Вербункош

Вербункош

Вербункош (венг. verbunkos, от нем. Werbung — вербовка) — жанр венгерской танцевальной музыки, возникший во 2-й половине 18 в., а также стиль венгерской инструментальной музыки конца 18 — нач. 19 вв., оказавший значительное влияние на всю венгерскую национальную музыку, начиная с танцевальной музыки и популярных песен и кончая оперой и симфоническими произведениями. В музыковедческой литературе 20 в. термин «вербункош» обозначает главным образом музыкальный стиль.

Зарождение вербункоша связано с вербовкой новобранцев в армию. Литературные источники и рисунки свидетельствуют, что уже в сер. 18 в. вербовка сопровождалась танцами и музыкой. Около 1770 эта музыка получила название «вербункош», распространившееся по всей стране. В основе вербункоша лежал мужской танец вербунк (verbunk tбnc), возникший из нар. танцев гайдуков, свинопасов и др. и исполнявшийся либо как виртуозный сольный, либо как групповой танец. Вербунк играл значит. роль ещё во время революции и войны за освобождение Венгрии 1848–49; повстанцы прибегали к нему при вербовке новобранцев для пополнения своих рядов. Позднее вербунк стал уступать место возникшему из его быстрой части (friss) чардашу. Музыка вербункоша исполнялась, как правило, цыганскими ансамблями (обычно в составе двух скрипок, контрабаса, цимбал), однако на нек-рых старинных рисунках, запечатлевших сцену вербовки, изображён лишь один музыкант, играющий на волынке.

Муз. язык раннего В. свидетельствует о разнородности его истоков: в нём заметны элементы старинных венг. танц. мелодий, фольклора соседних народов — южных славян и румын, мотивы вост. музыки, привнесённые, вероятно, исполнителями — цыганами, а также черты, определяющиеся влиянием совр. проф. нем. и итал. музыки. В., представляющий собой единый жизнеспособный сплав этих элементов, стал муз. символом венг. нации. В нём нашло отражение характерное для обществ. жизни Венгрии 2-й пол. 18 в. пробуждение нац. самосознания. Постепенно определился комплекс присущих В. стилевых особенностей: пунктирные и обращлнные пунктирные ритмы; «цыганский» или «венгерский» звукоряд с двумя увелич. секундами; чередование широких, напевных мелодий в медленном темпе (lassu или hallgatу) с муз. отрывками, проходящими в стремительно быстром темпе (friss); фигурация разл. видов, в т. ч. виртуозная инстр. (скрипичная) орнаментика, осн. на импровизац. характере исполнения; частое применение пассажей из триолей; легко запоминающиеся-ка-денционные формулы, связанные с танц. фигурой «притопывания».

Первые сохранившиеся венг. нотные издания В. относятся к 80-м гг. 18 в., это песни Ф. Вершеги и Венгерские танцы Й. Бенграфа:

Ф. Вершеги. Песня. 1780

Ф. Вершеги. Песня. 1780

Й. Бенграф. Танец из сб. «Двенадцать венгерских танцев для клавичембало». 1790
Й. Бенграф. Танец из сб. «Двенадцать венгерских танцев для клавичембало». 1790

Й. Бенграф. Танец из сб. «Двенадцать венгерских танцев для клавичембало». 1790

В. достиг расцвета в нач. 19 в. в творчестве и исполнительстве знаменитой «триады» скрипачей-виртуозов Я. Бихари, Я. Лавотты и А. Чермака.

Я. Бихари. Венгерский танец, или вербункош. 1804

Я. Бихари. Венгерский танец, или вербункош. 1804

Богатое собрание пьес издал композитор и хоровой регент Й. Рузичка. Его «Венгерские песни из области Веспрем» (1823—1832) содержат 135 пьес в 15 выпусках.

Й. Рузичка. Быстрый венгерский танец. 1832

Й. Рузичка. Быстрый венгерский танец. 1832

После 1830 В. выходит за пределы танцевальной музыки, проникая в камерную инструментальную и фп. музыку, в романс и оперу.

Характерный образец В. — знаменитый Ракоци-марш, созданный неизвестными авторами. Ф. Лист в своих венгерских рапсодиях и др. произведениях разрабатывает мелодии В.; Ф. Эркель во многих эпизодах своих опер, особенно в ариях лирического характера, привлекает характерные для В. ритмо-интонации.

Ф. Эркель. Отрывок из 3-го акта оперы «Банк бан»

Ф. Эркель. Отрывок из 3-го акта оперы «Банк бан»

Под влиянием стиля В. написаны нек-рые произведения Б. Бартока, в частности симф. поэма «Кошут», рапсодия для фп. с орк., концерт для орк. и др.

Примером использования старинного В. в совр. венг. музыке может служить антракт из оперы З. Кодая «Хари Янош»:

антракт из оперы З. Кодая «Хари Янош»

В. нашёл отражение в творчестве мн. западноевроп. композиторов. Эпизод a-moll в финале скр. концерта В. А. Моцарта A-dur (К-V 219,1775) Б. Сабольчи считает первым нотированным вербункошем. Мотивы В. встречаются у Й. Гайдна (Rondo all ongarese из фп. трио G-dur и др. произведения), Л. Бетховена (эпизод g-moll в финале 3-й симфонии, тема побочной партии в финале 7-й симфонии, увертюра «Король Стефан»), Ф. Шуберта (финал стр. квинтета C-dur op. 163, «Венгерский дивертисмент» для фп. в 4 руки и ряд небольших инстр. произведений), Г. Берлиоза (использование мелодии Ракоци-марша в оратории «Осуждение Фауста»), И. Брамса (концерты, Венгерские танцы) и др.

Литература: Мильштейн Я., Ф. Лист, т. I, M., 1956, 1971; Сабольчи Б., История венгерской музыки, пер. с венг., Будапешт, 1964, с. 53–65, 148–57.

П. Ф. Вейс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Стиль вербункош

реклама

вам может быть интересно

Сериальность, сериализм Термины и понятия
Смычок Музыкальные инструменты

рекомендуем

смотрите также

Нью-Йорк музыкальный Национальные культуры
Виват Термины и понятия
Тальянка Музыкальные инструменты
Швейцарская музыка Национальные культуры
Резонанс Термины и понятия
Квинта Теория музыки
Sostenuto, состенуто Термины и понятия
Кант Музыкальные жанры
Мензуральная нотация Термины и понятия
Двоезнаменник Термины и понятия

Реклама