Вербункош (венг. verbunkos, от нем. Werbung — вербовка) — жанр венгерской танцевальной музыки, возникший во 2-й половине 18 в., а также стиль венгерской инструментальной музыки конца 18 — нач. 19 вв., оказавший значительное влияние на всю венгерскую национальную музыку, начиная с танцевальной музыки и популярных песен и кончая оперой и симфоническими произведениями. В музыковедческой литературе 20 в. термин «вербункош» обозначает главным образом музыкальный стиль.
Зарождение вербункоша связано с вербовкой новобранцев в армию. Литературные источники и рисунки свидетельствуют, что уже в сер. 18 в. вербовка сопровождалась танцами и музыкой. Около 1770 эта музыка получила название «вербункош», распространившееся по всей стране. В основе вербункоша лежал мужской танец вербунк (verbunk tбnc), возникший из нар. танцев гайдуков, свинопасов и др. и исполнявшийся либо как виртуозный сольный, либо как групповой танец. Вербунк играл значит. роль ещё во время революции и войны за освобождение Венгрии 1848–49; повстанцы прибегали к нему при вербовке новобранцев для пополнения своих рядов. Позднее вербунк стал уступать место возникшему из его быстрой части (friss) чардашу. Музыка вербункоша исполнялась, как правило, цыганскими ансамблями (обычно в составе двух скрипок, контрабаса, цимбал), однако на нек-рых старинных рисунках, запечатлевших сцену вербовки, изображён лишь один музыкант, играющий на волынке.
Муз. язык раннего В. свидетельствует о разнородности его истоков: в нём заметны элементы старинных венг. танц. мелодий, фольклора соседних народов — южных славян и румын, мотивы вост. музыки, привнесённые, вероятно, исполнителями — цыганами, а также черты, определяющиеся влиянием совр. проф. нем. и итал. музыки. В., представляющий собой единый жизнеспособный сплав этих элементов, стал муз. символом венг. нации. В нём нашло отражение характерное для обществ. жизни Венгрии 2-й пол. 18 в. пробуждение нац. самосознания. Постепенно определился комплекс присущих В. стилевых особенностей: пунктирные и обращлнные пунктирные ритмы; «цыганский» или «венгерский» звукоряд с двумя увелич. секундами; чередование широких, напевных мелодий в медленном темпе (lassu или hallgatу) с муз. отрывками, проходящими в стремительно быстром темпе (friss); фигурация разл. видов, в т. ч. виртуозная инстр. (скрипичная) орнаментика, осн. на импровизац. характере исполнения; частое применение пассажей из триолей; легко запоминающиеся-ка-денционные формулы, связанные с танц. фигурой «притопывания».
Первые сохранившиеся венг. нотные издания В. относятся к 80-м гг. 18 в., это песни Ф. Вершеги и Венгерские танцы Й. Бенграфа:
Ф. Вершеги. Песня. 1780
Й. Бенграф. Танец из сб. «Двенадцать венгерских танцев для клавичембало». 1790
В. достиг расцвета в нач. 19 в. в творчестве и исполнительстве знаменитой «триады» скрипачей-виртуозов Я. Бихари, Я. Лавотты и А. Чермака.
Я. Бихари. Венгерский танец, или вербункош. 1804
Богатое собрание пьес издал композитор и хоровой регент Й. Рузичка. Его «Венгерские песни из области Веспрем» (1823—1832) содержат 135 пьес в 15 выпусках.
Й. Рузичка. Быстрый венгерский танец. 1832
После 1830 В. выходит за пределы танцевальной музыки, проникая в камерную инструментальную и фп. музыку, в романс и оперу.
Характерный образец В. — знаменитый Ракоци-марш, созданный неизвестными авторами. Ф. Лист в своих венгерских рапсодиях и др. произведениях разрабатывает мелодии В.; Ф. Эркель во многих эпизодах своих опер, особенно в ариях лирического характера, привлекает характерные для В. ритмо-интонации.
Ф. Эркель. Отрывок из 3-го акта оперы «Банк бан»
Под влиянием стиля В. написаны нек-рые произведения Б. Бартока, в частности симф. поэма «Кошут», рапсодия для фп. с орк., концерт для орк. и др.
Примером использования старинного В. в совр. венг. музыке может служить антракт из оперы З. Кодая «Хари Янош»:
В. нашёл отражение в творчестве мн. западноевроп. композиторов. Эпизод a-moll в финале скр. концерта В. А. Моцарта A-dur (К-V 219,1775) Б. Сабольчи считает первым нотированным вербункошем. Мотивы В. встречаются у Й. Гайдна (Rondo all ongarese из фп. трио G-dur и др. произведения), Л. Бетховена (эпизод g-moll в финале 3-й симфонии, тема побочной партии в финале 7-й симфонии, увертюра «Король Стефан»), Ф. Шуберта (финал стр. квинтета C-dur op. 163, «Венгерский дивертисмент» для фп. в 4 руки и ряд небольших инстр. произведений), Г. Берлиоза (использование мелодии Ракоци-марша в оратории «Осуждение Фауста»), И. Брамса (концерты, Венгерские танцы) и др.
Литература: Мильштейн Я., Ф. Лист, т. I, M., 1956, 1971; Сабольчи Б., История венгерской музыки, пер. с венг., Будапешт, 1964, с. 53–65, 148–57.
П. Ф. Вейс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.