Юлий Николаевич Мельгунов

Дата рождения
11.09.1846
Дата смерти
31.03.1893
Профессия
Страна
Россия

Мельгунов Юлий Николаевич (30 VIII (11 IX) 1846, Ветлуга, ныне Горьковской обл. — 19 (31) III 1893, Москва) — русский пианист, музыкальный теоретик и фольклорист.

В 1866 окончил Александровский (быв. Царскосельский) лицей. Игре на фортепиано обучался у А. Л. Гензельта и А. Дрейшока в Петербурге. С 1864 выступал как пианист. Ок. 1870 переехал в Москву, где некоторое время занимался в консерватории в классе Н. Г. Рубинштейна. В 1875–76 изучал акустику и гармонизацию древних церковных напевов под рук. Ю. К. Арнольда.

В Москве сблизился с немецким филологом и музыковедом Р. Вестфалем, стал последователем его теории музыкального ритма. Результатом их совместной работы явилось издание «10 фуг Баха» в редакции Вестфаля с предисловием Мельгунова «О ритмическом исполнении фуг Баха» (1878). С целью пропаганды своих взглядов на роль ритма в исполнении классической музыки предпринял в 70-х гг. (вместе с Вестфалем) концертную поездку по Германии. Выступал также в городах России, Польши, Финляндии с Ф. Лаубом и К. Ю. Давыдовым.

Главное значение имеет деятельность Мельгунова как собирателя и исследователя русской народной песни. Его сборники «Русские народные песни непосредственно с голосов народа записанные» (вып. 1–2, 1879–85) открыли новую страницу в истории русской музыкальной фольклористики, явившись первым опытом воспроизведения многоголосной фактуры русской народной песни. В предисловии к 1-му вып. Мельгунов выдвинул идею о полифоническом, подголосочном складе русской хоровой крестьянской песни, дал характеристику её самобытной ладовой основы, свободной от схем древнегреческих и средне-вековых ладов (в противоположность В. Ф. Одоевскому и А. Н. Серову).

Он впервые применил запись различных вариантов одного и того же напева, восстанавливая многоголосную фактуру песни путём сведения вариантов в единое целое. В соответствии с этим Мельгунов приводит песенные напевы в виде таблицы вариантов напева (без подтекстовки), а затем в виде фортепианного изложения (с текстом).

Наблюдения Мельгунова над подголосочной природой русской хоровой крестьянской песни получили в дальнейшем отражение в работах H. E. Пальчикова, Н. М. Лопатина и В. П. Прокунина, В. М. Орлова, нашли подтверждение в фонографических записях Е. Э. Линёвой и М. Е. Пятницкого. Мельгунову принадлежит предисловие и редакция сб. «Напевы Вологодской губернии, собранные М. Куклиным» (вып. 1, М., 1890).

Сочинения:

Русские народные песни, непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные, вып. l — Для фортепьяно в 2 руки, вып. 2 — Переложение для фортепьяно в 2 руки П. Бларамберга, М., 1879–85; К вопросу о русской народной музыке. По ловоду новейших сборников народных песен, «Этнографическое обозрение», 1890, No 3; Записка о церковной музыке, читанная в заседании Московского общества любителей Церковного пения в мае 1883 года, в сб.: Труды Музыкально-этнографической комиссии, т. 1, М., 1906; О ритме и гармонии русских песен. Из посмертных бумаг Ю. Н. Мельгунова, там же; Элементарный учебник музыкальной ритмики, там же, т. 3, вып. 1, М., 1907.

Литература: Линёва Е., Ю. Н. Мельгунов как новатор-исследователь народной песни, «РМГ», 1903, No 23–24; Macлов A., Ю. H. Мельгунов как исследователь русской народной песни, «Этнографическое обозрение», 1903, No 3; Янчук Н., Памяти Ю. Н. Мельгунова, там же; Кашкин Н. Д., По поводу элементарного учебника музыкальной ритмики Ю. Н. Мельгунова, в сб.: Труды Музыкально-этнографической комиссии, т. 3, вып. 1, М., 1907; Лобанов М., Выдающийся исследователь-фольклорист, «СМ», 1971, No 10.

И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама