Nicolai Boyarchikov
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976), народный артист РСФСР (1985), лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1977), профессор. Окончил ЛХУ в 1954 (ученик Б. Шаврова), балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории в 1967 (ученик Ф. Лопухова. И. Бельского).
С 1954 года в Малом театре. Первый исполнитель партий: Вадим («Сильнее любви»), Бриаксис («Дафнис и Хлоя»), Берсенев, Инсаров «Накануне»), Жених («Цветы»), Первый солист («Тема с вариациями»), Павел («Круг ада»), Марцелина («Тщетная предосторожность»), Дроссельмейер («Щелкунчик»), Цезарь («Антоний и Клеопатра»), Квартирант («История одной девушки»), Солист («Болеро»), Хоттабыч («Старик Хоттабыч»), Швейный начальник («Директивный бантик»); др. партии: Мензер («Семь красавиц»), Хулиган; д'Артаньян, Кардинал («Три мушкетера»), Франц («Голубой Дунай»), Рене («Фадетта»), Сильвио («Мнимый жених»), Царевич («Жар-птица»), Эрос («Эрос»), Конрад («Корсар»), Юноша («Встреча»), Клавдий («Размышления»), Канцлер («Двенадцать месяцев»), Старейшина («Веспа священная»), Главный разбойник («Доктор Айболит»), Богатырь («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»), Комендант («Юность»), Ротбарт, испанский танец («Лебединое озеро»).
Интересный танцовщик, успешно исполнявший как классические, так и характерные партии. Обладал большим актерским дарованием. Его творческая индивидуальность наиболее полно раскрылась в балетах с современной пластикой, в ролях с острым хореографическим рисунком.
В балетмейстерских работах показал себя одаренным хореографом. Будучи студентом консерватории, удачно дебютировал балетом «Три мушкетера», создав яркий, остроумный спектакль, пародирующий бурные страсти романа, проявил неистощимую выдумку в гротесковой и юмористической характеристике персонажей. Значительной работой балетмейстера стал и балет «Пиковая дама». В последующих сочинениях Боярчиков показал себя ищущим мастером, пробующим силы в разных жанрах балетного театра.
В 1971-77 главный балетмейстер Пермского театра. С 1977 главный балетмейстер Малого театра. Поставил: «Три мушкетера» (1964, Малый т-р; 1966, Пермский т-р), «Деревянный принц» (1966, Малый т-р), «Пиковая дама» (1968, ленингр. «Камерный балет»; под названием «Три карты», 1973, Пермский т-р), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1972, Пермский т-р; 1974, Зап. Берлин, Немецкая гос. опера), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1973, Пермский т-р), «Царь Борис» (1975, Пермский т-р; 1978, Малый т-р), «Слуга двух господ» (1976, Пермский т-р; 1978, Малый т-р), «Орфей и Эвридика» (1977, Пермский т-р; 1979, Малый т-р), «Геракл» (1981, Малый т-р), «Разбойники» (1982, Малый т-р), «Макбет» (1984, Малый т-р), «Женитьба» (1986, Малый т-р).
Возобновил в своей редакции: «Лебединое озеро» (1980, совместно с балетмейстерским отделением Ленинградской консерватории), «Эсмеральда» (1981, консультанты Т. Вечеслова, П. Гусев).
Сочинения: Говорят балетмейстеры: Н. Боярчиков.— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1977, вып. 2; Танцует Орфей (беседа с Э. Юлиной).— Смена, 1978, 19 янв.; Будущее определяем поиском.— Сов. балет, 1982, № 6; Эпоха ставит проблемы,— Там же, 1986, № 4.
Литература: Чистякова В. Почти по Дюма.— Театр, 1965, № 5; Медведев А. Великолепная четверка.— Сов. музыка, 1965, № 7; Дьяконов А. Барток сложнее.— Сов. культура, 1967, 16 мая; Мейлих Е. Поиски и находки «Камерного балета».— Веч. Ленинград, 1969, 26 июня; Соколов А. Схватка с лирикой,— Театр, 1970, № 2; Львов-Анохин Б. Отточенный до символа.— Там же, 1975, № 4; Чернова П. Николай Боярчиков,— Труд, 1978, 12 марта; Деген А. Хореографическая трагедия.— Смена, 1978, 11 апр.; Прохорова В. Когда звонят колокола.— Театральная жизнь, 1978, № 24; Линькова Л. С героями Шиллера,— Сов. балет, 1983, № 4; Майниеце В. «Разбойники»,— Муз. жизнь, 1984, № 13; Ступников И. Трагическая сага,—Сов. культура, 1985, 12 янв.; Бялик М. Обреченность зла.— Сов. балет, 1985, № 2; Розанова О. Разноликие загадки балета,— Веч. Ленинград, 1985, 27 сент.; Кузовлева Т. «Макбет» Николая Боярчикова,— Театр, 1985, № 10; Вульф В. Фантазия на тему «Женитьбы».— Сов. балет, 1986, № 5.
А. Деген, И. Ступников