксальном соотношении находятся стихотворение Шиллера и поэма Листа: с одной стороны – теснейшее взаимодействие, с другой – полная противоположность идеи.