Венера Фаритовна Гимадиева (род. 28 мая 1984, Казань) — российская оперная певица (сопрано).
Российская певица Венера Гимадиева родилась в Казани. Родители музыкантами не являлись – отец был военным, а мать преподавала математику в школе, но музыку в семье любили: бабушка прекрасно пела татарские народные песни, даже выступала в клубе, а дед, не знавший нотной грамоты, с легкостью подбирал любую мелодию на фортепиано или на баяне. Дед и бабушка мечтали, чтобы их сын и дочь были музыкантами, но то, что не получилось с детьми, вышло с внуками: брат Венеры самостоятельно освоил бас-гитару и ударные, а Венера с семи лет занималась в музыкальной школе. Правда, родители поначалу не думали о музыкальной карьере для дочери – учиться ее отдали «для общего развития», но в шестом классе преподавательница, прослушивавшая детей для хорового кружка, обратила внимание на «взрослый тембр» девочки и предложила ей заниматься вокалом индивидуально.
В училище Венера поступила на дирижерско-хоровое отделение, но педагоги советовали ей перейти на вокальное. Тем не менее, в Казанской консерватории она тоже обучалась на дирижерско-хоровом факультете, продолжая заниматься вокалом индивидуально у Наили Сагировой. Она посоветовала ученице попытаться поступить в Санкт-Петербургскую консерваторию. Так Венера Гимадиева оказалась в классе Светланы Горенковой. Поначалу было не по себе – по словам певицы, «руки скучали по дирижированию» – но на третьем курсе Венера полностью осознала себя будущей оперной певицей и поняла, что желает себе именно такой судьбы.
В 2008 г. – еще до окончания учения – Венера становится солисткой театра «Санкт-Петербург опера». Там она дебютирует в роли Лючии де Ламмермур, поет Джильду, Серафину в «Колокольчике» Гаэтано Доницетти, Женевьеву в «Сестре Анжелике» Джакомо Пуччини, Люцию в «Поругании Лукреции» Бенджамина Бриттена.
В 2009 г. певица становится участницей Молодежной программы Большого театра. Попасть в первый набор этой программы у Гимадиевой шансов было немного: по срокам она опоздала, да и голос сходного типа уже был – тем не менее, ей позволили выступить сразу на втором туре и приняли. Занимался с нею Дмитрий Вдовин, который не просто учил молодую исполнительницу вокальной технике, а помогал ей находить новые краски в своем голосе, исследовать и раскрывать себя как певицу и как личность.
Первой ролью Гимадиевой в Большом театре стала Шемаханская царица – уже тогда публика обратила внимание на новую исполнительницу. Но по-настоящему заговорили о ней после «Травиаты». Участие Венеры в этом спектакле было обусловлено случайностью: Альбина Шагимуратова, которая должна была петь Виолетту, заболела, и Гимадиевой пришлось ее заменить. Но не только красотой голоса и вокальной техникой покорила публику певица – она продемонстрировала очень убедительную игру, которую она сама называет «актерским сумасшествием». Например, в последней картине, падая на кровать в момент смерти героини, она не подгибала ноги, как это обычно делают актеры, а вспомнила, как упал человек, лишившийся сознания на улице, и упала именно так.
После московского триумфа в известнейшей вердиевской опере Гимадиева получает приглашение исполнить эту роль на фестивале в Глайндборне. Здесь артистке тоже сопутствует успех – глайндборнский ее дебют называют «незабываемым и трогательным», критики отмечают «особую харизму», «волнующий спектр», «особое качество сопрано». Виолетта стала любимой ролью певицы. В этой роли выступает она в Дрездене, Лондоне, Париже, Венеции. Гимадиева пела Шемаханскую царицу в Бельгии, США, Испании, Лючию де Ламмермур в Германии и Китае, Джульетту в произведении Шарля Гуно в Перу, где в партии Ромео выступил Хуан Диего Флорес – оба исполнителя впервые пели в «Ромео и Джульетте».
В Большом театре Венера выступала в таких ролях, как Снегурочка, Серпина в «Служанке-госпоже», Ксения в «Борисе Годунове», Марфа в «Царской невесте». Участвовала она в исполнении «Немецкого реквиема» Иоганнеса Брамса в Концертном зале им. П.И.Чайковского.
Еще одна роль Венеры Гимадиевой в Большом театре – Амина в «Сомнамбуле». Эта опера Винченцо Беллини не ставилась в главном театре страны более ста лет – в ХХ веке не было ни одной постановки. Певица прониклась исключительной симпатией к этой героине – мягкой, наивной, способной «любить так, как умеют любить лишь дети». В 2014 г. певица за эту партию удостоилась премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль».